Статья:

Правовая грамотность несовершеннолетних - основа профилактики подростковой преступности

Конференция: XXXVI Международная научно-практическая конференция «Научный форум: юриспруденция, история, социология, политология и философия»

Секция: Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность

Выходные данные
Шармай Е.В., Плахтий Е.В. Правовая грамотность несовершеннолетних - основа профилактики подростковой преступности // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам XXXVI междунар. науч.-практ. конф. — № 1(36). — М., Изд. «МЦНО», 2020. — С. 92-97.
Конференция завершена
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовая грамотность несовершеннолетних - основа профилактики подростковой преступности

Шармай Елена Валерьевна
председатель территориальной комиссии Верхотурского района по делам несовершеннолетних и защите их прав, магистрант Уральского института управления-филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», РФ, г. Екатеринбург
Плахтий Елена Владимировна
канд. юрид. наук, доцент Уральского института управления-филиал ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», РФ, г. Екатеринбург

 

LEGAL LITERACY OF MINORS-THE BASIS OF PREVENTION OF JUVENILE DELINQUENCY

 

Elena Sharmay

Chairman of the territorial Commission of the Verkhotursky district for juvenile Affairs and protection of their rights, master's degree at the Ural Institute of management-branch OF the RUSSIAN Academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation, Russia, Yekaterinburg

Elena Plakhtiy

candidate of legal Sciences, associate Professor of the Department of Theory and history of state and law of the Ural Institute of management-branch of the RUSSIAN presidential Academy of national economy and public administration, Russia, Yekaterinburg

 

Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема правового воспитания несовершеннолетних в современном обществе. Проанализированы причины правовой безграмотности несовершеннолетних, в том числе, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Приведены статистические данные подростковой преступности за период 2018 год по РФ, Уральскому Федеральному округу, Свердловской области. В статье выявлена и обоснована необходимость повышения правовой грамотности несовершеннолетних, как основа профилактики подростковой преступности.

Abstract. This article discusses the problem of legal education of minors in modern society. The causes of legal illiteracy of minors, including those brought up in dysfunctional families, are analyzed. The statistics of juvenile delinquency for the period 2018 in the Russian Federation, the Ural Federal District, and Sverdlovsk Region are presented. The article identifies and substantiates the need to increase the legal literacy of minors as the basis for the prevention of juvenile delinquency.

 

Ключевые слова: правовое воспитание; девиантное поведение; подростковая преступность.

Keywords: legal education; deviant behavior; juvenile delinquency.

 

Проблема подростковой преступности с её негативными последствиями, как в прошлом, так и в настоящее время стоит острым вопросом в современном мире. Безусловно, это недопустимое явление в современном обществе, которое может расцениваться как гроза национальной безопасности. Преступность является социальным явлением, распространяющимся быстрыми темпами и вовлекающее в свои ряды большое количество несовершеннолетних. Согласно информации Главного управления Министерства внутренних дел РФ по Свердловской области «О состоянии преступности среди несовершеннолетних и в отношении их на территории Свердловской области по итогам 2018 года», динамика подростковой преступности на территории Свердловской области за последние 5 лет имеет нестабильный характер: в 2014 и 2015 годах наблюдался рост преступности, начиная с 2016 года ежегодное снижение. Максимальный показатель подростковой преступности зафиксирован в 2015 году (3053 преступлений), минимальный – в 2018 году (2102). По России снижение подростковой преступности составило 3,8%, удельный вес 4%, по Уральскому Федеральному округу зарегистрирован рост на 1,8%, удельный вес 5,3% [10] Таким образом, профилактика правонарушений, преступлений в среде несовершеннолетних – несомненно является одним из важнейших направлений государственной политики. Социальные, экономические изменения, которые происходят в России последние годы, привели к экономическим, психологическим, демографическим, социальным последствиям, в том числе и негативным для всех слоёв общества. Несовершеннолетние в этом смысле являются наиболее уязвимым слоем общества. В том числе наблюдается и изменение социокультурной жизни несовершеннолетних, обострение проблемы безответственного отношения родителей к здоровью, воспитанию своих детей. В связи с этим, в последние годы всё чаще у подростков наблюдается девиантное поведение(поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в определённых сообществах в определённый период их развития) [3, С.27]. [3] Несовершеннолетние данной категории совершают противоправные поступки, антиобщественные действия (преступления, правонарушения, употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, употребление психоактивных веществ, участие в неформальных объединениях, суицидальные попытки, экстремизм, бродяжничество и много другое). Зачастую подростки совершают противоправные поступки, в том числе преступления по незнанию. Как показывает опыт, особенно в неблагополучных семьях детей не знакомят с моральными принципами (не объясняют, что хорошо, что плохо, что зло, а что добро). Как следствие, подростки оказываются в ситуации некоего информационного отстранения от общепринятых социальных норм. Впоследствии, у детей данной категории наблюдается отсутствие мотивации к получению образования, нежелание участвовать в школьных мероприятиях, нежелание организованного отдыха, цинизм в поступках и высказываниях, высокая заинтересованность в материальной выгоде. Их отличает следующее: разрушенные и искаженные социальные связи, в которых формируется их дефектное правовое, нравственное сознание; их ближайшее социальное окружение состоит из учителей, соседей, родных и близких; обязательна присуща неформальная микросреда [2, С.17]. [2] Дефицит правового сознания у детей данной категории, является следствием отсутствия правового воспитания. В «Теории государства и права» под редакцией Н.И. Матузова и А.В. Малько правовое воспитание — это «целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм» [8, С.62]. [8] Как известно, нередко даже взрослые люди в силу каких-то внешних социальных обстоятельств, уровня образованности могут не устоять перед соблазнами и совершают противозаконные деяния. Согласно статистическим данным, правовая грамотность проживающих в Российской Федерации составляет не более 12%. В современном мире и просто в повседневной жизни, дети наблюдают за фактами несправедливости, жестокости, нарушения законов – всё это становится для них нормой жизни. Подростковый возраст, как известно, самый активный, и самый сложный период в жизни человека. Подростки уверенны, что, они все могут, что им всё можно, и безрассудно пробуют в этот период жизни многое. Однако, недостаток жизненного опыта, отсутствие умения контролировать себя в различных ситуациях, а главное - незнание законов и правовых норм – порой приводят подростков к совершению правонарушений и преступлений. Подросткам сложно, а порой и невозможно отстоять свои права, поскольку они их не знают, не владеют знаниями об ответственности за совершаемые проступки. Всё это приводит к нежелательным последствиям, в том числе к увеличению подростковой преступности. Субъектам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних [9, С.7] [9] необходима выработка мер по проведению своевременной, комплексной профилактики преступности в среде несовершеннолетних, предупреждению различных отклонений поведений детей. Профилактические мероприятия должны носить не разовый, а постоянно действующий характер. Необходимо отдавать предпочтение активным формам постижения основ правовых знаний, а также закреплять практические навыки поведения в ситуациях юридического конфликта и криминальной опасности. Способствовать проявлению интереса у подростков к вопросам правовой культуры. Одним из эффективных методов ранней профилактики правонарушений и преступлений в среде несовершеннолетних является формирование законопослушного поведения, правовая этика и повышение правовой грамотности у подростков. Целью повышения правовой грамотности подростков с девиантным поведением является следующее: 1. Формирование у несовершеннолетних знаний, умений и навыков в области права. 2. Вовлечение подростков в волонтерскую деятельность по данному профилю. 3. Уменьшение количества подростков, пострадавших от противоправных деяний (увеличение количества детей, знающих о своих правах, обязанностях и способах защиты). 4. Уменьшение количества подростков, вовлеченных в преступную деятельность. 5. Выявление наиболее эффективных способов правового обучения подростков. 6. Увеличение количества подростков, вовлеченных в общественно полезную деятельность и альтернативные формы досуга [1, С.26]. [1] Необходимо использовать следующие формы повышения правовой грамотности и правовой культуры молодежи: 1. Подростковый правовой клуб, который может быть организован на базе досугового учреждения для молодежи, школы или социального агентства. 2. Организация и проведение образовательных занятий для подростков и родителей. 3. Лекции для детей и родителей в школах в рамках районных, городских и областных мероприятий по профилактике асоциальных явлений. 4. Организация и проведение районных, городских и областных игр, викторин и творческих конкурсов [7, С.75]. [7] Для работы с подростками можно использовать отдельные традиционные методики, а также совокупность нескольких методик: - лекционные и семинарские занятия, тематические беседы; - сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации; - дискуссии и ток-шоу; - развивающие и интеллектуальные игры; - тесты, анкетирование [6, С.19]. [6]

Важно отметить, что к несовершеннолетним с девиантным поведением нужен особый подход. С ними должны работать не только правоохранительные органы, квалифицированные юристы, но и психологи и педагоги. Главное, чтобы материал правовой информации был понятен, интересен и доступен для подростков. Необходимо чтобы с помощью специалистов подростки сами формировали правильную точку зрения и делали верный выбор. Главное, чтобы дети поняли, что вести себя надо в соответствии с законодательством[3, С.15]. [5] На привитие правовой грамотности, позитивного типа правосознания и поведения оказывают влияние множество факторов, среди которых одним из главных можно выделить: характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей.

Таким образом, проблема правовой безграмотности не только взрослых, но и несовершеннолетних (особенно несовершеннолетних с девиантным поведением) в настоящее время актуальна! Несовершеннолетним необходимо знать, что существуют законы, правовые нормы и нарушение этих норм неизбежно ведет к юридической ответственности. Задача субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних помочь несовершеннолетним в повышении правовой грамотности, основанной на уважении к закону, на знании прав человека.

 

Список литературы:
1. Завьялова, М.С. Из опыта работы по формированию правовой культуры учащихся / М.С. Завьялова // Современные технологии образования : сб. науч. тр. 5-й межрегион. заоч. науч.-практ. конф. – Красноярск : КГУ, 2006. 
2. Кашанина, Т.В. Методическое пособие по курсу «Основы права» (Базовый уровень образования) / Т.В. Кашанина. – М. : Вита – Пресс, 2005. 
3. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. – М.:ТЦ Сфера, 2001 – С.160.
4. Лазарев, В.В. Общая теория права и государства : учебник для вузов / В.В. Лазарев. – М. : Просвещение, 2010. 
5. Панкова, Т.О. О становлении нравственных гражданских позиций школьников / Т.О. Панкова // Социологические исследования. – 2002. – № 4. – С. 12 – 18.
6. Пимонов, В.А. О некоторых аспектах профилактики девиантного поведения / В.А. Пимонов // Психологическая наука и образование.  – 2011. – № 2. – С. 19 – 24.
7. Шкатулла, В.И. Правоведение: учебник / В.И. Шкатулла. – М. : Академия, 2005. 
8. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И.Матузова, А.В.Малько. – М.: Юристъ, 2001. – С.623.
9. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // Собрание законодательства РФ. 1999. N 26. Ст. 3177; 2013. N 52 (ч. 1). Ст. 7000.
10. [Электронный ресурс]. URL:http://kdnzp.midural.ru/files/1_informacija_gu_mvd_rossii_po_so_o_sostojani.pdf, 10.03.2019