Механизмы противодействия коррупции в Федеральных органах исполнительной власти
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(31)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(31)
Механизмы противодействия коррупции в Федеральных органах исполнительной власти
Антикоррупционная деятельность в федеральных органах исполнительной власти имеет своим назначением искоренение коррупционных проявлений в соответствующей системе во всех ее разновидностях.
По мнению таких ученых, как Сулакшин С.С., Максимов С.В., Ахметзянова И.Р., исполнительная ветвь власти является одной из наиболее коррумпированных, так как она имеет в своем подчинении обширные материально-технические, экономические, финансовые, кадровые ресурсы. Помимо этого, повышенную подверженность коррупции в федеральных органах исполнительной власти детерминируют частые рабочие контакты с физическими и юридическими лицами, невысокий уровень заработной платы сотрудников в государственном секторе (а, как следствие, еще и отсутствие квалифицированных кадров). Существенная общественная значимость выполняемых полномочий также провоцирует коррупционные риски. Наиболее коррумпированными, в соответствии с социологическими исследованиями, являются такие федеральные органы исполнительной власти, как федеральная таможенная служба, правоохранительные органы [2], [4], [6].
Коррупция в федеральных органах исполнительной власти, по моему мнению, представляет собой преступление против интересов государственной службы, совершенное сотрудниками федеральных органов исполнительной власти лично или через посредников с использованием своего служебного статуса и выраженное злоупотреблением служебными полномочиями (обещанием, предложением, вымогательством, дачей, получением или провокацией взятки) для получения каких-либо имущественных или неимущественных (услуги, льготы, представление преимуществ) привилегий им самими или близким к ним лицам (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей).
Формы коррупционного поведения сотрудников федеральных органов исполнительной власти представлены различными видами устоявшихся отношений. В рамках данной структуры может быть сформирован так называемый коррупционный симбиоз (в сговоре могут состоять несколько сотрудников федеральных органов исполнительной власти и представители предпринимательского сектора). Также исследователи утверждают о присутствии коррупционного покровительства в некоторых структурах федеральных органов исполнительной власти. Однако наиболее распространёнными коррупционными преступлениями является получение взяток с отдельных физических или юридических лиц, которые не поддерживают постоянных контактов с взяткополучателем. [5].
Общие тенденции деятельности федеральных органов исполнительной власти обуславливаются непосредственно законодательством о противодействии коррупции. К их числу можно отнести: усовершенствование организации и структуры государственных органов, конкретизация их полномочий; предоставление доступа для граждан к сведениям о работе федеральных органов исполнительной власти; усовершенствование в системе прохождении порядка государственной службы; сокращение кадрового резерва с последующим привлечением на службу более квалифицированных специалистов, а также повышение ответственности должностных лиц [7].
Согласованные, системные усилия по противодействию коррупции можно разделить на четыре группы мер: предупреждение, выявление, пресечение, ликвидация последствий [3]:
Предупреждение коррупционных преступлений – это налаживание эффективного управления, принятие мер по недопущению коррупции и устранению причин, ее порождающих. Такими мерами могут выступать повышение прозрачности процедур деятельности федеральных органов исполнительной власти, повышение степени и эффективности общественного участия; снижение административных барьеров; введение единого кодекса этики для сотрудников федеральных органов исполнительной власти. Важным механизмом, препятствующим возникновению коррупционных ситуаций, является определение характера и меры опасности коррупции и создание системы мониторинга коррупции и эффективности мер борьбы с ней. Также целесообразно дальнейшее развитие кадровых технологий противодействия коррупции на службе, в частности использование полиграфа при приеме на службу в Федеральные органы исполнительной власти [7].
Важным нововведением послужило создание федерального реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия. Названный реестр будет содержать сведения о применении к лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, а также к работникам соответствующих органов и организаций взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений. Размещение такого реестра в информационно-телекоммуникационной сети интернет позволит при отборе кандидатов на замещение должностей в федеральных органах исполнительной власти оперативно получать информацию о соблюдении претендентами требований антикоррупционного законодательства. Однако, несмотря на принятый закон, данный реестр все еще не присутствует в свободном доступе [1].
Одной из наиболее важных задач противодействия коррупции в Федеральных органах исполнительной власти является формирование модели антикоррупционного поведения сотрудника. Под антикоррупционным поведением сотрудника федеральных органов исполнительной власти можно подразумевать уровень компетенций юридического, нравственного, социального характера, направленный на соблюдение законности в сфере профессиональной деятельности и неприятие коррупции в любых ее проявлениях.
Выявление преступлений коррупционной направленности предусматривает проведение различных оперативно-розыскных мероприятий, а также допрос свидетелей, получение результатов экспертизы и сбор доказательной базы для последующего привлечения подозреваемого к уголовной ответственности [2].
Пресечение – привлечение к уголовной ответственности и наказание виновных в коррупции лиц. На настоящий момент этот механизм представлен в достаточно обширном объеме: разработаны достаточно четкие критерии коррупционного преступления, а также существует градация коррупционных преступлений в зависимости от их общественной тяжести [4].
Ликвидация последствий – возмещение нанесенного коррупцией вреда. Так, ликвидировать часть негативных последствий, возникших в результате коррупционного преступления, можно путем конфискации предмета взятки (денег, ценных бумаг и других предметов коррупционного деяния) [3].