Статья:

ЧТО МЕШАЕТ РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА НА ВСЕХ ЕГО УРОВНЯХ?

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(197)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Жукова М.А. ЧТО МЕШАЕТ РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА НА ВСЕХ ЕГО УРОВНЯХ? // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 18(197). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/197/111432 (дата обращения: 16.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЧТО МЕШАЕТ РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА НА ВСЕХ ЕГО УРОВНЯХ?

Жукова Мария Андреевна
магистрант, Уральский институт Управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Екатеринбург

 

WHAT HINDERS THE DEVELOPMENT OF SOCIAL PARTNERSHIP AT ALL ITS LEVELS?

 

Maria Zhukova

Undergraduate, Ural Institute of Management – a branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Yekaterinburg

 

Аннотация. дается понятие и описывается становление социального партнерства в Российской Федерации как одного из важнейших механизмов регулирования социально-трудовых отношений. Рассматриваются проблемы становления социального партнерства на всех его уровнях, даются конкретные предложения по дальнейшему развитию системы социального партнерства на территории Российской Федерации.

Abstract. The concept is given and the formation of social partnership in the Russian Federation is described as one of the most important mechanisms for regulating social and labor relations. The problems of the formation of social partnership at all its levels are considered, concrete proposals are given for the further development of the social partnership system on the territory of the Russian Federation.

 

Ключевые слова: социальное партнерство, развитие, социально-трудовые отношения, социальный диалог.

Keywords: social partnership, development, social and labor relations, social dialogue.

 

Социальное партнерство является одним из активно развивающихся направлений позитивных общественных преобразований. Оно благотворно влияет на повышение качества жизни и развитие регионов и страны в целом.

Термин социального партнерства – относительно новое понятие. В узком смысле социальное партнерство представляет собой социальную технологию регулирования социально-трудовых отношений на предприятиях и в организациях. В современной российской литературе наблюдается тенденция к широкому толкованию социального партнерства как способа сотрудничества в различных сферах жизни общества и обязательное участие органов государственной власти и органов местного самоуправления [1].

Развитие социального партнерства в ситуации значительного социального неравенства в современной России является архиважной темой для сохранения социально-экономической и общественной стабильности. Соответственно, и люди, и организации нуждаются в том, чтобы иметь полную, прозрачную информацию о механизме социального партнерства.

В настоящее время можно выделить основные факторы, мешающие развитию системы социального партнерства на всех его уровнях (локальный, региональный и федеральный):

  • недоверие людей, стереотипы мышления и неотлаженный диалог, а порой и отсутствие общего языка между работниками, работодателями и органами государственной власти;
  • отсутствие опросов работников о развитии системы социального партнерства в организациях (предприятиях), работодателей о влиянии социального партнерства на эффективность управления организацией (предприятием);
  • проявление инертности сторон социального партнерства по отношению к существующим проблемам;
  • недостаточные усилия по развитию системы социального диалога, малое количество или отсутствие исследований, и как следствие, недостаток понимания властью данной проблемы и путей ее решения;
  • недостаточность эффективности взаимодействия представителей органов государственной власти с профсоюзами и бизнесом, которому препятствует излишний бюрократизм и отсутствие ориентированности на партнеров через социальный диалог;
  • нехватка мотивированности органов государственной власти в системном развитии социального партнерства. Это зачастую связано с недостаточной информированностью представителей органов государственной власти разных уровней о возможностях и преимуществах социального партнерства, о перспективах развития этой достаточно инновационной модели взаимодействия.

На сегодняшний день законодательство Российской Федерации не отражает сложившуюся практику и не учитывает перспектив развивающегося поля системы социального партнерства. Большинство определений в современных нормативных правовых актах и публикациях – это дефиниции, которые сводят социальное партнерство к системе взаимоотношений работодателя и работника образца начала ХХ века. Социальное партнерство прописано в Трудовом кодексе Российской Федерации, но в части гарантий выполнения условий труда, зафиксированных трехсторонними соглашениями (генеральным, межрегиональными, региональными, территориальными и отраслевыми), а это к социальному партнерству в современных реалиях имеет слишком однобокое, узкое толкование [2]. В этом контексте, первым шагом в создании на территории Российской Федерации системы социального партнерства именно в социальной трудовой сфере стал Указ Президента РСФСР «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров и конфликтов» [3]. И тогда же, в 1991 году в практику стали вводиться заключение трехсторонних соглашений по социально-экономическим вопросам. Тогда же были приняты региональные законы о трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений, и позже о социальном партнерстве в сфере труда.

Моделей по современному состоянию и взаимоотношению профсоюзов, работодателей и органов государственной власти, − описывающих ситуацию даже на теоретическом уровне, пока мало, а на практическом фактически нет. Но практика развивается, и она требует поддержки на законодательном уровне.

Как было упомянуто ранее, существующее законодательство было принято в 90-х годах прошлого столетия, когда в России шли первые проекты социального партнерства. В настоящее время накоплен большой опыт реальных проектов, который ждет осмысления и дальнейшей проработки в данной сфере. При этом законодательство должно развиваться в условиях децентрализации государственных полномочий и передаче решения многих социальных проблем на уровень общественных структур. Однако при передаче исполнителю полномочий должно проводиться их нормативное, законодательное закрепление, подтвержденное финансовым обеспечением обязательств.

Для решения указанных проблем в развитии социального партнерства на всех его уровнях необходимо:

  • усовершенствовать законодательство Российской Федерации в части взаимоотношений профсоюзов, работодателей и органов государственной власти;
  • восстановить реальную связь между работниками, бизнесом и властью, посредствам постоянного диалога. Необходимо, чтобы было много участников данного процесса, а они в свою очередь знали и применяли инструменты работы социального партнерства, через стимулирование в виде обучения, разъяснения, внедрения культуры социального партнерства, информирования, оценки результатов, а также награждение участников социального партнерства, которые реализуют лучшие практики. С одной стороны, это будет поощрять участников социального партнерства, с другой стороны, − распространять эти практики, с третьей, − привлекать других участников;
  • организовать государственную поддержку на федеральном и региональных уровнях, важно обращать внимание на повышение самосознания населения, общества, на развитие культуры социального партнерства, через проведение совместных мероприятий (круглых столов и т.д.), освещение в средствах массовой информации;
  • стимулировать систему социального диалога, заинтересовывать его участников выгодой, пользой, созданием условий. Важно, чтобы как можно больше людей, организаций, бизнес-структур, власть проникались этим и понимали, насколько это необходимо для нашей жизни, для нашего общества в целом.

Сегодня не выработано однозначных принципов и критериев развития социального партнерства, в связи с чем данная сфера остается в стадии становления. Государство только начинает апробацию работы в системе социального партнерства, через социальный диалог и согласование нормативных правовых актов, относящихся к социально-трудовым отношениям с представителями работников и работодателей.

Будущее развитие социального партнерства на территории всей Российской Федерации зависит от активизации всех заинтересованных участник (работников, работодателей, органов государственной власти и органов местного самоуправления). Необходимо принять понимание того, что ответственность за развитие социального партнерства несет каждая из сторон. Только в этом случае может получиться качественный результат.

 

Список литературы:
1. Сафонов В.А. Социальное партнерство: учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2015.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы КонсультантПлюс.
3. О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов): Указ Президента РСФСР от 15.11.1991 № 212 (утратил силу изданием Указа Президента РФ от 20.05.1996 № 743) // «Российская газета», 19.11.1991, «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 21.11.1991, № 47, ст. 1611.