ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(240)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(240)
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
THE HISTORY OF FORMATION OF THE INSTITUTE OF THE COMMISSIONER FOR CHILDREN'S RIGHTS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Daria Vdovina
Student, Dubna State University, Russia, Dubna
Andrey Shishkov
Scientific adviser, Student, Dubna State University, Russia, Dubna
Аннотация. Статья "История становления института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации" рассматривает происхождение и эволюцию этого важного института защиты прав детей в России. Авторы исследуют законодательные и политические изменения, которые привели к созданию института Уполномоченного по правам ребенка, а также анализируют роль Уполномоченного по правам ребенка в современном обществе. В статье также рассматриваются основные задачи и функции Уполномоченного по правам ребенка, а также проблемы, с которыми он сталкивается в своей работе.
Abstract. The article "The history of the institution of the Children's Rights Commissioner in the Russian Federation" examines the origin and evolution of this important institution for protecting the rights of children in Russia. The authors investigate the legislative and political changes that led to the creation of the Children's Rights Commissioner institution and analyze its role in modern society. The article also examines the main tasks and functions of the Children's Rights Commissioner, as well as the problems it faces in its work.
Ключевые слова: Уполномоченный по правам ребенка, история, Российская Федерация, защита прав детей, функции, проблемы.
Keywords: Children's Rights Commissioner, history, Russian Federation, protection of children's rights, functions, problems.
Современные отечественные средства массовой информации много внимания уделяют вопросам функционирования института контроля за соблюдением прав и интересов лиц, не достигших совершеннолетия. Причиной этого выступает в первую очередь болезненная для нашего общества проблема усыновления детей из России семьями из других стран, в целях разрешения которой был принят Федеральный закон от 28 декабря 2021 года № 272 – ФЗ, названный "Законом Димы Яковлева".[1] В этом наименовании увековечена память сироты из нашей страны, скончавшегося летом 2008 года из – за небрежного отношения к нему американских усыновителей. Много сделал для принятия данного нормативного правового акта и запрета на усыновление детей из России иностранцами адвокат Павел Астахов, занимавший с 2009 по 2016 годы должность уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ. В последующие годы детские омбудсмены нашей страны также принимали активное участие в решении проблем лиц, не достигших совершеннолетия, подвергавшихся в нашей стране и в зарубежных государствах жестокому обращению со стороны приемных родителей.
Большой общественный резонанс имело дело такого рода, случившееся в Финляндии. После выявления случаев жестокого обращения усыновителей с Робертом Р. из России детский уполномоченный по правам ребенка этой страны взял ситуацию в принявшей мальчика семье под свой контроль.
Не подлежит сомнению, что тема защиты прав и интересов несовершеннолетних людей актуальна сейчас во всем мире.
В нашей стране появление должности парламентского уполномоченного по правам детства стало результатом деятельности действующей под эгидой ООН международной организации, занимающейся защитой и развитием детей, которая открыла свое Представительство в Москве в 1997 году.
В 1998 году в Екатеринбурге, Санкт – Петербурге, Волгоградской, Калужской и Новгородской областях началась реализация временного проекта, предназначенного для проверки жизнеспособности уникального решения, связанного с профессиональной защитой прав и интересов ребенка, предложенного совместно российским Министерством труда и ЮНИСЕФ.
Через 4 года российские омбудсмены уже участвовали в масштабной встрече уполномоченных по правам ребенка из огромного числа стран мира, организованной в рамках XXVII Специальной сессии Генассамблеи Организации Объединенных Наций. На этом мероприятии был принят важнейший документ – Резолюция S – 27/2 о создании мира, комфортного для несовершеннолетних людей.[2] Выполняя абз. "b" п.31 ч.3, участники договора, в том числе и Россия, начали создавать национальные институты детских омбудсменов.
В 2003 году в 15 регионах РФ работали уполномоченные по правам детства, через 2 года их уже было на 3 больше. [3]
На начальном этапе осуществления временного проекта, предназначенного для проверки жизнеспособности уникального решения, связанного с профессиональной защитой прав и интересов ребенка, предложенного совместно российским Министерством труда и ЮНИСЕФ, порядок функционирования должностного лица, контролирующего соблюдение прав и интересов в РФ лиц, не достигших совершеннолетия, разработан не был. Не было четко определено место детского омбудсмена в совокупности органов власти государства. Не указывалось, какие органы посредством каких нормативных актов регламентируют работу уполномоченных по правам ребенка.
В каждом регионе России существовал свой порядок функционирования рассматриваемого нами института. Обычно детского омбудсмена назначает на должность глава администрации субъекта Федерации, в отдельных случаях – региональный парламент, что придает данному должностному лицу парламентский статус и независимость от власти, реализующей цели и задачи государственной политики. Это положительно сказывается на эффективности работы уполномоченного по правам детства.
В ряде субъектов Федерации создан аппарат детского омбудсмена либо аналогичная ему структура. Такими публично-правовыми организациями населения в статусе участников федеративных правоотношений выступают Москва, Санкт – Петербург, Краснодарский край, Красноярский край, Республика Северная Осетия, Самарская область.
Уже на первых этапах функционирования института детских омбудсменов стало понятно, насколько острой является в нашей стране проблема защиты прав лиц, не достигших совершеннолетия. В своих периодических докладах парламентские уполномоченные, контролирующие соблюдение прав и свобод детей, много говорили об этом, инициировав создание в большинстве российских территорий принципиально новых форм недопущения нарушений законных интересов ребенка.
Введение должности детского омбудсмена во многих регионах России привело к пониманию обществом того, что права и свободы лиц, не достигших совершеннолетия, должны соблюдаться не только государством и обществом, но и семьей. А для этого в каждой из сфер общественной жизни должны существовать эффективные инструменты реализации прав ребенка. На сегодняшний день российское общество готово к созданию таких инструментов на основании рекомендаций Конвенции о правах ребенка. Одним из первых шагов в этой работе стало создание должности детского омбудсмена при Главе нашего государства. В основу функционирования этого уполномоченного были положены наработки временного проекта, предназначенного для проверки жизнеспособности уникального решения, связанного с профессиональной защитой прав и интересов ребенка, предложенного совместно российским Министерством труда и ЮНИСЕФ.
Первый значимый шаг по введению должности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка был сделан с момента издания Указа Президента РФ от 1 сентября 2009 г. N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка", который своими положениями утвердил, что необходимость ввода указанной должности объясняется необходимостью обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка в Российской Федерации и во исполнение этой цели, данный указ президента РФ устанавливал следующий набор основных прав детского омбудсмена, а именно:
- запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;
- беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации;
- проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;
- направлять в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;
- привлекать в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.
Сегодня институт Уполномоченного по правам ребенка продолжает активно работать над защитой прав детей, осуществляет мониторинг ситуации с правами ребенка в России, оказывает юридическую помощь детям и их родителям, сотрудничает с государственными органами, общественными организациями и международными структурами в этой области.
Несмотря на достигнутые результаты, остается много проблем, связанных с защитой прав детей в России, и Уполномоченный по правам ребенка продолжает свою деятельность в этом направлении.