ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ УСЛОВНОГО ОСУЖДЕНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №29(296)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №29(296)
ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ УСЛОВНОГО ОСУЖДЕНИЯ
PROBLEMS OF EXECUTION OF CONDITIONAL SENTENCE
Elena Prudnikova
Student, TISBI University of Management, Russia, Kazan
Oksana Sundurova
Scientific supervisor, Candidate of Law, Associate Professor, Higher Educational Institution “University of Management “TISBI”, Russia, Kazan
Аннотация. Посвящено проблемам исполнения условного осуждения, основные проблемы исполнения уголовно-исполнительными инспекциями условного осуждения, рассматривается периодизация развития назначения условного осуждения. Приводится динамика применения судами условного осуждения в России.
Abstract. It is devoted to the problems of the execution of a suspended sentence, the main problems of the execution of a suspended sentence by criminal enforcement inspections, the periodization of the development of the appointment of a suspended sentence is considered. The dynamics of the use of probation by courts in Russia is given.
Ключевые слова: условное осуждение, криминализация, предупреждение, законодательство, статистика.
Keywords: probation, criminalization, prevention, legislation, statistics.
В категориально-понятийном аппарате юридической науки дефиниция «условное осуждение» трактуется как «мера уголовно-правового характера, направленная на установление для осужденного исправления, не требующего реального отбывания наказания». Эволюция зарождения и становления института условного осуждения в России имеет обширную историческую ретроспективу. Данный вопрос не относится к предмету нашего исследования, однако, в целях более полного понимания правовой природы и характеристик условного осуждения, приведем краткую периодизацию его развития (таблица 1):
Таблица 1.
Эволюция становления института условного освобождения
Период |
Нормативно-правовой акт |
Характеристика |
Дореволюционный период |
Уголовное уложение 1903 г. |
Начало формирования теоретико-методологической и правовой базы развития условного осуждения |
Советский период |
Ст. 32 Декрет ВЦИК от марта 1918 г. «О суде (Декрет №2)» |
Закрепление в нормативно-правовой базе понятия и условий назначения условного осуждения |
Уголовное право РСФСР, специальный раздел «Об условном осуждении» |
Регламентация оснований и порядка назначения условного осуждения. Установление основных условий применения условного осуждения: 1) преступление совершению впервые; 2) при исключительно тяжелом стечении обстоятельств; 3) осужденный не несет угрозы общественной безопасности. |
|
Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. |
Введение дополнительных условий применения условного осуждения, центральное из которых: возможность назначения условного осуждения лицу, для которого определенно наказание в виде лишения свободы. |
|
УК РСФСР 1926 г. |
Конкретизация сроков установления условного осуждения – от одного до десяти лет. |
|
УК РСФСР 1926 г. (редакция 1930 г.) |
Внесение в законодательство изменений, связанных с отменой условного осуждения в случае совершения осужденным в течение испытательного срока любого нового преступления. |
|
Основы уголовного законодательства СССР (25 декабря 1958 г.) |
Актуализация возможности применения условного осуждения при назначении осужденному лицу наказания в виде лишения свободы и исправительных работ. Применение условного освобождение базировалось на личности виновного и обстоятельстве дела. В постановлении №1 Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по применению условного осуждения» от 04 марта 1961 г. установлено «условное осуждение не должно применяться к лицам, виновным и причастным к совершению тяжкого преступления» |
|
УК РСФСР 1960 г. |
Введение возможности делегирования обязательств по контролю за условно осужденным на общественные организации или коллективе рабочих (с согласия самих организаций/коллектива). |
|
Указ Президиума Верховного Совета СССР 1970 г. |
Установление нового вида условного осуждения – «условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением к труду». |
|
Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1991 г. |
Приобретение «условным осуждением» новой коннотации (условное осуждение как условное неприменение наказания, форма освобождения от наказания), перенос условного освобождения в раздел «Назначение наказания». |
|
Современная Россия |
Уголовный кодекс РФ 1996 г. |
Помещение условного осуждения в гл. 10 УК РФ «Назначение наказания», определившую данную меру уголовно-правового характера как меру, применяемую при условии, что если, назначив исправительные работы, ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без отбывания наказания, он постановляет считать назначенное наказание условным. При этом, условное освобождение не распространяется на преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних. |
Базируясь на содержании таблицы 1, можно постулировать, что условное осуждение является результатом эволюции института наказания, прогрессировавшего от жестких видов наказания к более гуманным и цивилизованным.
Условное осуждение – наиболее мягкий инструмент воспитательно-профилактического воздействия на преступника, призванный максимально корректировать его поведение без изоляции от общества. Ценностно-смысловым ядром воспитательной парадигмы в рамках применения условного осуждения является возможность исправления преступника с сохранением его личностных особенностей. В отличие от фактического и реального лишения свободы, условное осуждение не обуславливает деструктивную трансформацию личности. В связи с чем, для преступлений, совершенных несовершеннолетними преступниками, условное осуждение должно стать доминирующей формой уголовной ответственности.
Условное осуждение – это особая мера наказания, при которой воспитательный эффект достигается не изоляцией осужденного от общества, а наложением ряда нормативных ограничений, требований и обязанностей:
– запрет на смену места проживания, учебы, работы без уведомления уголовно-исполнительной инспекции;
– запрет на посещение мест, обозначенных в приговоре;
– обязанность курс лечения от патологических зависимостей (наркомании, алкоголизма и т.д.);
– обязанность отмечаться в территориальной уголовно-исполнительной инспекции с установленной судом периодичностью.
Условное осуждение не может быть применено в следующих случаях:
а) осужденным за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста;
а.1) осужденным за преступления, предусмотренные, частями первой и второй статьи 205.1, статьей 205.2, частью второй статьи 205.4, частями первой - третьей статьи 206, частью четвертой статьи 210, статьями 210.1 и 360 УК РФ;
б) при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления в течение испытательного срока при условном осуждении, назначенном за совершение умышленного преступления, либо в течение неотбытой части наказания, назначенного за совершение умышленного преступления, при условно-досрочном освобождении;
в) при опасном или особо опасном рецидиве.
Доминирующим мотивом применения условного осуждения является установленная судом возможность исправления преступника без лишения свободы, идентификация его преступлений как не представляющих высокую общественную опасность (мало опасных), а также положительные характеристики преступника. Согласно официальной статистике, условное осуждение назначается преимущественно за преступления по ст. 158 УК РФ (кража), ст. 161 УК РФ (грабеж), ст. 228 УК РФ (незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов).
По данным Судебного департамента ВС РФ, в период 2012–2022 гг. число лиц, осужденных к условному наказанию, сократилось на 89 535 чел., что в процентном эквиваленте составляет 63% (рисунок 1). Если в 2012 г. удельный вес условно осужденных к наказанию в общем числе осужденных составлял 32,8%, то в 2022 г. – 26,5%. Данная тенденция связана, главным образом, с тремя обстоятельствами:
1) осознанием необоснованно широкого применения данной меры уголовно-правового характера (что было свойственно периоду 1999–2003 гг., когда свыше 40% лиц, привлеченных к уголовной ответственности, осуждались условно);
2) активная гуманизация отечественной уголовно-правовой политики;
3) снижение количества преступлений, за которые может быть назначено условное осуждение, т.е. повышение доли тяжких и особо тяжких преступлений.
Рисунок 1. Динамика применения судами условного осуждения в России
Нормативно-правовые рамки назначения и исполнения условного осуждения формируют Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 73), Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (раздел VIII), Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2011 № 21 (ред. от 18.12.2018) «О практике применения судами законодательства об исполнении приговора», Приказ Минюста РФ от 20 мая 2009 г. № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества» (с изменениями и дополнениями).
Согласно ст. 187 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее – УИК РФ), исполнение условного осуждения и контроль за поведением условно осужденных осуществляется уголовно- исполнительными инспекциями. На уголовно-исполнительные инспекции возлагается обязанность по персональному учету условно осужденных на протяжении всего испытательного срока, а также контролю за соблюдением условно осужденными общественного порядка и исполнением ими возложенным судом обязательств. Проверка условно осужденных производится по месту жительства, работы (учебы), либо в общественных местах; проверка условно осужденных военнослужащих – в командовании их воинских частей.
В соответствии со ст. 188 УИК РФ, при назначении судом условно осужденному в качестве дополнительного наказания лишения права занимать определенные должности, уголовно-исполнительные инспекции в полном объеме контролируют соблюдение данного запрета. Требования суда, связанные с назначением обязательных работ, исполняются уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства условно осужденных.
Согласно ст. 25 УИК РФ, привлечение к обязательным работам условно осужденных производится не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего определения или постановления. Помимо учета и контроля условно осужденных, уголовно-исполнительными инспекциями разъясняются порядок и условия отбывания наказания, согласовываются виды и объекты обязательных работ. В случае нарушения условно осужденными порядка отбывания условного осуждения, уголовно-исполнительными инспекциями проводятся мероприятия по установлению причин этих нарушений. В период испытательного срока уголовно-исполнительная инспекция не реже одного раза в квартал проверяет условно осужденных на предмет выявления новых правонарушений, систематически анализирует свою работу по контролю за поведением условно осужденных на базе чего формирует детализированные отчеты, а также информационные и аналитические материалы для территориальных органов ФСИН России. Уголовно-исполнительные инспекции в своей деятельности тесно взаимодействуют с органами местного самоуправления, органами внутренних дел, социальными организациями, что обеспечивает синергетический эффект в воспитательной работе с условно осужденными.
Добросовестное исполнение условно осужденным возложенных на него судом обязанностей может инициировать частичную или полную отмену условного осуждения по истечении не менее половины установленного испытательного срока.
И, напротив, за неудовлетворительное поведение условно осужденный может быть подвергнут приводу, а также дополнению имеющихся обязанностей, наложению административного взыскания и продлению испытательного срока не более чем на один год. В случае систематического или злостного неисполнения условно осужденным возложенных на него судом обязательств (совершение запрещенных или невыполнение предписанных действий более двух раз в течение года), либо скрытия от контроля, уголовно-исполнительной инспекцией направляется в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда. В отношении скрывающихся от контроля условно осужденных, местонахождение которых не установлено в течение более 30 дней, условное осуждение отменяется, возбуждается уголовное дело. В представлении об отмене условного осуждения уголовно-исполнительными инспекциями фиксируются конкретные факты уклонения осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей – время, в течение которого осужденный не являлся в инспекцию; количество и виды нарушений обязательств; факты нарушения общественного порядка; меры воздействия, применявшиеся к осужденному; результаты первоначальных розыскных мероприятий (в случае скрытия от контроля инспекции). Исполнение уголовно-исполнительными инспекциями условного осуждения осуществляется в соответствии с Инструкцией по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества. Инструкцией определены порядок: постановки осужденных на учет; проведения первоначальной беседы с осужденным; исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; исполнения наказания в виде обязательных работ; исполнения наказании в виде исправительных работ; контроля за поведением условно осужденных; проведения первоначальных розыскных мероприятий по установлению местонахождения осужденных; освобождения от наказания и снятия осужденных с учета; ведения личного дела осужденного.
Несмотря на наличие полноаспектной, выверенной, четкой системы исполнения уголовно-исполнительными инспекциями условного осуждения, качество исполнения является неудовлетворительным, о чем свидетельствуют показатели криминологического рецидива среди лиц осужденных условно. По данным Федеральной службы исполнения наказаний, уровень рецидивной преступности условно осужденных составляет 30,9%, т.е. треть условно осужденных совершают повторные преступления, что обусловлено, на наш взгляд, несколькими ключевыми причинами:
1. Непрофессионализм сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, что связано с незнанием ими характеристик состоящих у них на учете условно осужденных, и, соответственно, отсутствием конкретной программы реализации воспитательных работ в отношении конкретного осужденного.
2. Назначение условного осуждения высоко криминогенной личности. Очевидно, что когда суд применяет столь «мягкую» меру, как условное осуждение, лицу с антигуманной, агрессивной направленностью, работа уголовно-исполнительных инспекций в виду отсутствия у них широких полномочий, фактически нивелируется. В связи с чем, представляется целесообразным дополнить полномочия начальников уголовно-исполнительных инспекций обязанностью направлять в прокуратуру дополнительные сведения о преступнике. Сбор дополнительных сведений необходимо осуществлять в ходе беседы с преступником и членами его семьи, мониторинга информационных баз региона на предмет совершения им административных правонарушений. Данная мера призвана искоренить формализм в подходе судей к изучению личности преступников, сформировать мотивированную объективную позицию относительно возможности назначения условного осуждения [6, с. 47].
3. Длительный период от назначения судом условного осуждения до постановки осужденного на учет. Период от провозглашения приговора до начала испытательного срока длится от нескольких дней до нескольких месяцев. Правонарушения, совершенные в этот период, не являются основанием для направления материалов в суд, поскольку осужденному не разъяснены порядок и условия отбывания наказания. Разрешение данного вопроса является простым – требуется наделить судей полномочиями по разъяснению обязанностей, которые возлагаются на осужденного с момента вынесения приговора. С осужденного должна быть получена расписка об информировании, прикрепленная к приговору.
4. Отсутствие на законодательном уровне четкого перечня обязанностей условно осужденного – необходимость явки осужденного в уголовно- исполнительную инспекцию с определенной периодичностью (а также по вызову), трудоустройство, лечение от алкоголической и наркотической зависимости.
Таким образом, основные проблемы исполнения уголовно-исполнительными инспекциями условного осуждения можно дифференцировать на две группы: связанные с назначением условного осуждения и возникающие при осуществлении контроля за поведением условно осужденных. В целях минимизации/нивелирования обозначенных проблем требуется повышение профессионализма сотрудников уголовно-исполнительных инспекций; дополнения полномочий начальников уголовно-исполнительных инспекций обязанностью направлять в прокуратуру дополнительные сведения о преступнике; наделения судей полномочиями по разъяснению обязанностей, которые возлагаются на осужденного с момента вынесения приговора; установления на законодательном уровне четкого перечня обязанностей условно осужденного.