Статья:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(310)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Ибрагимова Д.Р. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 1(310). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/310/157657 (дата обращения: 11.02.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ибрагимова Динара Рамилевна
студент, Елабужский институт Казанского Федерального университета, РФ, г. Елабуга

 

«Игра порождает радость,

свободу, довольство, покой в себе

и около себя, мир с миром»

Фридрих Фребель»

 

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.

«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…» А.С. Макаренко.

В последние десятилетия внимание педагогов и психологов все больше привлекают игровые формы работы с детьми дошкольного возраста. Это связано с тем, что игра является естественным способом взаимодействия ребенка с окружающим миром, а также важным инструментом для развития когнитивных, эмоциональных и социальных навыков. Игровые методы позволяют создать условия, при которых обучение становится увлекательным процессом, соответствующим возрастным особенностям детей. В данной статье рассматривается роль игры в образовательном процессе, её влияние на развитие различных аспектов личности ребёнка, а также приводятся примеры использования игровых форм работы в практике дошкольных образовательных учреждений.

Игра представляет собой специфический вид активности, который имеет свои особенности и закономерности. Согласно Л.С. Выготскому, игра является ведущей деятельностью в дошкольный период, так как она способствует развитию воображения, мышления, речи и других психических функций. Игра позволяет ребенку моделировать различные жизненные ситуации, принимать на себя роли взрослых, экспериментировать с предметами и явлениями окружающего мира. Таким образом, игра служит средством познания и освоения социального опыта.

Д.Б. Эльконин подчеркивал важность сюжетно-ролевой игры, которая помогает детям осваивать социальные нормы и правила поведения. В ходе такой игры дети учатся взаимодействовать друг с другом, разрешать конфликты, сотрудничать и договариваться. Сюжетно-ролевая игра также стимулирует развитие коммуникативных навыков, поскольку требует от участников умения выражать свои мысли и понимать собеседника.

Игровые формы работы могут использоваться в самых разных аспектах образовательного процесса. Например, дидактическая игра помогает детям освоить базовые математические понятия, такие как счет, форма, размер и цвет. Такие игры, как «Собери пирамиду», «Найди пару» или «Что изменилось?», способствуют развитию логического мышления, внимания и памяти.

Сюжетно-ролевые игры, такие как «Магазин», «Семья» или «Больница», помогают детям понять, как устроен мир взрослых, и развить навыки социального взаимодействия. Эти игры создают условия для формирования у детей представлений о профессиях, семейных отношениях и социальной ответственности.

Музыкальные и театрализованные игры развивают творческие способности детей, стимулируют их воображение и выразительность. Дети учатся создавать образы, передавать эмоции через движение и звук, что способствует развитию моторики, координации движений и речевых навыков.

Таким образом, использование игровых форм работы в процессе обучения детей дошкольного возраста является эффективным методом, позволяющим сочетать образование и развлечение. Игра способствует всестороннему развитию ребенка, помогает ему адаптироваться к социальному миру и овладеть необходимыми навыками. Педагогам следует активно использовать игровые методы в своей работе, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка и создавая условия для максимально продуктивного участия в игре.

 

Список литературы:
1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – С. 62–76.
2. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Просвещение, 1978. – 304 с.
3. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игра и произвольность у современных дошкольников // Вопросы психологии. – 2004. – № 1. – С. 91–103.
4. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 1994. – 240 с.