Статья:

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(313)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Емельянова О.И. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 4(313). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/313/158616 (дата обращения: 05.02.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Емельянова Ольга Игоревна
студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы социализации и коррекционной работы с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС), которые в последние десятилетия демонстрируют значительный рост в распространенности. Анализируется влияние произвольности психических процессов на учебную деятельность младших школьников с РАС. В статье подробно описаны ключевые принципы и этапы коррекционной работы: от диагностики и индивидуальной работы до групповых занятий и активного участия семьи. Рассматриваются подходы к психологической и педагогической коррекции, а также медикаментозная поддержка. Уделяется внимание роли семьи в закреплении приобретенных навыков и значимости междисциплинарного подхода, объединяющего специалистов различных областей.

 

Ключевые слова: вербальная коммуникация, расстройства аутистического спектра, дети младшего школьного возраста, коммуникативные навыки.

 

В последние десятилетия отмечается значительное увеличение числа детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Статистические данные свидетельствуют о значительном росте распространенности: если в 2000 году заболевание диагностировалось у 5–26 детей на 10 000, то уже в 2008 году на 150 новорожденных приходился один случай аутизма. В России точные данные отсутствуют, однако, по аналогии с зарубежной статистикой, предполагается, что в стране насчитывается около 200 000 детей с РАС. Учитывая устойчивую тенденцию роста, вопрос социализации таких детей приобретает особую актуальность. [1]

В ходе изучения процессов взаимодействия между людьми зарубежные исследователи ввели в научный обиход термин «коммуникация». Позднее этот термин был адаптирован отечественными учеными. В англоязычной лингвистической традиции под коммуникацией понимается процесс обмена мыслями и информацией с использованием речевых или письменных сигналов. В то же время термин «общение» в русском языке имеет более широкий смысл, включающий не только передачу информации, но и обмен эмоциональными переживаниями. Таким образом, общение, по мнению лингвистов, представляет собой актуализацию коммуникативной функции языка, происходящую в различных речевых контекстах. [3]

Эффективная организация учебной деятельности возможна только при условии, что ребенок учится осознанно управлять своими психическими процессами и поведением. Это умение позволяет ему преодолевать непосредственные импульсы и ориентироваться на требования учителя и школьные правила, формируя тем самым произвольность — важное новое качество психики. Произвольность проявляется в способности сознательно ставить цели, выбирать средства для их достижения, а также преодолевать возникающие трудности и препятствия. У младших школьников это психическое новообразование становится фундаментом не только для успешного освоения учебной программы, но и для развития коммуникативных навыков, необходимых для их социальной адаптации в условиях школьного коллектива и общества в целом. [2]

В настоящее время особое внимание в разработке методов психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) уделяется вопросам коррекционной помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС). Эти расстройства характеризуются значительными трудностями в области общения и социальных взаимодействий, наличием стереотипного поведения и ограниченного круга интересов.[5]

Дети с РАС часто сталкиваются с выраженными аффективными проблемами, которые затрудняют установление активных взаимоотношений с окружающей средой, особенно если она изменяется динамично. Устойчивое предпочтение постоянства в окружающей обстановке и склонность к стереотипности в поведении становятся важными особенностями их восприятия и реакции на происходящее. Эти характеристики требуют разработки индивидуализированных подходов, учитывающих специфические особенности детей с РАС, для обеспечения их социальной адаптации и повышения качества жизни. [4]

Степень нарушения психического развития у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) может варьироваться в широких пределах. Интеллектуальное развитие таких детей имеет свои уникальные особенности. Исследования показывают, что у большинства детей с РАС наблюдается интеллектуальная задержка, однако у некоторых интеллект сохраняется на среднем или даже высоком уровне. Нарушения познавательной деятельности зачастую рассматриваются как вторичный эффект, вызванный особенностями поведения, которые препятствуют полноценному развитию интеллектуальных функций.[3]

Аутичный ребенок может демонстрировать как признаки умственной отсталости, так и выдающиеся способности в отдельных областях (парциальную одаренность), при этом испытывая трудности в освоении базовых бытовых и социальных навыков. Современные условия гуманизации общества способствуют интеграции детей с РАС в образовательную систему. Дети, которых ранее считали необучаемыми, получают возможность участвовать в программах общего или специального (коррекционного) образования. Однако это подчеркивает острую необходимость создания адаптивной и современной образовательной системы, которая учитывает специфические потребности и возможности детей с РАС, позволяя им максимально реализовать свой потенциал. [4]

Коррекционная работа с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) требует комплексного подхода, который объединяет усилия специалистов разных направлений и активное участие родителей. В этой работе участвуют врачи-психиатры, неврологи, психологи, нейропсихологи, дефектологи, логопеды, музыкальные терапевты и другие профессионалы. Задача специалистов — сформировать у ребенка необходимые навыки, которые родители закрепляют через регулярную работу в домашних условиях, что делает семью ключевым звеном в коррекционном процессе. [2]

Эффективность такой работы обеспечивается соблюдением ряда принципов. Прежде всего, важно придерживаться комплексного психолого-педагогического и медико-социального подхода, который сочетает интегративность коррекционного процесса со специализированной помощью. Преемственность на всех возрастных этапах развития ребенка обеспечивает долгосрочную устойчивость результатов. Индивидуализация подхода, учитывающая уникальные особенности и потребности ребенка, является залогом успешной адаптации. Работа начинается с индивидуальных форм коррекции с последующим переходом к групповым занятиям. При этом систематическая поддержка и активное взаимодействие с семьей играют решающую роль в достижении поставленных целей. [5]

Основная цель коррекционной работы — это интеграция ребенка с РАС в адекватную образовательную среду и социум. Для этого реализуются такие задачи, как проведение комплексной диагностики для определения уровня развития ребенка, выбор оптимального образовательного маршрута, формирование коммуникативных навыков, коррекция эмоционально-волевой сферы, развитие социально приемлемого поведения, адаптация к коллективу сверстников, развитие высших психических функций, речи и познавательной деятельности. Не менее важной задачей является предоставление психологической и педагогической поддержки семьям, чтобы родители могли активно участвовать в процессе коррекции. [4]

Коррекционная работа проходит в несколько этапов. На первом этапе проводится психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление причин нарушений и определение программы обучения. На втором этапе осуществляется психологическая коррекция, включающая установление контакта с ребенком, снижение сенсорного и эмоционального дискомфорта, стимуляцию активности и формирование целенаправленного поведения. Педагогическая коррекция направлена на развитие навыков самообслуживания, базовых учебных действий и расширение представлений об окружающем мире. Медикаментозная поддержка, включающая психофармакологическую терапию и специальные диеты, используется для улучшения общего состояния ребенка. Финальным этапом является работа с семьей, включающая обучение родителей методам воспитания, создание индивидуальной программы домашнего обучения и предоставление психологической поддержки. [5]

Семья играет ключевую роль в коррекционном процессе, так как именно родители закрепляют навыки, полученные ребенком на занятиях, в повседневной жизни. Для этого важно единое понимание целей и задач коррекционной работы между специалистами и родителями, систематичность занятий и индивидуальный подход к каждой семье. Только при активном участии семьи и соблюдении всех принципов коррекционной работы можно достичь значительных результатов в развитии ребенка с РАС, повысить качество его жизни и способствовать успешной интеграции в общество. [3]

Работа с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляет собой сложный и длительный процесс, требующий терпения и систематичности. Часто результаты такой работы проявляются не сразу, а эффекты, достигнутые за дни, недели и месяцы, могут казаться минимальными или вовсе незаметными. Однако каждый, даже самый незначительный, шаг вперед имеет огромную ценность. Постепенно из этих, порой неуклюжих, первых попыток складывается общий путь к улучшению качества жизни и адаптации к окружающему миру.

Важно понимать, что прогресс у каждого ребенка индивидуален: далеко не все смогут достичь тех высот, на которые возлагаются надежды. Однако все, что ребенок приобретает на этом пути, становится неотъемлемой частью его жизненного опыта, помогая ему быть более самостоятельным, уверенным и способным к адаптации в социуме. Даже небольшие успехи служат прочной основой для дальнейшего развития и интеграции в общество.

 

Список литературы:
1. Аутизм. Методические рекомендации по коррекционной работе. [Текст] /Под. ред. С.А.Морозова (материалы к спецкурсу). - М.: СигналЪ, 2003. - 301с.
2. Батаршев, А.В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности [Текст] / А.В. Батаршев/ - М.: ВЛАДОС, 2001. - 176с.
3. Давидович Л. О ранней профилактике нарушений развития. / Давидович Л., Бенилова С./Дошкольное воспитание. – Москва, 2006. – № 9. – С. 61 – 65.
4. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы [Текст] / Отв. ред. С.В. Алехина // Под общ. ред. Н.Я. Семаго. - М.: МГППУ, 2012. - 80 с.
5. Хаустов, А.В. Исследование коммуникативных навыков у детей с синдромом раннего детского аутизма. /А.В. Хаустов// Дефектология. – 2004. - №4. – С.69-74