Совершенствование законодательства в области борьбы с терроризмом
Секция: Юриспруденция
XVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Совершенствование законодательства в области борьбы с терроризмом
Одной из основных задач государства является защита граждан, государственных институтов и других предприятий от терроризма. Для решения этой задачи не подойдут кратковременные меры, необходимо проблеме терроризма уделить повышенное внимание. Федеральный закон «О противодействии терроризму» регулирует решение нынешних проблем терроризма лишь в общей форме, что создает предпосылки для использования неправовых методов либо путем создание новых подзаконных ведомственных нормативно правовых актов[1, с.157].
Дальнейшее совершенствование законодательство в сфере борьбы с терроризмом еще не исчерпало себя.
После совершение таких террористических актов как в городе Санкт-Петербург в магазине «Перекресток», где в результате взрыва пострадало 18 человек или взрыв между станциями «Сенная Площадь» и «Технологический институт-2» пострадало свыше 60 человек и погибло еще 15 общество, требовало ужесточить меры уголовной ответственности за терроризм. Одним из предложений звучало ввести санкцию в статью 205 Уголовного кодекса Российской Федерации «Террористический акт» такое наказание как пожизненное лишение свободы и смертная казнь.
Однако данные меры противоречат: во-первых, статья 57 и 59 Уголовного кодекса Российской Федерации, а именно смертная казнь и пожизненное лишение свободы устанавливаются за особо тяжкие преступления, которые посягают на жизнь. Во-вторых, статья 20 Конституции Российской Федерации также отмечается, что смертная казнь возможно только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь. Как известно, статья 205 Уголовного кодекса Российской Федерации к таковым не относится[1, с.159].
Террористический акт рассматривается как самостоятельный состав преступления, которое квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных такими статьями как «Убийство» (статья 105 Уголовного кодекса Российской Федерации) и «Террористический акт» (статья 205 Уголовного кодекса Российской Федерации) [2, с. 87]. В статью 105 Уголовного кодекса Российской Федерации необходимо дополнить таким квалифицирующим признаком как «сопряженное с терроризмом», что позволит усилить уголовную ответственность лиц, совершающих террористический акт.
Не только отдельные страны, но и весь мир подвергнут терроризму. Он дестабилизирует ситуацию, при этом становясь непредсказуемым и опасным в выборе средств и методов для достижений своих целей.
Число террористических актов растет: от угроз они переходят к действиям. Отправляются анонимные угрозы вышестоящему руководству Российской Федерации, депутатам, чиновникам. Чаще террористы шантажируют органы власти обещаниями взорвать объекты атомной энергетики, на транспорте либо на экологически опасных отраслях. Количество актов терроризма растет, когда от заявлений террористы переходят к действиям.
Одни из недостатков действующего Уголовного кодекса является то, что при борьбе с терроризмом государственные или общественные деятели практически не защищены[2, с.92]. Например, в статье 277 Уголовного кодекса Российской Федерации «Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля» устанавливается уголовная ответственность в случае посягательства на жизнь того лица. Законодатель не рассматривает такой иной вариант насилия на государственного или общественного деятеля, которое может привести к прекращению этой деятельности. Например, человек, получивший серьезные телесные повреждения, вряд ли сможет эффективно выполнять свою деятельность. Кроме того, угрозы применения насилия к государственным и общественным деятелям могут представлять значительную общественную опасность. Этот пробел необходимо восполнить, предусмотрев уголовную ответственность за насилие или угрозу насилия в отношении государственных или общественных деятелей (расположение статьи может быть сформулировано по примеру статьи 318 Уголовного кодекса РФ) [3, с.291].
Анализируя причины и основные проявления терроризма в современной России, многие исследователи указывают на необходимость совершенствования антитеррористического законодательства, начиная с формулировки основных характеристик терроризма как социально-правового явления[4, с. 123].
При разработке на концептуальном уровне концептуальные характеристики данного социально-правового явления (социального - по генезису и содержанию, правового - по определению) следует отличать от ряда аналогичных явлений, зачастую создавая почву и среду для терроризма.
В частности, необходимо дать однозначный ответ на вопрос: обязательна ли политическая мотивация для терроризма? Из этого понимания сегодня выходит большинство отечественных источников.
Но некоторые исследователи считают, что понятие терроризма охватывает действия с другой мотивацией (личный интерес, месть, экономическая конкуренция, иррациональная мотивация психически больных и т. д.) [5, с. 231]. Традиционные определения мотивов терроризма, отталкивающие только от политики, затрудняют увидеть истинные масштабы явления, адекватно реализуют законодательные.
В заключение я хотел бы подчеркнуть, что чем более конкретно признаки терроризма определены в уголовном праве, тем эффективнее будет борьба с этим явлением. Большинство исследователей предлагают реализовать:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы в области международного сотрудничества в борьбе с терроризмом (обмен информацией, выдача террористов, международный контроль за перемещением оружия, ядерных, химических и других опасных веществ);
2. Разработать и утвердить национальную концепцию противодействия терроризму.
3. Усилить уголовную ответственность за террористические акты или участие в незаконных вооруженных формированиях;
4. Совершенствовать нормативную базу в области государственного контроля за финансовыми операциями с целью пресечения финансирования терроризма;
5. юридически закрепить условия участия Вооруженных сил в антитеррористических операциях;
6. Обеспечить нормативное регулирование межведомственной координации субъектов антитеррористической деятельности.