Исторический аспект и современное состояние оперативно – розыскной деятельности
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(31)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(31)
Исторический аспект и современное состояние оперативно – розыскной деятельности
Каждому научному познанию присущие такие периоды, которые позволяют науке развиваться по-новому, вливают свежие силы в научные изыскания, способствуют развитию и продвижению вперед. Хотя стоит заметить, что смену одного этапа другим можно отчетливо наблюдать. Иногда, для осознания наступивших перемен и соответственно для установления смены периодов требуется время.
Сквозь призму совершенствования и правового регулирования рассматривается процесс становления и развития оперативно-розыскной науки. В свою очередь правовое регулирование такой науки непосредственно связано с историей становления и развития российской государственности в зависимости от конкретных исторических условий, в которых происходило развитие российского общества, объективных закономерностей и причинной обусловленности такого развития [3].
Зарождение сыскной деятельности произошло еще в древние времена. Такой деятельности был присущ разведывательный и конспиративный характер. Проследить зарождение сыскной деятельности в древности можно по сохранившимся литературным памятникам. Так, Например, в своих трактах Сунь - цзы- древнекитайский философ, последователь Конфуция выделял пять видов шпионов, а именно: шпионов местных, шпионов внутренних, шпионов обратных, шпионов смерти и шпионов жизни [5]. Вербованных местных жителей из страны противниками Сунь - цзы относит местных шпионов; к внутренним шпионам относятся лица, завербованные и ряда чиновников; лица, которые вербуются из шпионов противника, именуются обратными шпионами. Шпионами смерти называют лица, которые пуская в ход ложную информацию, дают знать об этом своим шпионам, а они передают это противнику. В свою очередь под шпионами жизни имеются в виду лица, которые возвращаются с донесением.
Чезаре Беккариа – итальянский просветитель и юрист, выделял тайные обвинения, под которыми понимал очевидные, но освященные обычаем правонарушения, которые у многих народов стали даже потребностью по причине слабости их государственного устройства. Общественное благо, государственная безопасность и укрепление существующего образа правления представляли собой мотивы оправдания таких обвинений.
На протяжении всей истории правосудию предшествует «сыскная - розыскная» деятельность. Данная детальность состояла из следующих функций: раскрытие преступлений, установление и розыск виновных, которые затем подлежали передаче органам судебной власти. По этой причине, невозможно обойтись без использования специальных знаний, умений, навыков в противостоянии преступности даже в самом демократическом и преуспевающем государстве. Стоит заметить, что довольно часто прибегали к применению и негласных навыков.
С 1555 года начинается процесс становления сыскной деятельности в России, а именно с момента выхода первой статьи законов о губной, или иначе, территориальной реформе. В этой статье шла речь об устройстве розыска «лихих людей». Так, если в ходе обыска у человека найдут «поличное», то его признавали «лихим человеком», которого приговаривали к казни. В то время поличное имело процессуальное значение, а не только правовое, как следствие его отыскивание влекло за собой начало уголовного судопроизводства. В судопроизводстве главным, исходя из анализа выше названной статьи, признавался обыск, при этом большое значение отводилось розыску, т.к. «в обысках многие люди лгут семьями и заговоры великие» [4]. Именно в этой статье впервые указывается, что при производстве обыска применялись специальные умения и знания для того, чтобы обнаружить разыскиваемые вещи.
Наиболее эффективным средством борьбы с преступностью является уголовный сыск, хотя и долгое время к уголовному сыску относились по – разному. Например, слово «сыск» в юридических словарях толкуется как устаревшее, но сам сыск не стареет. Соответственно, сыск будет существовать, пока существует само государство.
Относительно возможности раскрытия преступлений А. В. Федоров и А. В. Шахматов говорят, о том, что невозможно обеспечить раскрытие преступлений и неотвратимость ответственности преступников без противопоставления их криминальной деятельности целенаправленного комплекса оперативно-розыскных мер и следственных действий.
Таким образом, тайные меры, противопоставляются тайным действиям самих преступников. При том, эти тайные меры, предоставляются государством, также они регламентируются нормами оперативно-розыскного законодательства и нормативно-правовых актов правоохранительных ведомств.
Но, важно акцентировать внимание, на том, что ОРД обязательно должны быть противоправные тайно совершаемые деяния. Специфику применения методов и средств их достижения определяет именно цель любой деятельности. Объективную потребность применения соответствующих негласных (конспиративных) мер диктует тайный характер противоправных деяний. Без этих мер нельзя достичь намеченной цели. Отсюда следует, что системой методов и средств конспирации определяется функциональная сущность ОРД.
В борьбе с преступностью необходимости использовать полноценный инструментарий оперативно-розыскных возможностей, об этом свидетельствует и зарубежный опыт. В качестве примера можно привести Австрию. В этом государстве используют следующие ОРМ: проверочная закупка, наблюдение и оперативное внедрение, при осуществлении борьбы с уличной наркопреступностью. Такие методы как разведывательный опрос, личная и тайная слежка, оперативная проверка, оперативный осмотр, агентурный метод согласно законодательству применяются в Литве.
Секретные агенты и содействующие им частные лица за мнимое соучастие согласно уголовному законодательству Америки, не привлекаются к уголовной ответственности, т.е. являются исключением, т.к. намерений совершать преступлений у них не было.
Следовательно, что логично считать ОРД в качестве правоохранительной функции, основным содержанием и характерной чертой которой является её разведывательно-поисковая сущность. Преимущественно негласный характер служит особенностью этой функции, также эта деятельность направлена на получение информации, которая используется в основном в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, выявлении и установлении лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также в розыске лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания и без вести пропавших [2].
А.Г. Маркушин считал, что объективная необходимость ОРД изначально предопределена самим существованием преступности, что с неизбежностью подтверждается многовековым историческим и современным опытом развития правоохранительной системы. Её роль и социальная значимость обусловливается широкими потенциальными возможностями использования результатов в решении различных задач, в том числе и задач уголовного судопроизводства. Следовательно, если наблюдается рост тяжких и особо тяжких преступлений с одновременным снижением уровня раскрываемости, то это свидетельствует и о серьёзных упущениях в ОРД по обнаружению неочевидных преступлений и лиц, их совершивших, в неумелом использовании ее результатов и других недостатков, с этим связанных.
Содержащиеся в норме ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 13.08.1995 г. [1], позволяет выделить признаки ОРД:
· наличие государственно-правового характера, организационного и структурного обособления от других видов деятельности за счет специального круга субъектов, уполномоченных государством её осуществлять;
· реализация при помощи присущих только для этого вида деятельности средств и методов, имеющих специфическую форму ОРМ.
Общеправовые принципы законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина лежат в основе ОРД. Также к фундаментальным принципам можно отнести: принципы конспирации, сочетания гласных и негласных начал, подразумевающих в том числе и использование конфиденциального сотрудничества.
Дать однозначную оценку средств и приемов, которые применяются при осуществлении ОРД в конкретном случает порой бывает затруднительно. Понятно, становится одно - государство признает допустимость обмана в правоохранительной деятельности: оно узаконило негласную работу, во многом основанную на дезинформации, обмане как средстве выявления и раскрытия преступлений.
В заключении, стоит подвести итог, отметив, что в настоящее время оперативно-розыскная практика наработала множество различных приемов, средств и методов борьбы с преступностью. ОРД является эффективным средством борьбы с тайной преступной деятельностью. При применении ОРМ, могут нарушаться некоторые права человека и гражданина, но только при наличии достаточного для этого основания.