МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ИНФОРМАТИКИ И ЭКОНОМИКИ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(315)
Рубрика: Педагогика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(315)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ИНФОРМАТИКИ И ЭКОНОМИКИ НА УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Межпредметная интеграция содержания обучения не считается новым явлением в отечественной педагогике. Русский педагог и создатель научной педагогической системы К.Д. Ушинский основал синтетический метод преподавания детям грамоты через интеграцию процессов письма и чтения [3].
Таким образом межпредметная интеграция информатики и экономики позволит усилить успех в изучении между этими предметами и применять их вместе для решения сложных задач. Например, автоматизированные системы учета и анализа экономической деятельности позволят получить максимум полезной информации для принятия правильных решений. На сегодняшний день, становится понятно, что количество изменений в области экономики в настоящее время определены необходимостью своевременно на них реагировать. Все это постоянно требует значительной самоподготовки и самообразования, и постоянного развития уровня компетенций учителя. С другой стороны, интеграция дает возможность показать учащимся мир в целом, кроме того, потраченное за счет этого учебное время используется для полноценного внедрения дифференцированного подхода в обучении, принимающего во внимание индивидуальные особенности ученика, его возможности и, необходимо подчеркнуть, его способности. В условиях ФГОС это наиболее востребованная технология, потому что ориентирована на личность ученика [1]. Для этого необходимо создавать задания и проекты, которые будут сочетать в себе финансовые и экономические процессы с использованием инструментов информатики, которые позволят учащимся применять как экономические, так и информационные технологии для решения реальных проблем. А компетенции учителя информатики, должны включать в себя экономическую грамотность и умение практического использования информационных технологий для решения экономических задач, позволяющих развивать у учащихся навыки критического мышления, анализа данных и принятия обоснованных решений в конкретных ситуациях. Тем самым, интеграция экономики и информатики позволит сформировать у учащихся системное мышление, умение анализировать данные и принимать обоснованные решения. Основными направлениями интеграции экономики и информатики могут являться:
-
Работа с электронными таблицами (MS Excel, Google Sheets и т.д.):
- Построение и анализ графиков экономических показателей.
- Использование функций для расчета экономических показателей (проценты, прибыли, убытки, налоги и т.д.).
- Прогнозирование экономических данных с помощью трендов и статистических функций.
-
Работа с базами данных (MS Access, SQL-сервер и т.д.):
- Создание баз данных для хранения экономической информации (например, данных о доходах и расходах).
- Извлечение и обработка данных о товарах, услугах и транзакциях.
- Использование SQL-запросов для анализа экономической деятельности.
-
Моделирование и симуляции экономических процессов:
- Создание симуляций рыночных процессов.
- Использование имитационного моделирования для анализа поведения потребителей и производителей.
- Моделирование различных сценариев для оценки рисков.
Примерами учебных занятий может послужить:
-
Задача по анализу прибыли предприятия
- Учащимся предлагается набор данных о доходах и расходах предприятия за определенный период.
- С помощью табличного процессора необходимо рассчитать прибыль, построить график изменения прибыли во времени и выявить периоды с наибольшими изменениями.
-
Проект по созданию базы данных интернет-магазина
- Учащиеся создают базу данных для интернет-магазина, включая таблицы с информацией о товарах, заказах и клиентах.
- Выполняется SQL-запрос для анализа продаж и определения наиболее популярных товаров.
-
Прогнозирование курса валют
- С использованием Python и библиотек для анализа данных учащиеся прогнозируют курс валют на основе исторических данных.
- Выполняется анализ факторов, влияющих на изменение курса валют, и строится прогноз на ближайший период.
Для реализации вышеперечисленных примеров могут использоваться следующие методы и инструменты.
- Проектная деятельность: создание приложений, автоматизирующих расчеты финансовых показателей.
- Практические занятия: работа с программным обеспечением (Excel, Access, Python) для анализа экономических данных.
- Интерактивные задания: анализ кейсов из реальной экономической практики с использованием ИТ-инструментов.
Необходимое программное обеспечение и ресурсы для реализации интеграции информатики и экономики
- Программные среды: MS Excel, Google Sheets, Access, SQL, Python (Jupyter Notebook, Anaconda), специализированные программы для финансового анализа.
- Образовательные ресурсы: обучающие видеоуроки, онлайн-курсы, кейсы и задачи из реальной практики.
Для оценки интеграции экономики и информатики рекомендуется использовать следующие подходы:
- Оценка проектных работ учащихся (например, создание финансовой модели в Excel или базы данных).
- Тестирование знаний по использованию функций анализа данных.
- Защита проектов по анализу и прогнозированию экономических показателей.
Интеграция экономики и информатики открывает новые возможности для формирования у учащихся востребованных навыков XXI века. Эти навыки включают работу с данными, анализ и визуализацию информации, прогнозирование и принятие решений. Данные методические рекомендации помогут учителям информатики эффективно реализовать интеграцию двух дисциплин и сделать учебный процесс более интересным и практико-ориентированным.
