РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(314)
Рубрика: Педагогика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(314)
РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Аннотация. В статье раскрывается роль дидактических игр в формировании у детей знаний в области физической культуры.
Ключевые слова: дидактические игры, знания, физическое развитие.
Дидактические игры играют важную роль в процессе формирования у детей знаний в области физической культуры. Их значение трудно переоценить, так как они способствуют всестороннему развитию ребенка, помогая ему освоить не только физические навыки, но и получить знания о здоровом образе жизни, важности физической активности и основах анатомии.
Дидактическая игра — это особая форма обучения, которая совмещает в себе элементы школьной программы и игровых технологий, пишет И.Г.Абрамова [1]. Она позволяет учащимся закрепить знания в увлекательной и яркой форме. Игра эта строится на принципах активности, практического применения знаний и взаимодействия.
Во время дидактической игры педагоги создают условия для формирования учебных умений и навыков, пишет А.И. Фомина [2]. Они способны акцентировать внимание на ключевых моментах материала, который дети должны усвоить и научиться применять на практике. Дети, участвуя в играх, становятся активными участниками процесса, а не просто пассивными слушателями.
Одна из главных целей дидактической игры, пишет В.А. Ермаков [2] — развитие у детей критического мышления, умения работать в команде и решать проблемы. Например, игра, посвящённая экологии, может включать в себя задания на решение экологических задач, моделирование ситуаций, в которых нужно сохранить природу. Таким образом, игра побуждает участников думать нестандартно и находить неожиданные решения.
Кроме того, дидактические игры развивают навыки межличностного общения, так как большинство из них подразумевает взаимодействие между детьми. Они учатся совместно обсуждать, спорить, договариваться, что помогает формировать социальные компетенции и навыки сотрудничества.
В практике используются разнообразные виды дидактических игр: настольные игры, квесты, ролевые игры, тренинги и другие, пишет О.В.Зайцева [4]. Все они адаптированы под различные возрастные группы и соотносятся с потребностями и интересами детей.
Прежде всего, дидактические игры способствуют развитию у детей интереса к физической культуре. Психологи и педагоги давно заметили, что обучающий процесс проходит значительно эффективнее в условиях игры, так как дети воспринимают ее как источник удовольствия и радости. В игре ребенок незаметно для себя овладевает новыми знаниями и умениями, которые могут показаться скучными или трудными в традиционной учебной деятельности.
Кроме того, дидактические игры развивают у детей командный дух и навыки социального взаимодействия. В процессе игры дети учатся работать в команде, слушать и слышать друг друга, что очень важно для формирования социальных навыков и коммуникабельности. Это особенно важно в современном мире, где умение работать в коллективе ценится высоко.
Также дидактические игры имеют и образовательную составляющую. Через игру дети узнают об основах анатомии, учатся понимать принцип работы различных мышц и суставов, что помогает им более осознанно подходить к занятиям спортом и физической активностью в целом. Таким образом, дети учатся заботиться о своем здоровье с раннего возраста, что может стать хорошим фундаментом для здорового образа жизни в будущем.
Педагоги МБДОУ - Детский Сад «Милэшкэй» Тукаевского Муниципального района РТ в своей работе продемонстрировали свою роль дидактических игр в формировании у детей знаний в области физической культуры заключается в следующем.
1.Закрепление знаний, полученных на тематических занятиях по физическому воспитанию.
2.Формирование устойчивого интереса к физкультуре и спорту.
3.Развитие психических процессов, в том числе восприятия цвета, формы, величины, пространства, времени, речи, зрительного и слухового внимания, мыслительных операций (сравнения, сопоставления, обобщения, исключения, классификации).
4. Формирование общей и мелкой моторики рук. Например, через дидактические игры дети знакомятся с многообразием движений и их назначением, учатся дифференцировать движения по видам и способам выполнения, соотносить и сравнивать выполняемое движение с имеющимися мерками — двигательными эталонами, упражняются в применении движений в новой необычной обстановке.
Родителям и педагогам важно правильно подбирать дидактические игры, учитывая интересы и особенности развития каждого ребенка. Только в этом случае игры смогут стать эффективным инструментом воспитания и обучения.
Таким образом, дидактические игры играют ключевую роль в образовательном процессе, способствуя формированию комплексных знаний в области физической культуры у детей. Эти игры становятся эффективным инструментом закрепления полученных знаний, позволяя детям применять теоретические аспекты физического воспитания на практике. Дети получают возможность активно вовлекаться в процесс обучения, что создаёт крепкую основу для устойчивого интереса к физическому развитию и спорту.
Кроме того, многообразие дидактических игр позитивно влияет на развитие психических процессов, помогая детям развивать восприятие и внимание, а также укрепляя мыслительные способности через аналитические и синтетические операции. Каждый элемент игры способствует развитию конкретных навыков, связанных с восприятием, речью и когнитивными процессами, что, в свою очередь, улучшает общую учебную способность ребёнка.
Не следует забывать и о важной роли физического развития в раннем возрасте. Развитие общей и мелкой моторики является основополагающим элементом школьной готовности, и дидактические игры предоставляют уникальную возможность стимулировать это развитие через увлекательные и разнообразные задания. Они не только обучают детей основным двигательным навыкам, но и помогают им освоить применение этих навыков в изменяющихся или новых условиях, что важно для формирования адаптивных и креативных способностей.
В заключении, следует отметить, что использование дидактических игр в процессе обучения физической культуре является эффективным методом, способствующим целостному развитию детей. Они формируют интерес и мотивацию к обучению, способствуют всестороннему развитию психических и физических навыков, создавая прочную базу для будущих успехов в учебе и жизни.
