Основные проблемы и направления развития налогового администрирования сельскохозяйственных товаропроизводителей
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(31)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(31)
Основные проблемы и направления развития налогового администрирования сельскохозяйственных товаропроизводителей
Актуальность данной статьи обусловлена постоянным введением различных санкций на ввоз сельскохозяйственной продукции разных стран в Россию и начала политики импортозамещения и поддержания отечественного производителя. В статье мною будут затронуты две темы: Уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды сельскохозяйственных товаропроизводителей и Пути решения проблемы уплаты НДС сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Как и налоги, страховые взносы во внебюджетные фонды носят обязательный характер и устанавливаются законом [1]. Страховыми взносами, согласно Налоговому Кодексу, признаются:
· обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование;
· обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
· обязательное медицинское страхование.
Данные платежи взимаются с организаций и физических лиц для обеспечения прав застрахованных лиц на получение финансового обеспечения в соответствии с видом социального страхования [2]. С 1 января 2017 года, правила уплаты всех страховых сборов перенесены в Налоговый Кодекс РФ, в котором была выделена новая глава 34 «Страховые взносы».
На данный момент документальной базой страховых отношений сельхоз производителей с внебюджетными фондами является Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и Налоговый Кодекс РФ.
Для исчисления страховых взносов, согласно п.1 ст. 420 Налогового Кодекса объектом принимаются выплаты и иные вознаграждения ФЛ, подлежащих обязательному страхованию, за исключением некоторых позиций, так же указанных в ст. 420 (например, выплаты в рамках трудовых отношений, регулируемых гражданско-правовыми договорами).
Правила определения налоговой базы и расчетного периода уплаты страховых взносов для с-х пр-лей не отличается от соответствующих норм для иных секторов экономики и также регламентируются 34 главой НКРФ
Вся проблема заключается в том, что Гос-во не учитывает специфичность работ в сфере сельского хозяйства. Трудность заключается в сезонном характере работ. Фермеры несут большие убытки в разные периоды времени, в частности во время подготовки к посадке урожая и семян, а также позже, к моменту уборки. Обычно деньги появляются после появления требований об уплате налогов. Отсюда и вытекает необходимость создания налоговых льгот и отсрочек для сельхоз. Товаропроиз.
В соответствии с действующим в России законодательством, все организации агропромышленного комплекса приравниваются к обычным работодателям и обязаны выплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды.
Нанимая работников, уплачивая им и членам организации заработную плату, сельскохозяйственный производитель становится по отношению к ним работодателем, что обуславливает их обязанность выплачивать страховые взносы в полном объеме. Для предприятий агропромышленного комплекса льгот по уплате данных взносов настоящим Налоговым Кодексом не предусмотрено.
В целом, правила отчисления страховых взносов во внебюджетные фонды предприятиями агропромышленного комплекса не отличаются от правил для других работодателей. Тарифы отчислений также неизменны – в Пенсионный Фонд России: 22% в пределах установленной Налоговым Кодексом предельной величины базы начисления страховых взносов и 10% свыше установленной базы; в Фонд Социального Страхования – 2,9% в пределах установленной Налоговым Кодексом предельной величины базы начисления страховых взносов на временную нетрудоспособность и материнство и 1,8% для временно пребывающих на территории РФ лиц без гражданства; в Фонд Обязательного Медицинского Страхования – 5,1%.
Единственным отличием системы Единого сельскохозяйственного налога является возможность аграрного товаропроизводителя уменьшить доходы с учетом расходов на обязательное страхование [3].
Пути решения проблемы уплаты НДС сельскохозяйственных товаропроизводителей.
При переходе на Единый сельскохозяйственный налог производитель аграрной продукции освобождается от уплаты НДС. Но это не касается уплаты налога при приобретении сельскохозяйственной продукции у посредников. Недобросовестные экспортеры и переработчики сельскохозяйственной продукции проводили операции на рынке с привлечением посредников при совершении сделок с сельхоз производителями, использующими систему ЕСХН, для последующей перепродажи приобретенных товаров компаниям. действующим по основной системе налогообложения. В подобных условиях добросовестные экспортеры и переработчики испытывали определенные трудности при попытках возмещения Налога на добавленную стоимость по причине невозможности предоставления в ФНС достоверных данных о всех компаниях, участвующих в сделках, и находились, порой, даже под угрозой уголовного наказания.
До мая 2017 года в России за год потери бюджета от подобных нелегальных схем составляли до 65 млрд. руб. Но 19 мая 2017 года Ассоциация экспортеров сельскохозяйственной продукции в содействии с Федеральной Налоговой Службой подписала Хартию в сфере оборота сельскохозяйственной продукции. Данный документ был создан как акт совместно проводимой политики по противодействию незаконным действиям в сфере оборота сельхоз продукции[1].
Согласно тексту Хартии, все участники агрорынка должны осуществлять свою деятельность в соответствии со следующими положениями:
· порицать использования методов незаконной оптимизации налогов, приравниваемой к проявлению недобросовестной конкуренции;
· подписавшие Хартию организации обязуются не получать преимущества на рынке с помощью уклонения от уплаты налоговых платежей или участия в схемах незаконного возмещения НДС;
· приобретать сельхоз продукцию исключительно у производителей и переработчиков агропромышленной продукции, не используя посредников и иных недобросовестных участников отношений;
· заключать договора с официальными компаниями-перевозчиками, ответственно подходить к выбору контрагентов и прилагать усилия к распространению Хартии.
Помимо вышеуказанных правил, в Хартии прописаны права участников объединения на внесение предложений по оптимизации деятельности на рынке агропромышленного сектора и пропагандировать к участию в Хартии не включенных в Ассоциацию производителей.
Подобная практика говорит о разумном подходе производителей сельскохозяйственной продукции к рыночным отношениям и в дальнейшем позитивно скажется на состоянии АПК в России. По мнению заместителя руководителя ФНС Данила Егорова, данная хартия приведет к очищению рынка от недобросовестных участников, повышению рентабельности агропромышленной сферы и налогооблагаемой базы [5]. Со стороны налоговых служб данный документ – еще один этап в решении проблем незаконных схем уклонения от налогов. Необходимо отметить, что данная Хартия была принята как промежуточный этап совершенствования механизмов саморегулирования экономики агропромышленного сектора, вступительной частью планируемого к вступлению в действие в 2018 году нового законодательства.
[1] Хартия в сфере оборота сельскохозяйственной продукции, текст представлен на сайте https://www.agrocharter.ru/tekst-hartii