Статья:

Механизмы противодействия коррупции в Федеральных органах исполнительной власти

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(31)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Попов И.А., Руденко М.К. Механизмы противодействия коррупции в Федеральных органах исполнительной власти // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 10(31). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/31/36023 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Механизмы противодействия коррупции в Федеральных органах исполнительной власти

Попов Иван Алексеевич
магистрант, МПГУ, РФ, г. Москва
Руденко Мария Константиновна
профессор МПГУ, д-р юрид. наук, профессор, Заслуженный юрист РФ, Почетный сотрудник МВД России, РФ, г. Москва

 

Антикоррупционная деятельность в федеральных органах исполнительной власти имеет своим назначением искоренение коррупционных проявлений в соответствующей системе во всех ее разновидностях.

По мнению таких ученых, как Сулакшин С.С., Максимов С.В., Ахметзянова И.Р., исполнительная ветвь власти является одной из наиболее коррумпированных, так как она имеет в своем подчинении обширные материально-технические, экономические, финансовые, кадровые ресурсы. Помимо этого, повышенную подверженность коррупции в федеральных органах исполнительной власти детерминируют частые рабочие контакты с физическими и юридическими лицами, невысокий уровень заработной платы сотрудников в государственном секторе (а, как следствие, еще и отсутствие квалифицированных кадров). Существенная общественная значимость выполняемых полномочий также провоцирует коррупционные риски. Наиболее коррумпированными, в соответствии с социологическими исследованиями, являются такие федеральные органы исполнительной власти, как федеральная таможенная служба, правоохранительные органы [2], [4], [6].

Коррупция в федеральных органах исполнительной власти, по моему мнению, представляет собой преступление против интересов государственной службы, совершенное сотрудниками федеральных органов исполнительной власти лично или через посредников с использованием своего служебного статуса и выраженное злоупотреблением служебными полномочиями (обещанием, предложением, вымогательством, дачей, получением или провокацией взятки) для получения каких-либо имущественных или неимущественных (услуги, льготы, представление преимуществ) привилегий им самими или близким к ним лицам (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей).

Формы коррупционного поведения сотрудников федеральных органов исполнительной власти представлены различными видами устоявшихся отношений. В рамках данной структуры может быть сформирован так называемый коррупционный симбиоз (в сговоре могут состоять несколько сотрудников федеральных органов исполнительной власти и представители предпринимательского сектора). Также исследователи утверждают о присутствии коррупционного покровительства в некоторых структурах федеральных органов исполнительной власти. Однако наиболее распространёнными коррупционными преступлениями является получение взяток с отдельных физических или юридических лиц, которые не поддерживают постоянных контактов с взяткополучателем. [5].

Общие тенденции деятельности федеральных органов исполнительной власти обуславливаются непосредственно законодательством о противодействии коррупции. К их числу можно отнести: усовершенствование организации и структуры государственных органов, конкретизация их полномочий; предоставление доступа для граждан к сведениям о работе федеральных органов исполнительной власти; усовершенствование в системе прохождении порядка государственной службы; сокращение кадрового резерва с последующим привлечением на службу более квалифицированных специалистов, а также повышение ответственности должностных лиц [7].

Согласованные, системные усилия по противодействию коррупции можно разделить на четыре группы мер: предупреждение, выявление, пресечение, ликвидация последствий [3]:

Предупреждение коррупционных преступлений – это налаживание эффективного управления, принятие мер по недопущению коррупции и устранению причин, ее порождающих. Такими мерами могут выступать повышение прозрачности процедур деятельности федеральных органов исполнительной власти, повышение степени и эффективности общественного участия; снижение административных барьеров; введение единого кодекса этики для сотрудников федеральных органов исполнительной власти. Важным механизмом, препятствующим возникновению коррупционных ситуаций, является определение характера и меры опасности коррупции и создание системы мониторинга коррупции и эффективности мер борьбы с ней. Также целесообразно дальнейшее развитие кадровых технологий противодействия коррупции на службе, в частности использование полиграфа при приеме на службу в Федеральные органы исполнительной власти [7].

Важным нововведением послужило создание федерального реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия. Названный реестр будет содержать сведения о применении к лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, а также к работникам соответствующих органов и организаций взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений. Размещение такого реестра в информационно-телекоммуникационной сети интернет позволит при отборе кандидатов на замещение должностей в федеральных органах исполнительной власти оперативно получать информацию о соблюдении претендентами требований антикоррупционного законодательства. Однако, несмотря на принятый закон, данный реестр все еще не присутствует в свободном доступе [1].

Одной из наиболее важных задач противодействия коррупции в Федеральных органах исполнительной власти является формирование модели антикоррупционного поведения сотрудника. Под антикоррупционным поведением сотрудника федеральных органов исполнительной власти можно подразумевать уровень компетенций юридического, нравственного, социального характера, направленный на соблюдение законности в сфере профессиональной деятельности и неприятие коррупции в любых ее проявлениях.

Выявление преступлений коррупционной направленности предусматривает проведение различных оперативно-розыскных мероприятий, а также допрос свидетелей, получение результатов экспертизы и сбор доказательной базы для последующего привлечения подозреваемого к уголовной ответственности [2].

Пресечение – привлечение к уголовной ответственности и наказание виновных в коррупции лиц. На настоящий момент этот механизм представлен в достаточно обширном объеме: разработаны достаточно четкие критерии коррупционного преступления, а также существует градация коррупционных преступлений в зависимости от их общественной тяжести [4].

Ликвидация последствий – возмещение нанесенного коррупцией вреда. Так, ликвидировать часть негативных последствий, возникших в результате коррупционного преступления, можно путем конфискации предмета взятки (денег, ценных бумаг и других предметов коррупционного деяния) [3].

 

Список литературы:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2018 г. №228 «О реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия» // Собрание Законодательства РФ. 2018. №12, ст.1678
2. Коновалов В.А. Особенности противодействия коррупции в исполнительных органах государственной и муниципальной власти Российской Федерации // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2015. №2. – С. 244-246
3. Лопашенко Н.А. Конфискация имущества /Н.А. Лопашенко. – М.: Юрлитинформ, 2013. – 158 с.
4. Сопнева Е.В. С 64 Антикоррупционная деятельность в органах внутренних дел: специальный курс для курсантов и слушателей, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / Е.В. Сопнева, В.В. Сергеев, Д.А. Рясов. – Ставрополь: СФ КрУ МВД России, 2009. - 131 с.
5. Тихомирова Л. В. / Л.В. Тихомирова, М.Ю. Тихомиров Юридическая энциклопедия под общ. ред. М. Ю. Тихомирова. - 6-е изд., доп. и перераб. – М.:Изд. Тихомирова М. Ю., 2012. – 1088 с.
6. Четвериков В.В. Административно-правовые меры противодействия коррупции в деятельности исполнительной власти // Право и политика. 2008. № 2. С. 304-309.
7. Чистов А.А. Правовые проблемы противодействия коррупции в федеральных органах исполнительной власти современной России // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2010. С.215-217