ОСОБЕННОСТИ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ МИРА
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(314)
Рубрика: Юриспруденция

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(314)
ОСОБЕННОСТИ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ МИРА
Коррупция носит глобальный характер и представляет серьезную угрозу для всего мира.
В федеральном законе РФ «О противодействии коррупции» данный термин трактуется, как «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами» [1].
С проблемой коррупции человечество столкнулось давно. Ее зарождение связывают с возникновением первых форм государственности. Тогда обращение за помощью к вождю или военачальнику за определенную плату считалось нормой. Однако, впоследствии государственный аппарат реформировался, усложнялся и профессиональные чиновники уже стали получать официальный заработок, тогда как дополнительный стал объектом теневой экономики, что означало начало развития коррумпированных структур в государстве [3, с. 121].
К сожалению, в современном мире проблема коррупции стала ощущаться все более остро, так как она стала неотъемлемой частью общественной жизни и с каждым годом набирает все большие обороты: напрямую влияет на устройство государства, экономику, бюджет страны, отношение других стран, общественное мнение и на многое другое.
В некоторых странах мира способы борьбы с коррупцией приносят положительный результат. Сюда можно отнести Данию, Новую Зеландию, Исландию, Сингапур, Люксембург, Норвегию, Канаду, Израиль, Японию и некоторые другие [5, с. 39].
Правительства этих стран осознают коррупцию как существенную угрозу государственной и общественной безопасности; само явление коррупции рассматривается одновременно как внешняя и внутренняя проблема. Усилия, направленные на борьбу с коррупцией в этих странах, как правило, носят масштабный характер.
Приведем несколько примеров борьбы с коррупцией в конкретных странах.
Нидерланды. Коррупция в Нидерландах может принимать различные формы, включая взяточничество, злоупотребление служебным положением и конфликты интересов. Одним из наиболее заметных случаев стало расследование, связанное с коррупцией в местных органах власти, где чиновники были обвинены в получении взяток за предоставление государственных контрактов. Нидерланды предпринимают активные шаги для борьбы с коррупцией на всех уровнях. Законодательство страны включает строгие меры против взяточничества и злоупотребления служебным положением. В 2018 году был принят закон о защите информаторов, который создает безопасные условия для тех, кто сообщает о случаях коррупции. Это важный шаг к повышению прозрачности и ответственности чиновников.
Кроме того, в Нидерландах функционируют различные организации, такие как Национальное бюро расследований (FIOD), которые занимаются расследованием экономических преступлений. Эти агентства работают в тесном сотрудничестве с международными организациями, такими как ООН и Европейский союз, что позволяет обмениваться опытом и лучшими практиками в борьбе с коррупцией. Хотя уровень коррупции в Нидерландах считается низким по сравнению с другими странами, проблема все еще существует и требует постоянного внимания. Эффективная борьба с коррупцией основывается на прозрачности, ответственности и вовлеченности граждан. Нидерланды продолжают развивать свои механизмы противодействия этому явлению.
Китайская Народная Республика (КНР). Борьба с преступностью является одним из основных направлений правоохранительной политики современного Китайского государства. После смерти, в 1976 году, китайского государственного политического и коммунистического деятеля Мао Цзэдуна повысился уровень коррупции в среде чиновников. Поскольку коррупционные скандалы наносили серьезный удар по государственному аппарату и имиджу правящей партии, китайскому законодательству пришлось срочно усиливать ответственность за преступления, серьезно подрывающие экономику страны. После реформ 2011 г. в уголовном законодательстве КНР сохраняется смертная казнь за ряд преступлений, включая и коррупцию. Борьба с коррупцией в Китае приобрела общегосударственное значение. С 2000 г. в Китае за коррупцию были расстреляны около 10 тысяч чиновников, еще 120 тысяч получили по 10-20 лет заключения.
Однако полностью искоренить коррупцию не удается, даже, несмотря на публичные казни, которые время от времени демонстрируются для устрашения по китайскому телевидению. За последние несколько лет Китай стал лидером по количеству раскрытых преступлений в сфере коррупции.
За «расстрельные методы» в борьбе с коррупцией Китай всегда подвергался критике со стороны Запада. Поэтому в последние годы правительство КНР пошло на смягчение наказания в тех случаях, когда чиновник-коррупционер вернет все, что наворовал. Правда их все равно приговаривают к длительным срокам заключения. Однако, население в большинстве своем недовольно, так как считает, что чиновники не боятся тюремного заключения, и только смертная казнь может сдержать коррупцию [4, с. 82].
Рассмотрим еще одну азиатскую страну – Сингапур. В результате того, что Сингапур был колонией Англии, у страны не было своего законодательства, а законы Англии не подходили под ситуацию и не отвечали здешним нравам, способствовали процветанию коррупции. Образовавшееся новое правительство понимало, что с таким уровнем коррумпированности, страна не сможет нормально развиваться. Поэтому на борьбу с ней были брошены все силы.
Для начала были определены причины таких высоких показателей, а именно: маленькие заработные платы, безнаказанность, отсутствие грамотности населения, которое не может защитить свои права. На основе этого новые лидеры страны в 1960 году начинали использовать новую разработанную систему по борьбе с коррупцией.
Одной из первых была предпринята мера повышения заработных плат чиновникам всех уровней.
Следующей мерой стало введение штрафов: до 1989 года штраф за коррупционную деятельность был в размере 10 тысяч сингапурских долларов, (приблизительно 500 долларов США), но в последствии эта сумма изменилась и повысилась до 5000 тыс. долларов США. Плюс к этому, должностное лицо, которое было уличено в коррупционной деятельности, должно было выплатить государству размер взятки.
Важным принятым актом стала конфискация имущества, полученного в результате коррупции. Даже в случаях, если обвиняемый умирал, по решению суда производилось изъятие собственности в пользу государства.
Очень большую роль в борьбе с коррупцией играет созданное Бюро (RBK), которое имеет особые полномочиями. Одно из них – доступ ко всем счетам. Бюро может отслеживать количество денег, находящихся в распоряжении у чиновников, их родственников и друзей. Если счет больше возможной заработанной суммы, то это становится доказательством участия в коррупционной деятельности.
Все чиновники и их семьи лишены неприкосновенности. RBK не дожидается разрешения свыше, а самостоятельно предпринимает необходимые действия для задержания, проведения расследования и передачи дела в суд [6, с. 69].
Из всего перечисленного выше можно сделать вывод, что разработка плановой системы по борьбе с коррупцией, действительно может изменить ситуацию в странах. Просто необходим системный подход и законодательные отсутствия двусмысленности в законе.
