ВОЕННЫЕ СУДЫ В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РФ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(246)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(246)
ВОЕННЫЕ СУДЫ В СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РФ
Первые военные суды появились в связи с необходимостью осуществлять судебную власть в стрелковых полках, пушкарских полках.
В дальнейшем военное судопроизводство развивалось параллельно с другими государственными и военными учреждениями и военной организацией страны, в соответствии с общими историческими факторами.
Наиболее значительные изменения в судебной системе России произошли во времена Петра I, когда была создана регулярная постоянная армия и были приняты специальные военно-полицейские законы.
С 1715 по 1716 г. в России был разработан и введен в силу Военно-судный устав Петра I, который закрепил создание судебной системы в стране. В нем была специальная глава о судах и судопроизводстве, включающая в себя три вида коллегиальных военных судов:
1) высший (генеральный) суд;
2) низший (полковой) суд;
3) «скорорешительный суд» (для условий военного времени в случаях, не терпящих отлагательства).
Петровские военные суды без сколько-нибудь серьезных изменений в структуре и судопроизводстве просуществовали 150 лет. [5]
Александр II в 1867 г. провел военную реформу и принял Военно-судебный устав. Получили нормативное закрепление вопросы подсудности военных судов, принципы их деятельности.
В марте 1917 г. были приняты Основные положения реформы военной юстиции.
Временное правительство стремилось сохранить военные суды в судебной системе молодой буржуазной республики.
Однако в условиях экономического, политического и военного кризисов в стране эти попытки не увенчались успехом.
В 1918 году Реввоенсовет Республики столкнулся с проблемой единого управления разрозненно создававшихся военных трибуналов.
Для решения этой проблемы был учрежден Военно-Революционный Трибунал приказом от 14 октября 1918 года. В ноябре того же года он был переименован в Революционный Военный Трибунал Республики (РВТР). 8 декабря 1918 года Реввоентрибунал Республики начал свою работу и взял на себя руководство реввоентрибуналами в войсках.
Таким образом, было возрождено или второе рождение отечественной военно-судебной системы. С этого времени (8 декабря) считается днем создания военных трибуналов (военных судов).
Военные трибуналы - это суды, которые рассматривают военные преступления и нарушения дисциплины военнослужащих. Они были созданы для того, чтобы обеспечить дисциплину в армии и наказывать военных, которые нарушают законы и правила военной службы.
В России военные трибуналы были созданы еще во времена Петра I, но в период революции и гражданской войны система военно-судебных органов была разрушена.
Создание Революционного Военного Трибунала Республики в 1918 году стало шагом к возрождению этой системы.
С тех пор военные трибуналы стали неотъемлемой частью военной структуры и выполняют важную роль в поддержании порядка и дисциплины в армии [4]
В 20 - 30 гг. XX века деятельность военно-судебной системы была направлена на борьбу с правонарушениями в армии, укрепление основ государства.
В период Великой Отечественной войны компетенция военных трибуналов существенно расширилась.
Судьи осуществляли правосудие в сложнейших условиях, зачастую рискуя жизнью, сосредоточивая усилия на борьбе с дезертирами, изменниками, другими опасными преступниками. Офицеры военных трибуналов участвовали в боях, многие удостоены государственных наград.
21 апреля 1992 г. Съезд народных депутатов России вернул военным трибуналам наименование «военные суды», сохранив их в судебной системе страны [6].
Конституция РФ 12 декабря 1993 г. [1] ознаменовала новый, современный этап в развитии системы военных судов.
В 1999 году был принят Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» [2], который определил новые задачи для военных судов, их подсудность, структуру, порядок комплектования кадрами, финансирование и материально-техническое обеспечение. Этот закон существенно повысил уровень развития военных судов.
Согласно этому Федеральному конституционному закону, военные суды являются федеральными судами общей юрисдикции, которые осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах нашего государства.
Этот закон также вывел военные суды из-под влияния органов исполнительной власти и военного командования.
В России действующее законодательство предусматривает необходимость формирования системы органов государственной власти в соответствии с осуществляемыми ими функциями с позиции системы разделения властей и системы сдержек и противовесов.
Поэтому правосудие в России осуществляется специально уполномоченным на это органом - судом, что определено Конституцией РФ.
Основы судебной системы установлены Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» [3], а разграничение сферы деятельности отдельных видов судов производится применительно к их подведомственности и подсудности, которые в большинстве случаев определяются территориальным разграничением сфер деятельности отдельных судов.
Однако такая градация в отношении военных судов неприменима, поскольку специфика их деятельности заключается в специальном субъектном составе, который составляют военнослужащие и другие категории лиц, предусмотренные действующим законодательством.
Поэтому военные суды имеют свою специфику и не подчиняются общим правилам разграничения сфер деятельности отдельных судов.
В целом, Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» существенно повысил уровень развития военных судов и Военной коллегии, а также улучшил их независимость от влияния органов исполнительной власти и военного командования.
Это позволяет военным судам более эффективно выполнять свои задачи и обеспечивать справедливость в Вооруженных Силах и других военных организациях государства.
Федеральный конституционный закон «О военных судах» рассматривает военные суды в качестве федеральных, что предполагает возможность их формирования исключительно государством для отправления правосудия по гражданским, уголовным делам и делам, вытекающим из административных правонарушений.
Данное определение в соответствии с предписаниями ч. 1 статьи 2 Федерального конституционного закона «О военных судах» позволяет рассматривать военные суды в качестве федеральных судов общей юрисдикции, т.е. такие органы государственной власти уполномочены рассматривать большинство категорий судебных споров применительно к их компетенции.
В этой связи представляется закономерным формирование компетенции такого суда не в связи с отдельными категориями дел, а применительно к специальному субъектному составу лиц, дела, в отношении которых подлежат рассмотрению и разрешению военным судом РФ.
Военные суды являются одним из элементов современной судебной системы РФ. Военные суды на основании действующего законодательства РФ обеспечивают эффективно действующий контроль за деятельностью воинских формирований путем осуществления судопроизводства и реагируя в процессуальной форме на выявленные нарушения закона.
Таким образом, в судебной системе современной России военные суды включены в систему судов общей юрисдикции с подчинением их Верховному Суду РФ, предметная компетенция военных судов направлена на рассмотрение гражданских, уголовных и административных дел с участием военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы.