Анализ и методика определения стоимости обучения студентов в образовательных организациях высшего образования
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(31)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(31)
Анализ и методика определения стоимости обучения студентов в образовательных организациях высшего образования
Понятие как стоимость обучения не интересовали предприятия, так как все затраты на подготовку специалистов несло государство. После появления негосударственных учебных заведений в государственных бюджетных образовательных организациях появилось такое понятие, как целевое обучение по программам подготовки, где контингент студентов, обучается на условиях полного возмещения затрат, то есть оплату за обучение производится физическими или юридическими лицами. Возник вопрос о необходимости корректного определения ценообразования стоимости одного обучающегося в образовательной организации. В связи с неравномерным распределением средств и доведением бюджетных средств возникли проблемы, что и заставило переходить на рыночную систему управления.
После перехода на рыночную систему управления происходили изменения в экономической деятельности учреждений высшего образования нашей страны. Возникает необходимость в разработке новой методики расчета стоимости обучения.
Анализ деятельности государственных и негосударственных организаций показал, что утверждённые государственные образовательные стандарты часто не соответствуют требованиям работодателей.
Методика расчета цены за оказание образовательных услуг в условиях рынка зависит от следующих факторов:
· наличие на рынке товаров-заменителей;
· разнообразие возможностей и направлений получаемых услуг;
· региональная специфика рынка;
· временные факторы получения образования;
· демографические факторы региона.
Учитывая, что учебные заведения размещены в разных регионах, должны применяться территориальные коэффициенты, так как цены отличаются в условиях, например, крайнего Севера и Центральной части России.
Стоимость образовательных услуг рассчитывается на двенадцать месяцев обучения (один год обучений) с учетом каникул. При этом затраты на кадровую составляющую определяются на учебный год, а на хозяйственную деятельность – на календарный год.
При формировании итоговых значений и величины составляющих базовых нормативов затрат для расчёта финансового обеспечения на выполнение объёмов государственного задания образовательных учреждений необходимо максимально использовать существующие официальные документы статистической и бухгалтерской отчётности, территориальные коэффициенты на затраты и услуги, официальные решения Правительства Российской Федерации.
В 2012 году Министерством образования и науки Российской Федерации было вновь выдвинуто пожелание, что бы плата за образовательные услуги была не ниже, чем величина норматива бюджетного финансирования, которую учреждения высшего образования получает от государства на обучение одного студента на бюджетном месте [3].
Указанное положение об ограничении снизу цены на образовательные услуги закрепляется в Постановлении правительства Российской Федерации от 14 апреля 2014 года № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы» [1], которое показывает, что данное правило становится частью государственной политики в сфере образования.
Нормативные затраты на оказание услуг физическому лицу в рамках государственного задания становятся ограничением снизу цены на платное обучение.
При этом учитывались фондоёмкость программ подготовки высшего образования (требуются ли лабораторное оборудование и какой сложности, какой стоимости оборудование и т.д.), их трудоемкость (число студентов, приходящихся на одного преподавателя) и приоритетность для социально-экономического развития страны. Так же следует учитывать и формы обучения — очная, очно-заочная и заочная. Следует отметить, что в рамках установления указанных нормативов были пересмотрены и коэффициенты приведения затрат по очно-заочной и заочной формам обучения к очной: 0,25 вместо 0,4 и 0,1 вместо 0,2 соответственно.
Вычисление стоимости обучения студентов рассчитывается по следующей схеме:
С= ,
где n - количество возможных нормативных затрат
N - наименование нормативных затрат [2]:
Дополнительно рассмотрим четыре нормативных затрат требующие особого подхода:
Nпед - затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда педагогических работников, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги;
Nком - затраты на коммунальные услуги, в том числе затраты на холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение и котельно-печное топливо;
Nраб - затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников образовательной организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции;
Nкул - затраты на организацию культурно-массовой, физкультурной и спортивной, оздоровительной работы со студентами.
Ко всем этим затратам применяются территориальные и районные коэффициенты, которые утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации, в связи с чем формула нахождения стоимость обучения студентов в вузах и техникумах отрасли преобразовывается в:
,
где Kпед - территориальный корректирующий коэффициент на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда педагогических работников;
Kраб - территориальный корректирующий коэффициент на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда сотрудников, не принимающих непосредственного участия в оказании государственных услуг;
Kком - территориальный корректирующий коэффициент на коммунальные услуги;
Kкул - районный коэффициент.
Базовые нормативные затраты – это минимальные значения нормативных затрат на оказание единицы государственной услуги по очной форме обучения. Они разделены по уровням подготовки высшего образования — бакалавриат, специалитет и магистратура и по стоимостным группам. У подведомственных образовательных организаций Федерального агентства железнодорожного транспорта две стоимостные группы. К первой стоимостной группе относятся образовательные программы (гуманитарного направления), при реализации которых отсутствуют специальные требования к материально-технической базе организации, где не требуется сложное лабораторное оборудование. Ко второй стоимостной группе относятся образовательные программы (технического направления), при реализации которых применяются специальные требования к материально-технической базе организации, где требуется сложное лабораторное оборудование.
Применяя территориальные корректирующие коэффициенты к базовым нормативам затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 27 ноября 2017 г.
№ ВП – 220/18вн [2] в целях расчета субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на 2018 год для государственных бюджетных образовательных учреждений, подведомственных Федеральному агентству железнодорожного транспорта, можно проанализировать, что стоимость аналогичной образовательной услуги различна.
Таблица 1.
Значения нормативных затрат на оказание государственных услуг для государственных образовательных учреждений, подведомственных Федеральному агентству железнодорожного транспорта на 2017-2018 учебный год (тыс. рублей)
|
Бакалавриат, специалитет |
Магистратура |
Аспирантура |
|||
1 группа |
2 группа |
1 группа |
2 группа |
1 группа |
2 группа |
|
Базовые нормативы Минобрнауки России |
77,70 |
90,11 |
84,13 |
96,54 |
91,78 |
102,32 |
Наименование подведомственных образовательных организаций |
||||||
ПГУПС |
169,33 |
183,91 |
182,72 |
197,30 |
206,65 |
217,43 |
РГУПС |
101,00 |
114,07 |
109,08 |
122,15 |
120,61 |
131,36 |
УрГУПС |
123,34 |
136,95 |
133,05 |
146,66 |
147,90 |
158,75 |
СГУПС |
115,29 |
128,69 |
124,40 |
137,79 |
137,64 |
148,44 |
ОмГУПС |
108,90 |
122,22 |
117,44 |
130,77 |
129,57 |
140,45 |
ДВГУПС |
154,09 |
168,41 |
166,01 |
180,34 |
184,84 |
195,82 |
СамГУПС |
109,33 |
122,60 |
118,03 |
131,30 |
131,01 |
141,80 |
ИрГУПС |
132,30 |
146,10 |
142,62 |
156,42 |
158,01 |
168,90 |
Данный расчет нормативных затрат на оказание государственных услуг для государственных образовательных учреждений позволяет более точно оценить стоимость аналогичных групп специальностей на различных территориях Российской Федерации. Помогает максимально точно рассчитывать финансовое обеспечение выполнения государственного задания.