ОТКРЫТОСТЬ И ПРОЗРАЧНОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, КАК СПОСОБ ИЗБЕЖАТЬ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СВЯЗАННЫХ С КОРРУПЦИЕЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(313)
Рубрика: Юриспруденция

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(313)
ОТКРЫТОСТЬ И ПРОЗРАЧНОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, КАК СПОСОБ ИЗБЕЖАТЬ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СВЯЗАННЫХ С КОРРУПЦИЕЙ
На наш взгляд, к причинам совершения правонарушений коррупционной направленности, стоит добавить и несовершенство правовой системы, действующей в России. Основной явно заметной причиной возникновения правовых факторов реализации коррупционных преступлений является большое количество нормативно-правовых актов, которые принимаются органами государственной власти в настоящее время. На сегодняшний день законотворческая деятельность процветает, но при этом снижается её качество, следовательно, как и снижается качество нормативно-правовых актов. Очень важно тщательно проверять текст акта до того, как принять его, и растолковывать нормы, содержащие в нем, а также предусмотреть совершение различных юридических действий, которые предписаны в нём.
Благодаря анализу способов противодействия коррупции на государственной службе и нормативно-правовых актов, направленных на борьбу с коррупцией, нам удалось прийти к выводу, что уменьшить количество коррупционных проявлений можно только при систематическом анализе причин их появления. Для того чтобы в полной мере выделить действительно важные и необходимые причины развития коррупционной деятельности, стоит обратить внимание на проблемы и условия, которые порождают коррупцию, а также на основные направления её воздействия. В этой связи мы полагаем, что можно обратиться к криминологической науке и выделить из неё некоторые суждения, согласно которым причины и условия преступности по своей природе социальны. Иными словами, мы можем отметить, что причины любой преступной деятельности определяются посредством установления жизненных условий, при которых взаимодействуют люди и реализуется какая-либо деятельность. Преступная же деятельность строится на основе противоречий, которые установлены в конкретном обществе. Преступление порождает отторжение ценностных ориентаций. Под все высказывания можно подвести и коррупционные проявления, так как они по своей сути также являются социальными явлениями, где действуют люди, смещая свои ценностные ориентиры в сторону криминального общества.
Открытость и прозрачность в деятельности государственных органов может быть достигнута через доступ к информации о коррупции, проведение антикоррупционной экспертизы нормативных актов, прозрачность процедур принятия решений и повышение правовой грамотности населения.
Стоит отметить и то, что в научной литературе и в иных проектах законодательных актов по вопросам противодействия коррупции к субъектам ответственности за коррупционные деяния и другие правонарушения, связанные с коррупцией, предлагается отнести: народных заседателей и присяжных; должностных и служебных лиц других органов государственной власти; лиц, которые приравниваются к лицам, уполномоченным на выполнение функций государства или органов местного самоуправления, а именно: а) должностных лиц юридических лиц публичного права, получающих заработную плату за счет государственного или местного бюджета; б) членов окружных/территориальных и участковых избирательных комиссий; в) руководителей общественных организаций, частично финансируемых из государственного или местного бюджета; г) помощников-консультантов депутатов и других выборных лиц, которые не являются государственными служащими, должностными лицами местного самоуправления, но получают заработную плату за счет государственного или местного бюджета; г) лиц, которые не являются государственными служащими, должностными лицами местного самоуправления, но осуществляют предоставленные законом публичные услуги (аудиторы, нотариусы, эксперты, оценщики, арбитражные управляющие, независимые посредники или члены трудового арбитража при рассмотрении коллективных трудовых споров, третейские судьи, а также в установленных законом случаях другие лица); д) должностных лиц иностранных государств (лиц, занимающих должности в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, а также другие лица, осуществляющие функции государства для иностранного государства, в частности для государственного органа или государственного предприятия); е) должностных лиц международных организаций (работников международной организации или любых других лиц, уполномоченных такой организацией действовать от ее имени); лиц, постоянно или временно занимающих должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или лиц, специально уполномоченных на выполнение таких обязанностей в юридических лицах , а также физических лиц-предпринимателей.
