Анализ критериев качества услуг в учреждениях социальной защиты
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(31)
Рубрика: Социология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(31)
Анализ критериев качества услуг в учреждениях социальной защиты
На сегодняшний день в практической деятельности социальной работы является результат эффективности.
Это эффективность как предоставляемых социальных услуг, так и эффективность деятельности самих учреждений социального обслуживания.
Также немаловажным свойством социальных услуг является оценка качества этих же услуг.
После достигнутого результата оказания какого-либо вида социальной помощи, качество этой помощи как раз сопоставляется с Основными Национальными Стандартами РФ, а точнее ГОСТ Р 52496-2005 «Контроль качества социальных учреждений» и ГОСТ Р 52497-2005 «Система качества учреждений социального обслуживания».
Практика показывает, что самым оптимальным вариантом для выявления оценки качества оказанных услуг послужит метод анализа, так как социальная работа является более творческим видом деятельности и с точки зрения оценки математического анализа оценить будет довольно таки сложно.
Нонам не стоит забывать и о том, что прежде чем выявить эффективность качества оказываемых социальных услуг, или жекачество работы самих социальных учреждений, следует прежде проанализировать основные критерии, применяемые к оценке качества эффективности услуг или учреждений [21].
В сфере социальной работы критерии служат главным инструментом для исследования качества социальных услуг. Если же говорить о практической деятельности , то это система ориентиров , мотивирующих специалистов по социальной работе на достижение конкретных результатов в социальной деятельности, адекватных потребностям и нуждам различных категорий населения
Качество социальных услуг, то основными критериями эффективности работы социальных учреждений является следующие положение:
1) Комфортность условий и доступность получения социальных услуг. в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья:
· комфортность условий и доступность получения социальных услуг, в том числе для граждан с ограниченными возможностями здоровья, а также учреждение обязательно должно иметь наличие пандуса. Устройство его должно предусматривать специальный горизонтальный наклон в 45ﹾ
· соответствие площадей жилых помещений организаций установленным санитарно-гигиеническим и санитарно-эпидемиологическим нормам и нормативам в расчете на одного обслуживаемого.
· по размерам и состоянию помещения отвечают требованиям санитарно-гигиенических норм и правил, безопасности труда.
· площадь, занимаемая учреждением, позволяет нормально разместить персонал, клиентов и предоставление им услуг.
2) Открытость и доступность информации об учреждении социальной защиты.
· уровень рейтинга, опубликованный на официальном сайте для размещения информации о государственных ( муниципальных) учреждениях.
· полнота, актуальность и понятность информации об организации, размещаемой на официальном сайте.
· наличие и доступность способов обратной связи с получателями социальных услуг .
· доля лиц, которые считают информирование о работе организации и порядке предоставления социальных услуг достаточным, от числа опрошенных.
3) Время ожидания в очереди при получении социальной услуги.
4) Доброжелательность, вежливость и компетентность работников организации [34].
Подводя итог анализа второй группы критериев, касающихся эффективности социальных услуг, можно сказать о том, что благодаря таким критерием, в соответствии с которыми должны ориентироваться каждое социальное учреждение в России, будет успешнее и эффективнее решаться специалистами проблема, с которой столкнулся клиент.
Поэтому одним немаловажным третьим критерием эффективности учреждения является уровень профессионализма и компетенция специалиста по социальной работе. Его основными показателями являются:
1. Укомплектованность учреждения социального обслуживания.
· укомплектованность необходимыми специалистами в соответствии со штатным расписанием.
· наличие у специалиста соответствующего образования, квалификации и профессиональной подготовки.
· создание мероприятий, направленные на повышение квалификации сотрудников. Это могут быть всевозможныесеминары, тренинги, деловые игры, обмен опытом работы.
· получение более высокого разряда по оплате труда сотрудникам, прошедшим аттестацию в установленном порядке.
2. Умение в профессионализме сотрудников учреждения. Сюда следует отнести такие критерии как:
· определять и формулировать значимые и достижимые цели деятельности, на их основе организовывать взаимодействие с клиентом.
· выделять приоритетные направления деятельности для решения проблем клиентов, определять необходимый набор средств для достижения результата.
· владеть способами саморегуляции и самокоррекции, рефлексировать результаты собственной деятельности.
· решать задачи различной степени сложности.
· налаживать оптимальные деловые и личностные отношения с коллегами.
· вести конструктивный диалог с клиентом.
· работать при необходимости в команде в различных ролевых статусах.
3. А в практической работе с клиентом специалист должен придерживаться следующих принципов:
· гуманизма.
· учета индивидуальных особенностей клиента, приоритета его потребностей.
· опоры на внутренние резервы клиента.
· позитивного сотрудничества с ним.
· толерантности.
Таким образом, каждый из перечисленных критериев является главенствующим звеном в оценке эффективности деятельности социальных служб и оказываемых ими услуг.
Данные критерии разрабатываются для оценивания отдельных направлений, форм работы учреждений, качества предоставляемых услуг и деятельности специалистов по социальной работе. Но к большому сожалению на сегодняшний день мы можем наблюдать тот факт, что не все учреждения социального обслуживания соответствуют критериям эффективности работы и качества предоставляемых услуг.
И в качестве наглядного примера был проведён практический анализ критериев управления качеством территориального центра социальных услуг «Ярославский» г. Москвы и оказываемых данным учреждением услуг.