ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(312)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(312)
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) является ключевой организацией, ответственной за обеспечение правопорядка и безопасности в учреждениях, где содержатся осужденные к наказанию. Подразделения и объекты ФСИН России требуют значительных ресурсов и бюджетных средств для своего эффективного функционирования.
На сегодняшний день имеется значительное число проблем, возникающих в сфере применения и исполнения уголовных наказаний. Несмотря на постоянное совершенствование норм уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, рассматриваемый институт оказывается недостаточно эффективным.
Условия содержания осужденных в отечественных уголовно-исполнительных учреждениях, обращение с ними не соответствуют мировым стандартам. Так, минимальные стандартные правила обращения с заключенными указывают на необходимость длительной подготовки осужденных к освобождению, начиная с первого дня его заключения под стражу [1]. Для этих целей администрация уголовно-исправительного учреждения должна устанавливать тесные контакты с родственниками осужденного в целях адаптации последних к нормальной жизни в обществе. В отечественных же учреждениях уголовно-исправительной системы указанные меры принимаются довольно редко, а потому отсутствует практика их применения и реализации.
Происходящие процессы оптимизации в современном государстве не оставляют без внимания и уголовно-исправительную систему. Например, на 100 несовершеннолетних осужденных приходится лишь два воспитателя (старший воспитатель - начальник отряда и воспитатель). Зачастую старшим воспитателем назначаются офицеры, задачей которых является не воспитание подростков, а реализация карательной направленности назначенного наказания. В связи с этим меняется подход к процессу изменения подростка, совершившего преступление [2].
В отличие от взрослых несовершеннолетних осужденных можно и нужно перевоспитывать. Для правильной организации этого процесса требуется выбор правильного индивидуального подхода, педагогической тактики. Так, например, необходимо показать несовершеннолетнему, «вышедшему» из неблагополучной среды, что можно жить в нормальных «человеческих» условиях, хорошо питаться и одеваться, а для этого необходимо зарабатывать, иметь хорошее образование, благодаря чему успех перевоспитания будет достигнут [3].
Также сотрудниками правоохранительных органов принимаются меры, направленные на пресечение деятельности и распространения сообществ, пропагандирующих идеи экстремистской, террористической направленности, вовлечения лиц в преступные сообщества и т.п., созданных в популярных социальных сетях «ВКонтакте», «Одноклассники» и т.д., где значительное время проводит большая часть населения и др.
Для установления надлежащего контроля за осужденными сотрудники исправительных учреждений вынуждены тратить много времени (машиночасов), а также средств для передвижения. В случае же привлечения осужденных на предприятия, расположенные за пределами одного города, обозначенные затраты существенно будут увеличены. При этом не следует забывать и про складывающуюся в последнее время тенденцию по сокращению численности штата сотрудников исправительных учреждений. При наличии указанных обстоятельств не исключается возникновение такой тенденции, при которой установленный надзор за осужденными окажется неэффективным, поскольку последние смогут выйти из-под него.
Следует признать, что исключение практики привлечения осужденных на предприятия, расположенные за пределы отдельного города, является нецелесообразным. Необходимо лишь ограничить ее распространение в отношении тех лиц, которые ненадлежащим образом исполняют порученные им задания, уклоняются от их исполнения.
В рамках изучения рассматриваемого проблемного вопроса было установлено, что выбор территории колонии-поселения необходимо проводить с учетом мнения граждан, проживающих в определенной местности. Как показывают проводимые исследования, большая часть опрошенных граждан высказывается крайне негативно в части установления соседства с учреждениями уголовно-исполнительной системы [4].
Особую актуальность в современных условиях также приобретает проблема подготовки высококвалифицированных кадров – сотрудников уголовно-исполнительной системы. Большая часть сотрудников указанных учреждений не имеет профильного образования, что не позволяет им эффективно организовать свою работу с лицами, представляющими особую опасность для общества, обеспечить достижение целей уголовного наказания в целом.
Возникновение кадровых проблем обусловлено низкими условиями труда сотрудников исправительных учреждений, несоответствием между уровнем оплаты труда и фактически выполняемых ими служебных задач без учета особенностей условий их труда.
В свою очередь, низкий уровень материального обеспечения среди сотрудников уголовно-исполнительной системы может привести к росту преступлений коррупционной направленности [5].
Результативность деятельности сотрудников снижается и в связи с неточным понимаем ими содержания, сущности правовых предписаний. Кроме того, неправильное применение закона может проявляться, в том числе и в совершении сотрудниками правонарушений, преступлений.
Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ регламентирован положениями одноименного Приказа. Так, определяется, что при отсутствии у осужденного основного места работы после первоначальной беседы инспектором должна быть определена организация, в которой осужденный будет исполнять назначенное наказание.
Вместе с тем, законом не определены какие-либо требования и критерии, с учетом которых следует выбирать место исполнения осужденным наказания в виде исправительных работ (определение ВАС РФ от 27.04.2012 № ВАС-5273/12).
При определении подобных мест предписывается на систематической основе истребовать от органов местного самоуправления соответствующие перечни, согласовывать их с уголовно-исполнительной инспекцией. Однако сам факт согласования объектов не может гарантировать трудоустройства осужденных, поскольку данный механизм не получил законодательного урегулирования, что не может обеспечить надлежащий порядок исполнения соответствующих обязанностей компетентными органами местного самоуправления.
Также отсутствуют какие-либо законодательные указания в части возложения на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению уголовно-исполнительным инспекциям каких-либо списков. В данной части законодатель лишь ограничивается требованием о необходимости согласования мест отбывания исправительных работ (ч. 1 ст. 39, ст. 25 УИК РФ). Кроме того, отсутствуют какие-либо требования, обязательства работодателей на вступление в трудовые отношения с осужденными, направленными для исполнения наказания в виде исправительных работ. При этом зачастую сами организации не выражают согласия на принятие осужденных для выполнения определенных трудовых обязательств. В указанных ситуациях такие организации могут узнать о включении их в соответствующий перечень непосредственно в момент направления (обращения) к ним осужденного. Проблемы исполнения рассматриваемого вида уголовного наказания также обусловлены отсутствием вакантных рабочих мест, а также нежеланием работодателей привлекать осужденных на работу.
Решение обозначенных проблемных вопросов видится, прежде всего, в законодательном урегулировании механизма согласования перечня объектов для отбывания осужденными наказания в виде исправительных работ. В целях привлечения организаций для использования труда осужденных целесообразно предусмотреть льготный режим налогообложения.