Статья:

ЛИЧНОСТЬ КОРРУПЦИОНЕРА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(314)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Михайлова Е.А. ЛИЧНОСТЬ КОРРУПЦИОНЕРА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 5(314). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/314/158972 (дата обращения: 10.03.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЛИЧНОСТЬ КОРРУПЦИОНЕРА

Михайлова Евгения Андреевна
магистрант, Санкт-Петербургский университет МВД России, РФ, г. Санкт-Петербург
Клишков Владимир Борисович
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры криминологии, Санкт-Петербургский университет МВД России, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Согласно криминологической теории, для полноценного раскрытия типичной личности преступника любой группы составов преступлений необходимо раскрытие трех ключевых элементов:

  • социальная характеристика (социальный статус) личности преступника;
  • социальная роль и функции лица в обществе;
  • морально-этические характеристики лица, отражающие его отношение к выполняемым им социальным функциям и определенным социальным ценностям.

В данной статье определим характерные специфические особенности личности коррупционера, берущего взятку (ст. 290 УК РФ).

  1. Гендерные признаки. Одним из основных элементов социально-демографической характеристики личности выступает пол преступника. Так, согласно статистическим данным, доля осужденных за получение взяток мужчин за период 2019-2023 года составила 83,32%или 5285, тогда как на долю женщин приходилось всего 16,68% фактов получения взяток или 1058, то есть в подавляющем большинстве коррупционерами являются мужчины.

Если рассматривать динамику, то стоит отметить, что соотношение между количеством женщин и мужчин, осужденным по ст. 290 УК РФ, с 2019года по 2023 год практически не менялось, в большинстве своем доля мужчин оставалась преобладающей.

  1. Возрастные признаки. С целью определения уровня криминогенной активности преступников тех или иных возрастных групп, особое внимание следует обратить на возрастные характеристики лиц, берущих взятки. Таким образом, среди осужденных по ст. 290 УК РФ за весь анализируемый период полностью отсутствуют несовершеннолетние, поскольку субъектом данного вида преступления может быть только лицо, достигшее 18 лет (специальный субъект – должностное лицо) и достаточно низкой является доля возрастной группы 18-29 лет. Для лиц пенсионного возраста и свыше 50 лет характерно взяточничество, но их доля составляет лишь 21,8% или 1383 осужденных.

Наибольшую долю среди осужденных по ст. 290 УК РФ составляют граждане в возрасте 30-49 лет: 69,08%или 4382. Иными словами, типичный коррупционер имеет возраст от 30 до 49 лет.

Представленные выше данные о возрастных характеристиках личности коррупционеров, берущих взятки, позволяют сделать вывод о том, что криминальная активность присуща в большей мере средней возрастной группе. На наш взгляд, причина такой возрастной градации объяснима в большей мере тем, что именно лица в возрасте от 30 до 49 лет занимают должности, которые связаны с возможностью совершения наиболее типичных действий (бездействий) в интересах взяткодателя:

  • выдача разрешительных документов, справок, в отсутствии законных оснований;
  • проявление бездействия при сдаче строительных объектов, объектов недвижимости;
  • попустительство в процедуре государственных закупок и т.п.

Тем не менее, мы не исключаем, что для лиц, которые относятся к возрастной группе 18-29, взяточничество проявляется возможно даже в большей степени, чем у возрастной группы 30-49 лет, но ввиду занимаемой должности и совершения в интересах взяткодателя локальных действий, и разрешения вопросов местного значения (помощь в сдаче экзамена, трудоустройстве, поступление в учебное заведение и т.п.),не наносящих существенный ущерб государству, они остаются латентными и незаметными для надзирающих органов.

  1. Место жительства лица. В первую очередь стоит отметить, что согласно данным судебной статистики, лица, берущие взятки, в 4/5 случаев совершали преступление в регионе своего постоянного места жительства (93% или 5926), и только в 1/5 случаев преступления (7% или 417) совершались в другом регионе. По нашему мнению, речь в данном случае идет о прикомандированных лицах, лицах, переведенных на иные места работы, или приехавших в другие субъекты Российской Федерации в интересах взяткодателя.

Так или иначе, для преступления в виде получения взятки характерно его совершение в регионе, где у взяткополучателя имеется постоянное место жительства  и, следовательно, наиболее прочные социальные связи.

  1. Образовательный критерий. Согласно данным судебной статистики, противоправные деяния, предусмотренные ст. 290 УК РФ, в период 2019-2023 годах совершались преимущественно лицами с высшим профессиональным образованием (88% или 5582 осужденных), что вполне объяснимо, ведь, во-первых, для замещения должностей, связанных с осуществлением функций представителя власти, либо иных функций в органах публичной власти, как правило, требуется диплом об окончании высшего учебного заведения (за исключением отдельных должностей).

Во-вторых, лица, в процессе продвижения по службе чаще всего именно к 30-49 годам уже приобретают нужную квалификацию и специальность, завершая обучения в образовательных организациях высшего образования.

В-третьих, для разработки и реализации преступных схем в специальных сферах необходимо наличие у преступника определенных знаний, умений и навыков, которые достаточно сложно получить без соответствующего образования. Также в данном аспекте способствующими факторами могут быть:

  • опыт работы в той или иной сфере;
  • обретенные профессиональные навыки не только в легальной, но и нелегальной сфере;
  • определенное социальное или служебное положение;
  • достаточно большие амбиции и желание высокого уровня дохода любым способом и средствами,
  • определенные интеллектуально-волевые качества и т.д.
  1. Гражданская принадлежность. Относительно гражданской принадлежности лиц, берущих взятки отметим, что среди лиц, осужденных по ст. 290 УК РФ, подавляющее большинство (99,95% в период с 2019-2023 год или 6340 осужденных) имеют российское гражданство, что легко объяснимо поскольку это является главным условием для замещения должностей в государственных органах, органах местного самоуправления, органах публичной власти и т.д.Для лиц иностранных государств, берущих взятки – это скорее исключение (0,05% в период с 2019-2023 год или 3 осужденных).

Для лиц без гражданства подобное просто невозможно, так как субъектом состава преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, является должностное лицо, правовое положение которых связано с гражданством Российской Федерации или иностранного государства.

  1. Трудовая деятельность и род занятий. Так, за весь анализируемый период, в разрезе трудовой деятельности и роду занятий лица, осужденные по ст. 290 УК РФ, в большинстве своем занимали должности государственных (муниципальных) служащих (35,3% или 2239 осужденных за период с 2019-2023 гг.) либо осуществляли трудовую деятельность в качестве сотрудников правоохранительных органов (44,88% или 2847 осужденных), из которых отдельные категории должностейоказались не подвержены данному негативному явлению, среди них:
  • адвокаты, нотариусы, аудиторы (0,11% или 3 осужденных за период с 2019 по 2023 года);
  • судьи, работники суда (0,42% или 12 осужденных);
  • прокуроры, следователи (4,14% или 118 осужденных).

Для должностей в иных правоохранительных органах (полиция, Росгвардия, ФСИН, МЧС) взяточничество оказалось распространенным явлением (83,14% или 2367 осужденных), равно как для лиц, трудовая деятельность которых связана с вооруженными силами Российской Федерации (12,9% или 347 осужденных).

Обусловлено это тем, что лица, занимая подобные должности, в силу прямых служебных обязанностей, делегированы нужными полномочиями для совершения действий (бездействия) в интересах взяткодателя или предоставляемых им лиц (освобождение от уголовной ответственности, не привлечение к уголовной ответственности, общее покровительство, попустительство по службе, выдача официальных документов: вид на жительство, паспорта гражданина РФ, водительское удостоверение, военный билет и т.п., при отсутствии законных оснований).

Как правило лица, берущие взятки обладают следующим рядом ключевых характеристик:

  • адаптивность и управление изменениями;
  • стратегическая и организационная хватка;
  • находчивость и универсальность;
  • влияние и связи;
  • моральная неопределенность и влияние окружающей среды.

По сути, коррупционер (если брать в расчет лиц, берущих взятки) – это лицо, которое воплощает в себе адаптивность, стратегическое мышление и прагматичный подход к своим преступным начинаниям, демонстрируя сочетание незаконной деятельности с законными предприятиями, извлекая выгоду из своего должностного положения и занимаемой должности.

Таким образом, на основе проведенного анализа можно составить типичный портрет личности коррупционера, совершающего противоправные деяния, предусмотренные ст. 290 УК РФ (лица, берущего взятку): мужчина в возрасте 30-49 лет, гражданин Российской Федерации, проживающий в той же местности, где совершено преступление, имеющий высшее профессиональное образование и постоянный источник дохода от государственной (муниципальной службы) или службы в правоохранительных органах.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 2009. – № 7.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.05.2024) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
3. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (ред. от 26.02.2024) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Парламентская газета» от 2 декабря 2011 г. № 52-53.
4. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О противодействии коррупции» // Парламентская газета. – 2008. – № 90.
5. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Собрание законодательств Российской Федерации. – 2016. – № 26 (часть I). – Ст. 3851.
6. Указ Президента Российской Федерации от 04.04.1992 № 361 «О борьбе в системе государственной службы» // Российская газета. – 1992. – № 80 (утратил силу).
7. Ефремова А.А. Преступления коррупционной направленности и коррупционные преступления: подходы к пониманию / А.А. Ефремова // Актуальные проблемы развития российского законодательства и практика его применения: Сборник научных статей по результатам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Ижевск, 15–16 ноября 2022 года. – Ижевск: Ижевский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», 2022. – С. 440-444.
8. Кокорев А.Н. Федеральный закон «О противодействии коррупции» как правовая основа борьбы с коррупцией и перспективы его совершенствования / А.Н. Кокорев, С.Н. Прудников // Криминологический журнал. – 2021. – № 3. – С. 44-49.
9. Конвенция организации объединенных наций против коррупции от 31 октября 2003 г. Официальный интернет-портал правовой информации // URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=201035447 (дата обращения: 20.06.2024).
10. Проект Федерального закона «Основы антикоррупционной политики». Интернет портал «Общественный антикоррупционный комитет» // URL: http://stopcorruption.ru/item_332.htm (дата обращения: 20.06.2024).
11. Законопроект № 148067-3 «О противодействии коррупции». Интернет портал «Система обеспечения законодательной деятельности» // https://sozd.duma.gov.ru/bill/148067-3 (дата обращения: 20.06.2024).