Статья:

ПОМОЩНИКИ ДЕПУТАТОВ КАК ЛОББИСТЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(201)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Идимешев А.В. ПОМОЩНИКИ ДЕПУТАТОВ КАК ЛОББИСТЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 22(201). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/201/114394 (дата обращения: 27.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОМОЩНИКИ ДЕПУТАТОВ КАК ЛОББИСТЫ

Идимешев Аян Владимирович
студент, Российский университет дружбы народов, РФ, г. Москва

 

Формально лоббизма в России вроде как не существует, ведь этого понятия нет в российских законах. Однако лоббизм как взаимодействие между государственными институтами и коммерческими структурами в стране объективно не может не существовать. Пока существуют власть и бизнес, так или иначе будет происходить взаимодействие между ними. Самая большая проблема такой ситуации в том, что в следствии отсутствия законодательного регламентирования пропадает четкая граница между коррупционными схемами и легальным взаимодействием между бизнесом и властными структурами. Т.е. все понимают, что без сотрудничества невозможно функционирование ни бизнеса, ни власти, но в какой момент заканчивается законное сотрудничество и начинается откровенная коррупция никто не знает. Отсутствие правовой регламентации приводит к тому, что такие взаимоотношения имеют теневой характер. В результате чего у общественности складывается крайне негативное отношение к лоббистской деятельности и лоббистам. А в умах российских граждан лоббизм прочно ассоциируется с коррупцией, взятками, откатами, серыми схемами. А сами лоббисты представляются последними подлецами.

Правовой статус помощника депутата определяется ст. 37-40 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 16.12.2019) "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Депутат не может иметь более двух помощников по срочному служебному контракту или срочному трудовому договору, и до сорока помощников, работающих на общественных началах. Особых полномочий и прав у помощников не обнаружено, кроме того, что помощник может иметь доступ к документам, с которыми работает.

Тем не менее должность помощника депутата может сыграть некоторую роль в лоббистской деятельности. К примеру, через помощника депутата можно выйти уже на самого депутата. Помощник депутата представляет собой некий фильтр доступа к депутату. Толмачева отмечает, что эффективный лоббист как правило имеет опыт работы в органах государственной власти или опыт работы рядом с органами государственной власти. К последним относятся сферы политического консалтинга, аналитические и экспертные центры, обслуживающие интересы органов госвласти. И также, лоббисты работают помощниками депутата (пусть и на общественных началах). Ведь самое главное для лоббиста - возможность формального и неформального контакта с чиновниками. Поэтому должность помощника депутата вполне может хорошим стартом для успешной карьеры лоббиста. Так начиналась карьера многих успешных лоббистов. Например, Евгений Рошков Викторович, Вице-президент GR Лиги по международной деятельности, первое время работал помощником депутата Госдумы, главы подкомитета по информационной безопасности.

При этом лоббисты в некоторых случаях могут оказывать помощь депутатам. Например, лоббисты не только готовят нужные их заказчикам законы, но и помогают чиновникам их проталкивать, что подразумевает работу с научной средой и общественным мнением. Лоббисты знают, какие научные исследования нужны, чтобы обосновать правомерность проталкиваемого закона. Поэтому они тесно сотрудничают с учеными, исследовательскими институтами и интеллектуальными кластерами, чтобы получить нужные им результаты.

Лоббист должен пользоваться авторитетом и вызывает доверие. Только так можно выстроить эффективные взаимоотношения с чиновником. Чиновник будет стремиться к контакту с лоббистом только в том случае, если почувствует полезность лоббиста. Авторитет возникает, когда чиновник (депутат) понимает, что лоббист – именно тот человек, который ему нужен. который ему помогает в работе, и что к нему можно обратиться за советом как к специалисту, профессионалу, знающему, что на самом деле происходит в компании, сегменте, отрасли, которую он лоббирует. Крайне важно быть нужным чиновнику. Прямым помощником лоббист депутату, разумеется, не становится, но, если лоббист может в чем-то помочь депутату, это вызовет у депутата доверие и уважение.

Таким образом, несмотря на то, что помощник депутата имеет небольшие полномочие, он может служить посредником для выхода на депутата. Также самому лоббисту следует по возможности оказывать помощь депутату. Так депутат проникнется уважением и попытается оказать обратную услугу лоббисту.

 

Список литературы:
1. Толмачева, Ирина Васильевна Лоббизм по-русски : между бизнесом и властью / Ирина Толмачева ; [предисл. М. Ходорковского]. – Москва : Коммерсантъ : Эксмо, 2012. – 311 с.
2. Чуклинова Анастасия Помощник депутата Госдумы – самая важная должность! [Электронный ресурс]. 11 октября 2019. – URL: https://republic.ru/posts/94909 (дата обращения: 14.04.2020).