Проверочная закупка в системе оперативно-розыскных мероприятий
Секция: Криминалистика; судебноэкспертная деятельность; оперативнорозыскная деятельность
XXXIX Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»
Проверочная закупка в системе оперативно-розыскных мероприятий
VERIFICATION PURCHASE IN THE SYSTEM OF OPERATIONAL AND INVESTIGATIVE MEASURES
Kirill Novikov
Student, Chelyabinsk state University, Russia, Chelyabinsk
Vladimir Goryunov
Candidate of law, associate Professor, associate Professor of the Department of Prosecutor's supervision and law enforcement organization Of Chelyabinsk state University, Russia, Chelyabinsk
Аннотация. Рассматривается проблема проверочной закупки в системе оперативно-розыскных мероприятий и ее возможное решение. Предлагаются мероприятия по решению данных проблем.
Abstract. There is a problem with test purchase in the system of investigative and search operations. Offering measures to solve this problem.
Ключевые слова: проверочная закупка; оперативно-розыскные мероприятия; оперативно-розыскная деятельность; провокация; пассивное наблюдение; активные действия.
Keywords: test purchase; operational and investigative operations; provocation; operational and investigative activities; passive observation; active actions.
Оперативно-розыскная деятельность в современном мире занимает важную роль в предоставляемой помощи при возбуждении уголовного дела, однако в силу своей специфики, методов и средств добывания материала, которые осуществляются гласным или негласным способами, остается предметом дискуссий и критики со стороны политиков, правозащитников, юристов и так далее. При этом оперативно-розыскные мероприятия считаются эффективными и необходимыми средствами при борьбе с преступностью, обеспечения безопасности общества и государства в целом. В оперативно-розыскной деятельности (ОРД) термин «оперативно-розыскные мероприятия» (ОРМ) употребляется в различных значениях.
Многие авторы раскрывают понятие со своей точки зрения, ОРМ представлена в работах следующих авторов: Лекаря А.Г., Шумилова А.Ю., Суркова Н.С., Боброва В.Г. и многих других. Лекарь А.Г. под ОРМ понимает деятельность сотрудников органов охраны общественного порядка, которая основана на применении имеющихся в их распоряжении негласных средств и методов в сочетании с гласными, которые, в свою очередь, направлены на решение частных задач оперативно-розыскной деятельности [6, с. 121]. Шумилов А.Ю. сформулировал следующее определение: ОРМ – это общественно значимые, умышленно совершаемые деяния, действия или мероприятия, которые предусмотрены Федеральным Законом об ОРД, с помощью которых производится оперативно-розыскная деятельность [2, с. 35].
Ст. 1 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» гласит о том, что оперативно-розыскная деятельность – это деятельность, осуществляемая гласно или негласно подразделениями государственных органов, путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Данные действия направлены на достижение определенных целей, таких как: гарантия жизни, здоровья, прав и свобод, обеспечения безопасности общества и в целом государства от преступных посягательств [1].
Согласно ст. 6 данного закона, ОРМ включает в себя проверочную закупку. Основанием для реализации ОРМ является наличие возбужденного уголовного дела или в случае появления необходимой информации от органов, которые осуществляли оперативно-розыскную деятельность. Современная наука изучает проверочную закупку и имеет достаточно много подходов к ее рассмотрению. Автор Яковлев С.П. определяет проверочную закупку как мероприятие, при котором возможно осуществлять закупку товаров, предметов, ценностей, оборудования, различных веществ, реализация которых в стране запрещена. Также данное мероприятие позволяет с закупать наркотические и психотропные вещества, а также прекурсоры и инструменты, с помощью которых осуществляется изготовление этих веществ.
Проверочная закупка – это мероприятие, связанное с затратами на приобретение веществ, изделий, предметов, целью которого является выявление и пресечение действий, а также документирования преступлений, задержания с поличным лиц совершающих деяние, а также установление иных обстоятельств, которые имеют какое-либо значение для оперативно-розыскной деятельности [7, с. 130]. Целью проверочной закупки считается выявление и документирование преступных действий. Исходя из цели оперативно-розыскного мероприятия, факт закупки может не оглашаться, а в иных случаях он объявляется после ее завершения. Товар, который был закуплен в ходе проверочной закупки, передается на исследование. Данные предметы могут применяться в качестве вещественных доказательств и должны храниться у определенного должностного лица в установленном порядке. Товар, которому нужны специальные условия хранения, должен быть передан в организации, которые смогут предоставить им эти условия. Если предметы не могут использоваться и в дальнейшем не смогут оказать помощь в ходе производства, они утилизируются согласно составленному акту.
Субъектом проверочной закупки выступает должностное лицо, которое вправе осуществлять ОРД, то есть принимать решение о проведении мероприятия, осуществлять подготовку, оформлять документацию, поиск и обучение закупщика. Граждане могут оказывать содействие оперативным органам на контрактной основе, а также и без его оформления. Однако, лица должны знать, что в их обязанности входит оказание помощи правоохранительным органам, которая может быть нужна как разово, так и на постоянной основе. Также лицо осведомлено, что не может оглашать полученную информацию в ходе проведения или подготовки мероприятия и предоставлять заведомо ложную информацию органам. Однако, в ч. 3 ст. 16 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» говорится о том, что закупщиками могу выступать только лица, которые подчиняются непосредственному или прямому начальнику, то есть гражданские лица не могут являться закупщиками.
Объектом проверочной закупки является лицо, которое реализует продажу запрещенных средств, товаров, веществ, целью которого является извлечение прибыли. Лица, осуществляющие проверочную закупку, должны соблюдать несколько требований, которые прописаны в законодательстве. В первую очередь, должностным лицам запрещено склонять или побуждать в какой-либо форме к осуществлению противоправных действий.
Основаниями для начала проведения оперативно-розыскного мероприятия проверочная закупка считается появление сведений о подготавливаемом или совершаемом, а также уже совершенного преступления и, соответственно, о его подозреваемых лицах. Данное мероприятие производится в том случае, если недостаточно доказательств для возбуждения уголовного дела, а также в тех случаях, когда информация касается государственной, экономической, экологической или военной безопасности государства.
Источниками данных являются: материалы уголовных дел, сообщения от конфидентов, информация из средств массовой информации или телекоммуникационной сети «Интернет», анонимные заявления, сообщения по телефону доверия. Успешность ОРМ проверочная закупка зависит от правильно и тщательно анализируемой информации по данному делу. Для проведения проверочной закупки должностное лицо должно предоставить начальнику органа рапорт о проведении закупки, план реализации, постановления и иные документы. Рапорт должен включать в себя не только причины проведения мероприятия, но и необходимые финансовые средства, которые нужны для закупки товаров, также указывается количество закупаемого товара.
При проведении проверочной закупки выделяется ряд условий, к ним относятся: полный объем информации и ее знание, возможность проведения мероприятия в условиях конспирации, наличие необходимой технической оснащенности, соответствующая подготовка лиц, которые будут отвечать и исполнять данную закупку, соблюдение безопасности и законности операции. Если проверочная закупка осуществляется в здании, а именно в квартире или доме продавца, то у лица, проводившего мероприятие, должно быть при себе судебное решение, однако данное действие не распространяется, если сотрудник прошел в дом с согласия или приглашения подозреваемого, или лиц, которые проживают в нем. Изначально лицо, которое совершает проверочную закупку разговаривает со сбытчиком о предстоящей реализации, в это время используется аудиозапись. Однако, в основном данные записи не помогают при ходе расследования дела, так как продавец осторожен в разговоре и не обсуждает предмет сделки.
Именно осуществление проверочной закупки позволяет сотрудникам органов возбудить уголовное дело, так как в ходе проведения данного мероприятия появляются исчерпывающие сведения и доказательства о нарушении законодательства Российской Федерации. После осуществления проверочной закупки должностное лицо должно правильно оформить документацию, которая будет применяться в качестве доказательства. Несоблюдение требований может привести к невозможности применения доказательств, выявленных в ходе проверочной закупки. Основными ошибками считаются: неполное предоставлении информации по документации, не перечислены предметы, которые изъяты в ходе операции, не указано как они упакованы и многое другое [3, с. 76].
При проведении оперативно-розыскного мероприятия проверочная закупка выделяется ряд проблем с использованием доказательств, извлеченных после сделки. Основной проблемой при осуществлении проверочной закупки считается провокация. Закон не дает определения «провокации», однако можно считать, что провокацией является склонение и побуждение лица к противоправным действиям, то есть побуждением можно признать следующие способы: подкуп, уговор, угроза, убеждение, распоряжение и так далее [5, с. 22].
Европейский суд по правам человека (ЕСЧП) гласит о том, что провокации со стороны органов при осуществлении проверочной закупки довольно частое явление [4, с. 33]. Так ЕСЧП выставляет критерии по проведению проверочной закупки, где указывается роль органов в мероприятии, а именно «критерий пассивного поведения сотрудника». В целом данный критерий противоречит законодательству Российской Федерации, так как бездействие сотрудников может повлечь за собой неблагоприятные итоги деятельности должностного лица, которые могут привести к дисциплинарному последствию. ЕСЧП также считает, что существует проблема давления или провокации на продавца, целью которого считается совершение преступления. Документирование фактов запрещенной реализации производится несколькими путями, а именно: пассивное наблюдение и активные действия.
Пассивное наблюдение заключается в наблюдении и слежении за подозреваемым лицом, а также ожидания выхода покупателей на него. Данный путь требует достаточно много времени, технической оснащенности. К активным действиям относится подготовка и осуществление ОРМ, оформление документации, которая соответствует требованиям закона, и их передача для возбуждения уголовного дела. Необходимо заметить, что активные действия положительно влияют на результат мероприятия, так как разработанный план минимизирует сбои в работе или завершении операции. ЕСЧП выступает за первый путь развития операции, однако если была совершена одна сделка и она не позволяла провести проверочную закупку, то, соответственно, необходима дополнительная операция.
В данном случае сотрудники не могут ждать выхода сбытчика на сотрудника, так как это может привести к упущению подозреваемого. Когда закупщик общается с продавцом запрещенных товаров и спрашивает у продавца о его сбыте, то данные действия нельзя считать провокацией, так как множество покупателей выходят самостоятельно на сбытчиков, не ожидая предложения со стороны продавцов. В случае, если сотрудники будут ожидать инициативы от продавца – это будет считаться бездействием должностных лиц. Однако в судебной практике встречаются факты провокации, поэтому необходимо в законодательстве прописать определение провокации, при этом раскрыть запрещенные действия сотрудников и закупщиков, а также учитывать возможности развития ситуации.
Для того чтобы сделка между лицами не считалась провокацией, лицо, выступающее в качестве закупщика, должно быть известным среди продавцов данного товара, например, наркоман. Законная проверочная закупка не будет считаться провокационной, если сбытчик самостоятельно выйдет на закупщика, поэтому известность лица поможет в законности мероприятия. Инициатива продавца подтверждается свидетельскими показаниями закупщика, а также аудиозаписями, в которых четко выявлено, что предложение поступает от сбытчика и он назначает место и время встречи.
Проблема проверочной закупки также заключается в применении ее результатов в правоприменительной практике. Данная проблема напрямую связана с провокацией, так как нет четких разграничений касательно правильного проведения оперативно-розыскного мероприятия проверочная закупка и от недействительного мероприятия в связи с провокацией. Практика уголовных дел показывает, что проверочная закупка помогает ходу дела, а точнее служит поводом к возбуждению уголовного дела, так как закупка направлена на изъятие запрещенных товаров, которые планировали реализовать, проверку хозяйственной и финансовой предпринимательской деятельности и так далее.
Вывод. Основная проблема проведения проверочной закупки является ее провокация. Данную проблему также выделяет Европейский суд по правам человека. Он указывает на то, что оперативные лица должны осуществлять деятельность пассивным образом, однако это противоречит законодательству Российской Федерации, так как бездействие сотрудников может повлечь за собой неблагоприятные итоги деятельности должностного лица, которые в дальнейшем могут привести к дисциплинарному последствию. Определение провокации не установлено законом, однако под провокацией понимается подстрекательство, склонение, побуждение в прямой или косвенной форме совершения противоправных действий. Считается, что необходимо внести изменения в законодательство, которые будут направлены на четкое разграничение провокации и возможности ее использования, так как в некоторых случаях органы не могут ждать активных действий со стороны продавца запрещенных товаров.