Статья:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ИНФОРМАТИКИ И ЭКОНОМИКИ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(315)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Фирсова В.А. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ИНФОРМАТИКИ И ЭКОНОМИКИ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 6(315). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/315/159246 (дата обращения: 22.04.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ИНФОРМАТИКИ И ЭКОНОМИКИ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Фирсова Виктория Анатоьевна
магистрант, Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж
Малева Алла Александровна
научный руководитель, Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж

 

Межпредметная интеграция содержания обучения не считается новым явлением в отечественной педагогике. Русский педагог и создатель научной педагогической системы К.Д. Ушинский основал синтетический метод преподавания детям грамоты через интеграцию процессов письма и чтения [3].

Таким образом межпредметная интеграция информатики и экономики позволит усилить успех в изучении между этими предметами и применять их вместе для решения сложных задач. Например, автоматизированные системы учета и анализа экономической деятельности позволят получить максимум полезной информации для принятия правильных решений. На сегодняшний день, становится понятно, что количество изменений в области экономики в настоящее время определены необходимостью своевременно на них реагировать. Все это постоянно требует значительной самоподготовки и самообразования, и постоянного развития уровня компетенций учителя. С другой стороны, интеграция дает возможность показать учащимся мир в целом, кроме того, потраченное за счет этого учебное время используется для полноценного внедрения дифференцированного подхода в обучении, принимающего во внимание индивидуальные особенности ученика, его возможности и, необходимо подчеркнуть, его способности. В условиях ФГОС это наиболее востребованная технология, потому что ориентирована на личность ученика [1]. Для этого необходимо создавать задания и проекты, которые будут сочетать в себе финансовые и экономические процессы с использованием инструментов информатики, которые позволят учащимся применять как экономические, так и информационные технологии для решения реальных проблем. А компетенции учителя информатики, должны включать в себя экономическую грамотность и умение практического использования информационных технологий для решения экономических задач, позволяющих развивать у учащихся навыки критического мышления, анализа данных и принятия обоснованных решений в конкретных ситуациях. Тем самым, интеграция экономики и информатики позволит сформировать у учащихся системное мышление, умение анализировать данные и принимать обоснованные решения. Основными направлениями интеграции экономики и информатики могут являться:

  1. Работа с электронными таблицами (MS Excel, Google Sheets и т.д.):
    • Построение и анализ графиков экономических показателей.
    • Использование функций для расчета экономических показателей (проценты, прибыли, убытки, налоги и т.д.).
    • Прогнозирование экономических данных с помощью трендов и статистических функций.
  2. Работа с базами данных (MS Access, SQL-сервер и т.д.):
    • Создание баз данных для хранения экономической информации (например, данных о доходах и расходах).
    • Извлечение и обработка данных о товарах, услугах и транзакциях.
    • Использование SQL-запросов для анализа экономической деятельности.
  3. Моделирование и симуляции экономических процессов:
    • Создание симуляций рыночных процессов.
    • Использование имитационного моделирования для анализа поведения потребителей и производителей.
    • Моделирование различных сценариев для оценки рисков.

Примерами учебных занятий может послужить:

  1. Задача по анализу прибыли предприятия
    • Учащимся предлагается набор данных о доходах и расходах предприятия за определенный период.
    • С помощью табличного процессора необходимо рассчитать прибыль, построить график изменения прибыли во времени и выявить периоды с наибольшими изменениями.
  2. Проект по созданию базы данных интернет-магазина
    • Учащиеся создают базу данных для интернет-магазина, включая таблицы с информацией о товарах, заказах и клиентах.
    • Выполняется SQL-запрос для анализа продаж и определения наиболее популярных товаров.
  3. Прогнозирование курса валют
    • С использованием Python и библиотек для анализа данных учащиеся прогнозируют курс валют на основе исторических данных.
    • Выполняется анализ факторов, влияющих на изменение курса валют, и строится прогноз на ближайший период.

Для реализации вышеперечисленных примеров могут использоваться следующие методы и инструменты.

  • Проектная деятельность: создание приложений, автоматизирующих расчеты финансовых показателей.
  • Практические занятия: работа с программным обеспечением (Excel, Access, Python) для анализа экономических данных.
  • Интерактивные задания: анализ кейсов из реальной экономической практики с использованием ИТ-инструментов.

Необходимое программное обеспечение и ресурсы для реализации интеграции информатики и экономики

  • Программные среды: MS Excel, Google Sheets, Access, SQL, Python (Jupyter Notebook, Anaconda), специализированные программы для финансового анализа.
  • Образовательные ресурсы: обучающие видеоуроки, онлайн-курсы, кейсы и задачи из реальной практики.

Для оценки интеграции экономики и информатики рекомендуется использовать следующие подходы:

  • Оценка проектных работ учащихся (например, создание финансовой модели в Excel или базы данных).
  • Тестирование знаний по использованию функций анализа данных.
  • Защита проектов по анализу и прогнозированию экономических показателей.

Интеграция экономики и информатики открывает новые возможности для формирования у учащихся востребованных навыков XXI века. Эти навыки включают работу с данными, анализ и визуализацию информации, прогнозирование и принятие решений. Данные методические рекомендации помогут учителям информатики эффективно реализовать интеграцию двух дисциплин и сделать учебный процесс более интересным и практико-ориентированным.

 

Список литературы:
1. Абдулаева Н. М., Зайналова Л. А. Межпредметная интеграция как эффективное средство обучения учащихся в основной школе // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2019. – № 3. – С. 52 – 59.
2. Баляйкина В. М., Маскаева Т. А. Межпредметные связи как принцип интеграции обучения // Наука и образование. – 2020. – № 16. – С.18 – 22.
3. Ершов, А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества / А. П. Ершов. – Москва : Коммунист. – 1988. – 66 с.
4. Журавлева, Н. С., Кашлач И. Ф. Межпредметные связи как условие развития универсальных учебных действий в средней школе / Н. С. Журавлева // АНИ : педагогика и психология. – 2018. – № 2. – С. 97-99.
5. Иванова, М. А., Карева И. Л. Межпредметные связи на уроках информатики / М. А. Иванова // Информатика и образование. – 2018. – № 6. – С. 10 – 13.