Статья:

Определение момента вступления в силу муниципальный правовых актов

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(84)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Неткачева А.А. Определение момента вступления в силу муниципальный правовых актов // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 33(84). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/84/59463 (дата обращения: 08.12.2019).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Определение момента вступления в силу муниципальный правовых актов

Неткачева Анастасия Александровна
магистрант, Волго – Вятский институт (филиал) Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), РФ, г. Киров

 

В правоприменительной деятельности возникают ситуации, при которых вопрос о моменте вступления в силу муниципального правового акта может иметь принципиальное значение, однако в виду сложности правового регулирования данного аспекта, порой, невозможно достоверно определить точную дату.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление является одной из основ конституционного строя РФ, формой осуществления власти народом.

На заседании Совета по развитию местного самоуправления 5 августа 2017 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что муниципальный уровень власти максимально близок к людям, их реальным заботам, а значит, диалог, стремление получить обратную связь должны быть приоритетом в работе местной власти [8].

Органы местного самоуправления осуществляют прямую связь между гражданами и государственными органами, при этом не входят в систему государственных органов. Органы местного самоуправления самостоятельны в пределах своих полномочий. Полагаем, что граждане в настоящее время заинтересованы в гласности информации о деятельности органов местного самоуправления. Среди таких направлений одним из важных является деятельность по опубликованию (обнародованию) муниципальных нормативных правовых актов.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения [1]

Согласно ч. 3 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) (далее – ФЗ №131) порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан [3].

Согласно буквальному толкованию ФЗ №131 установлено, что официальному опубликованию подлежат следующие муниципальные нормативные правовые акты: устав, акты о внесении изменений и дополнений в устав, муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование; соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления. Данная обязанность по опубликованию установлена в ч.8 ст. 44 и ч.2 ст. 47 ФЗ №131.

Однако, согласно позиции Конституционного Суда РФ конституционные предписания об обнародовании нормативных актов являются одной из гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина, носят императивный характер и в равной мере распространяются на все законы и другие нормативные акты. Отсюда следует, что любые муниципальные нормативные правовые акты подлежат обязательному опубликованию [4]

Согласно ч.3 ст. 47 ФЗ №131 порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

При этом стоит отметить, что не каждое муниципальное образование имеет возможность опубликовать полный текст своего нормативного акта в порядке, который установлен законом. Например, муниципальное образование находится в районах Крайнего Севера, где содержание печатного издания является экономически нецелесообразным, либо в муниципальном образовании малая численность населения. В таком случае, согласно Письму Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления ГД ФС РФ от 29.04.2016 N 3.20-20/348 [9], возможно опубликования путем вывешивания текстом муниципальных правовых актов в общедоступных местах либо иным способом.

Также стоит учесть, что согласно позиции, выраженной Верховным Судом, размещение муниципальных нормативных актов только в сети Интернет не могут считаться надлежаще опубликованными и обнародованными. Размещение информации в сети Интернет в системе действующего законодательство дополняет обычное опубликование [10]

Согласно позиции Верховного Суда, выраженной в Апелляционном определении от 19.10.2016 №29-АПГ16-9 [11]установлено, что по общему правилу муниципальные образования не ограничены в возможности применения обратной силы принимаемым ими актам. Полагаем, что таким образом включение норм об обратной силе является допустимым и не признается неправомерным судом.

Однако, не всегда возможно придать закону обратную силу, такое придание допускается только в соответствии с федеральным законодательством. В том случае, если данное правило будет нарушено, то это повлечет признание такого акта недействующим.

Стоит отметить, что в российском законодательстве закреплена невозможность придания обратной силы закону, который ухудшит положение лица.

Данный принцип был поддержан в Постановлении Конституционного Суда РФ от 20.07.2011 №20-П: «принцип является общеправовым и распространяется на акты не только федерального законодательства, но и законодательства субъектов РФ и муниципальных образований. Таким образом, придание обратной силы актам, ухудшающим положение лиц, является неправомерным, такие нормативные акты могут быть признаны недействующими.» [5]

Также данный принцип применяется в отношении муниципальных актов о налогах и сборах:

  1. Согласно п.2 ст. 5 Налогового кодекса РФ установлено, что акты законодательства, которые фактически ухудшают положение налогоплательщика (установление новых налогов, повышение налоговых ставок, отягчающие ответственность и т.д.) не имеют обратной силы
  2. Согласно п.4 ст. 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства, которые отменяют налоги, снижают налоговые ставки, устраняют обязанности налогоплательщика, могут иметь обратную силу, если это прямо предусмотрено законом
  3. Согласно п.3 ст. 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства, которые смягчают ответственность, устанавливают дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков имеют обратную силу.

В качестве вывода хотелось бы отметить, что федеральное законодательство устанавливает два фундаментальных правила вступления в силу муниципальных правовых актов: обязательность исполнения сроков вступления в силу муниципальных правовых актов; обязательность опубликования каждого нормативно-правового акта.

Данные правила не должны быть в противоречии с федеральным законодательством. При этом муниципальным правовым актом, например уставом, могут быть установлены сроки вступления в силу актов, изданных муниципальным образованием.

 

Список литературы:
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // в "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019) // "Российская газета", N 148-149, 06.08.1998.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) // "Российская газета", N 202, 08.10.2003.
4. Определение Конституционного Суда РФ от 10.03.2005 N 71-О [Электрон. ресурс] // Официальный сайт Конституционного Суда РФ.-  URL: http://www.ksrf.ru/ru/Pages/default.aspx, Режим доступа: WorldWideWebURL. (дата обращения: 21.10.2019).
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.07.2011 №20-П [Электрон. ресурс] // Официальный сайт Конституционного Суда РФ.-  URL: http://www.ksrf.ru/ru/Pages/default.aspx, Режим доступа: WorldWideWebURL. (дата обращения: 21.10.2019).
6. Апелляционное определение от 19.10.2016 №29-АПГ16-9 [Электрон. ресурс] // Официальный сайт Верховного Суда РФ.-  URL: http://www.supcourt.ru/, Режим доступа: WorldWideWebURL. (дата обращения: 12.06.2019).
7. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 25.10.2016 N 43-АПГ16-14 [Электрон. ресурс] // Официальный сайт Верховного Суда РФ.-  URL: http://www.supcourt.ru/, Режим доступа: WorldWideWebURL. (дата обращения: 12.06.2019).
8. Официальный сайт Президента России [Электрон. ресурс] // - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/55301, Режим доступа: WorldWideWebURL. (дата обращения: 21.10.2019).
9. Официальный сайт Государственный Думы [Электрон. ресурс] - URL: http://duma.gov.ru, Режим доступа: WorldWideWebURL. (дата обращения: 21.10.2019).
10. Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 25.10.2016 N 43-АПГ16-14 [Электрон. ресурс] // Официальный сайт Верховного Суда РФ.-  URL: http://www.supcourt.ru/, Режим доступа: WorldWideWebURL. (дата обращения: 12.06.2019)
11. Апелляционное определение от 19.10.2016 №29-АПГ16-9 [Электрон. ресурс] // Официальный сайт Верховного Суда РФ.-  URL: http://www.supcourt.ru/, Режим доступа: WorldWideWebURL. (дата обращения: 12.06.2019)