Статья:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ МАЛОЯРОСЛАВЕЦКОГО РАЙОНА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ)

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(314)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Мостовой Д.Р. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ МАЛОЯРОСЛАВЕЦКОГО РАЙОНА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ) // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 5(314). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/314/158727 (дата обращения: 10.03.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ (НА ПРИМЕРЕ МАЛОЯРОСЛАВЕЦКОГО РАЙОНА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ)

Мостовой Давыд Романович,
студент, Калужский филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы, РФ, г. Калуга

 

Молодежная политика представляет собой совокупность реализуемых мер государственного воздействия, целью которых является создание комплексных условий для всестороннего развития молодежи и воспитания у нее правильных жизненных ориентиров и здоровых ценностей, отвечающих глобальным задачам государства на текущий момент. Важность реализации молодежной политики в настоящее время сложно недооценить, поскольку формирование человеческого капитала представляет собой одну из основных целей деятельности любого государства, а молодежь составляет ту часть социального потенциала, которая обладает одновременно высокой мобильностью (во всех сферах жизни общества) и неустойчивостью идей, идеалов, взглядов и ценностей, что обуславливает важность организованной работы с данной категорией населения [4, с.617].

Фундаментальным нормативным актом в области реализации молодежной политики в РФ в настоящее время является Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30.12.2020 №489-ФЗ. В соответствии с положениями Федерального закона, под молодежной политикой понимается   комплекс мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового, научного и иного характера, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при участии институтов гражданского общества, юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и граждан Российской Федерации, в том числе индивидуальных предпринимателей, и направленных на создание условий для развития молодежи, ее самореализации в различных сферах жизнедеятельности, на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодых граждан в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности Российской Федерации [1]. Федеральным законом №489-ФЗ устанавливаются также принципы и цели молодежной политики в РФ и регулируются круг полномочий органов государственной власти РФ и субъектов РФ в области реализации молодежной политики, что позволяет сделать вывод о том, что данный нормативный акт является центральным и рамочным в исследуемой области.

Нормативную основу управления молодежной политикой в РФ в настоящее время составляют Конституция РФ, федеральные законы и подзаконные акты; на региональном и муниципальном уровнях – региональные и муниципальные законодательные и подзаконные нормативные акты [3, с.145].

Муниципальная молодежная политика в РФ отвечает целям и задачам актуальных направлений реализации федеральной и региональной молодежной политики, а также их приоритетам [2, с.92]. Центральным субъектом реализации молодежной политики в Малоярославецком районе выступает администрация муниципального района «Малоярославецкий район». В структуре администрации отсутствует отдел, к полномочиям которого относится реализация молодежной политики на территории муниципального образования. Ее реализация осуществляется совокупностью отделов, деятельность которых курирует заместитель Главы администрации по социальным вопросам. К ряду таких отделов относятся: отдел образования, отдел спорта, отдел культуры и туризма администрации Малоярославецкого района.  Положениями о структурных подразделениях администрации Малоярославецкого района устанавливается круг полномочий каждого из них в части реализации молодёжной политики.

Следует отметить тот факт, что в Малоярославецком районе отсутствует муниципальный нормативный акт, устанавливающий круг полномочий по реализации молодежной политики на территории муниципального образования и закрепляющий их за конкретным структурным подразделением администрации района. Также следует отметить, что в Малоярославецком районе не принят программный нормативный акт, которые определяет направления и перспективы реализации муниципальной молодежной политики.

Реализация молодежной политики в муниципальных образованиях осуществляется по четырем основным направлениям, в целом соответствующим федеральным приоритетам в сфере организации развития и досуга молодежи, а также всестороннего развития ее потенциала. Мероприятия, проводимые в рамках реализации молодежной политики по указанным направлениям и финансируемые как за счет средств муниципального бюджета, так и за счет средств бюджета Калужской области, могут иметь различный вид: осуществление прямых выплат, регулярные мероприятия, непрерывная образовательная деятельность и т.д. Основными направлениями реализации молодежной политики в Малоярославецком районе являются: патриотическое воспитание, развитие волонтерства, организация досуга и отдыха, дополнительное образование.

Одним из наиболее актуальных в настоящее время направлений реализации молодежной политики является поддержка добровольчества и развитие волонтерства. На данный момент администрацией Малоярославецкого района на постоянной основе оказывается помощь четырем волонтёрским объединения на территории района.

Стоит отметить практику сотрудничества администрации Малоярославецкого района с такими крупными волонтерскими организациями, как «Волонтеры Победы» и «Волонтеры – медики». Взаимодействие администрации Малоярославецкого района с волонтерскими организациями имеет консультативный, организационный и методический характер. Помимо этого, администрацией осуществляется ведение статистической и аналитической отчетности по результатам, проделанной за отчетный период волонтерскими организациями работы на территории региона; по итогам проводимых с участием добровольцев мероприятий и т.д.

Также деятельность администрации Малоярославецкого района по линии развития добровольчества и волонтерства осуществляется в форме привлечения молодежи к участию в различных мероприятиях, которые непосредственно связаны с деятельностью волонтерских организаций. Привлечение осуществляется путем информационного сопровождения деятельности волонтерских и добровольческих организаций на территории региона на специализированных интернет – ресурсах.

Можно сделать вывод о том, что реализация молодежной политики администрацией Малоярославецкого района по направлению развития волонтерства и добровольчества осуществляется в виде оказания им методической, организационной, консультативной и информационной помощи соответствующим организациям и движениям в Калужской области. Стоит отметить, что по данному направлению слабо развита деятельность по привлечению учащейся молодежи в ряды волонтеров и добровольцев, а также по инициативной организации выездов волонтерских объединений для оказания помощи нуждающимся.

Следующим направлением деятельности администрации Малоярославецкого района в рамках реализации молодежной политики является патриотическое воспитание молодежи. В Калужской области патриотическое воспитание молодежи является одним из приоритетных направлений региональной молодежной политики. Оно предполагает воспитание любви и уважения к своей стране, своему Отечеству, гордости за свой родной край, знание истории и традиций своей Родины, возрождение духовных традиций России, что играет немаловажную роль в формировании мировоззрения молодых граждан Калужской области.   В рамках реализации молодежной политики патриотическое воспитание молодежи осуществляется администрацией Малоярославецкого района посредством трех инструментов:  поддержка поискового движения (оказание консультативной, организационной, информационной помощи действующим поисковым движениям и организациям); организация военно - спортивных игр (на данный момент ежегодно проводятся три игры – «Зарница – Орленок», «Звезда», «Стратегия – плюс»); подготовка методический материалов о памятных датах в истории, связанными с войнами.

Организация досуга и отдыха молодежи на территории Малоярославецкого района осуществляется по двум направлениям: реализация спортивной подготовки и реализация мероприятий отдыха и оздоровления на базе детских оздоровительных лагерей.  Спортивная подготовка в Малоярославецком районе осуществляется посредством функционирования на территории муниципального образования десяти детских спортивных школ, учредителем которых является администрация Малоярославецкого района (куратором является отдел спорта). Общее количество воспитанников спортивных школ в 2023 году насчитывает порядка 345 человек.

Несмотря на то, что на территории Малоярославецкого района отсутствуют детские оздоровительные учреждения, администрация принимает участие в реализации мероприятий отдыха и оздоровления на базе детских оздоровительных лагерей в виде финансирования приобретения путевок на пребывание в детских оздоровительных лагерях, расположенных на территории Калужской области. Администрация Малоярославецкого района в первоочередном порядке обеспечивает предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из числа детей-сирот путевок в организации отдыха детей и их оздоровления, подведомственные органам государственной власти и местного самоуправления Калужской области.

В таблице 1 представлены данные об охвате молодежи Малоярославецкого района мероприятиями молодёжной политики по данным на 2023 год.

Таблица 1.

Данные об охвате молодежи Малоярославецкого района мероприятиями молодёжной политики (по данным на 2023 год)

Показатель

Человек

Всего молодёжи

22 345

Охвачено мероприятиями в сфере добровольчества и волонтерства

4 564

Охвачено мероприятиями в сфере патриотического воспитания

2 345

Охвачено мероприятиями в сфере досуга и отдыха

1 452

Охвачено мероприятиями в сфере дополнительного образования

865

 

Исходя из таблицы 1, можно сделать вывод о том, что наиболее популярным направлением муниципальной молодежной политики в Малоярославецком районе является добровольчество и волонтерство.  При этом все достаточно малая часть молодежи Малоярославецкого района охвачена молодёжными мероприятиями  на 2023 год (около 38%).

По итогам анализа осуществления администрацией Малоярославецкого района деятельности в рамках реализации молодежной политики можно сделать вывод о том, что круг ее деятельности является достаточно широким, формы реализации молодежной являются достаточно разнообразными. Они охватывают все возможные инструменты воспитания и развития молодежи, начиная от программ дополнительного образования до проведения культурно – массовых мероприятий. Наибольший акцент в деятельности администрации Малоярославецкого района приходится на патриотическое воспитание и популяризацию добровольчества среди молодежи. Необходимо отметить практику функционирования Молодежного совета при Главе Малоярославецкой районной администрации муниципального района «Малоярославецкий район», которая в настоящий момент насчитывает 15 членов из числа представителей молодежи муниципального образования. Вместе с тем необходимо отметить достаточно слабое нормативное обеспечение реализации молодежной политики Малоярославецкого района, которое имеет основополагающее значение в условиях важности реализации молодежной политики на всех уровнях власти. Исходя из слабости нормативных основ муниципальной молодежной политики в Малоярославецком районе, можно сделать вывод о том, что именно в устранении данной проблемы лежат перспективы совершенствования механизмов ее реализации.

Во-первых, необходимо произвести реорганизацию администрации Малоярославецкого района в части формирования нового структурного подразделения, к полномочиям которого будут отнесены все направления деятельности в рамках реализации муниципальной молодежной политики, которые в настоящее время осуществляются различными структурными подразделениями администрации без централизованного планирования. Также объединить полномочия по реализации молодежной политики на территории муниципального района под одним началом возможно путем аккумуляции соответствующих полномочий у какого – либо из уже существующих структурных подразделений администрации.

Во-вторых, необходимо разработать муниципальную программу реализации молодежной политики на территории муниципального района «Малоярославецкий район», поскольку программный акт позволяет распределить ответственность и спланировать этапы достижения конкретной цели в сфере воспитания и образования молодежи. Программно – целевой подход – это одна из самых распространённых и наиболее успешных в современной управленческой практике моделей государственного регулирования. Этот метод, об успешности которого свидетельствует положительный опыт многих европейских стран, позволяет обеспечивать не только реализацию долгосрочных планов, но и прозрачность и согласованность планов различных уровней управления и ведомственной направленности. Также он, несмотря на свою трудоемкость и высокую стоимость, способен гарантировать высокоэффективную реализацию крупных масштабных проектов. Программно - целевой подход в управлении рассчитан на длительный срок реализации, на множественность мероприятий, проведенных во исполнение цели программы и, собственно, на постановку самой этой глобальной цели. Программа реализации молодежной политики на территории муниципальное образования должна затрагивать все направления политики, реализуемые в настоящее время: патриотическое воспитание; развитие волонтерства; организация досуга и отдыха; дополнительное образование. Для каждого из указанных направлений реализации политики муниципальной программой муниципального района должны быть предусмотрены целевые индикаторы: например, для развития волонтерства это могут быть количество функционирующих на территории муниципального образования волонтерских организаций, количество проводимых с привлечением волонтеров мероприятий в год, количество лиц, впервые получивших волонтерскую книжку и т.д. Соответственно, для каждого из целевых индикаторов муниципальной программы должны быть предусмотрены значения на плановый период,  сопоставимые со значением индикатора в базовом периоде и с возможностями муниципального образования по финансовому, организационному, методическому и иному обеспечению их достижения.

Разработка и утверждение муниципальной программы в сфере реализации молодежной политики на территории Малоярославецкого района также позволит вовлечь в ее организованный процесс сельские и городские поселения, входящие в состав муниципального района. Таким образом, реализация мероприятий в виде нормативного обеспечения молодежной политики в Малоярославецком районе в виде формирования единого структурного подразделения администрации муниципального района, к полномочиям которого будет отнесена разработка и реализация молодёжной политики, а также последующая разработка им муниципальной программы в сфере молодежной политики будет способствовать совершенствованию формирования кадрового потенциала посредством воспитания и всестороннего развития молодежи.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» от 30.12.2020 №489-ФЗ // СПС Консультант плюс [Электронный ресурс] – URL http://www.consultant.ru (дата обращения 03.10.2024)
2. Плющ И.В. Реализация государственной молодежной политики как ресурс формирования активной позиции молодежи//Актуальные проблемы теории и практики социальной работы и образования. – 2019. - №2. – С.89-93.
3. Ростецкий Р. В. Особенности развития молодежной политики в России // Молодой ученый. — 2021. — №26. — С. 142-147.
4. Селдушев В. Н. Эффективность государственного и муниципального управления // Молодой ученый. — 2020. — №20. — С. 616-618.
5. Официальный сайт администрации Малоярославецкого района [Электронный ресурс] – URL https://maloyar.ru (дата обращения 10.01.2024)