ПОЛОЖЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ВЬЕТНАМСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О НАЕМНИЧЕСТВЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(317)
Рубрика: Юриспруденция

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(317)
ПОЛОЖЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ВЬЕТНАМСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О НАЕМНИЧЕСТВЕ
PROVISIONS OF INTERNATIONAL LAW AND VIETNAMESE LEGISLATION ON MERCENARIO
Nguyen Van Hanh
Department of Jurisprudence, People's Police Academy, Hanoi, Vietnam
Аннотация. В данной статье будет проанализирована правовая основа международного и вьетнамского законодательства в наемничестве, а также предложены возможные пути совершенствования правового регулирования.
Abstract. This article will analyze the legal basis of international and Vietnamese legislation on mercenarism, and also suggest possible ways to improve legal regulation.
Ключевые слова: наемничество, международное право, Уголовный кодекс Вьетнама 2015 года.
Keywords: mercenarism, international law, Criminal Code of Vietnam 2015.
В настоящее время положение наемников в мире становится все более сложным, особенно в контексте конфликта в Украине. По данным директора Федеральной службы безопасности (ФСБ) России Александра Бортникова, на октябрь 2024 года в «Украинском международном корпусе территориальной защиты» задействовано около 18 тысяч наемников из более чем 85 стран. Вербовка этих бойцов осуществляется преимущественно через украинские дипломатические представительства за рубежом.
В России, по состоянию на декабрь 2024 года, статус ветерана получили более 13 000 бывших сотрудников частных военных компаний (ЧВК). Однако процесс признания их участия в боевых действиях осложняется отсутствием официального договора с Министерством обороны России, что приводит к правовым коллизиям при подтверждении их статуса. Во Вьетнаме участие граждан в наемнической деятельности в иностранных организациях влечет за собой уголовную ответственность. Такие действия не только нарушают вьетнамское законодательство, но и могут негативно сказаться на международной репутации страны и ее дипломатических отношениях. Поэтому гражданам Вьетнама важно осознавать все риски и правовые последствия подобных действий.
Далее представлено сравнение положений международного права и вьетнамского законодательства в отношении наемничества:
I. Положения международного и вьетнамского права о преступлении наемничества
1. Международное право
- Конвенция ООН о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников (1989 г.) Статья 1 Конвенции дает подробное определение наемника, подчеркивая, что это лицо, завербованное для участия в вооруженном конфликте главным образом с целью получения личной финансовой выгоды. Конвенция запрещает не только саму деятельность наемников, но и их вербовку, финансирование и обучение. Государства-участники обязаны предотвращать любые формы наемничества на своей территории, а также запрещать подготовку и финансирование таких лиц.
- Дополнительный протокол I (1977 г.) к Женевским конвенциям (1949 г.)
Статья 47 Дополнительного протокола I закрепляет положение, согласно которому наемники не обладают статусом военнопленных в случае их пленения, что делает их правовое положение особенно уязвимым.
- Национальное законодательство отдельных стран. В ряде государств существуют строгие законы, направленные против наемничества.
+ Россия. В соответствии со статьей 359 Уголовного кодекса Российской Федерации вербовка, обучение, финансирование или участие в наемнической деятельности наказывается лишением свободы на срок от трех до пятнадцати лет. В качестве примера можно привести случай, когда 72-летний гражданин США был приговорен в России к почти семи годам лишения свободы за предполагаемое участие в наемнической деятельности на Украине.
+ США. Закон о нейтралитете (1794 г.) запрещает гражданам США участвовать в войнах против государств, которым Соединенные Штаты официально не объявили войну. Однако этот закон применяется достаточно мягко и редко строго исполняется. Американские граждане могут служить в иностранных вооруженных силах, если это не противоречит интересам США. Например, многие американцы вступают в ряды украинской армии, не сталкиваясь с юридическими последствиями на родине.
2. Вьетнамское законодательство. Вьетнамское законодательство регулирует наемничество в соответствии с Уголовным кодексом 2015 года (с изменениями и дополнениями 2017 года). Статья 425 кодекса устанавливает, что деятельность наемника против независимой, суверенной страны или территории наказывается лишением свободы на срок от 5 до 15 лет, в зависимости от тяжести преступления. Основная цель этого закона — защита национального суверенитета, предотвращение вооруженных конфликтов и выполнение международных обязательств. Вьетнам, являясь участником многих международных конвенций, включая Женевские конвенции, берет на себя обязательства по соблюдению положений, касающихся наемничества. Наемническая деятельность рассматривается как угроза международному миру и безопасности, а также как фактор, способный негативно повлиять на внешнюю политику Вьетнама. Международное право имеет широкую сферу применения и подчеркивает ответственность государств за предотвращение наемничества. Вьетнамское законодательство интерпретирует и внедряет международные обязательства, устанавливая четкие наказания для обеспечения сдерживания.
II. Некоторые рекомендации и предложения. Однако Вьетнаму необходимо продолжить обновление и детализацию соответствующих норм, чтобы учитывать изменения в международном контексте и эффективно пресекать деятельность, связанную с наемничеством.
1. Четкое определение нарушений. Необходимо более детально описать такие преступления, как вербовка, обучение и участие в наемнической деятельности, чтобы исключить двусмысленные трактовки. Возможные меры включают: Разработку дополнительных правовых актов, конкретизирующих положения статьи 425 Уголовного кодекса; Включение норм, регулирующих деятельность наемников через интернет и СМИ; Учет небоевая вспомогательной деятельности (например, консультирование, инструктаж, обучение).
2. Определение более четких границ наказаний. Следует ввести градацию ответственности в зависимости от степени участия и причиненных последствий: Легкий уровень (участие, но без боевых действий) – от 3 до 7 лет лишения свобод; средний уровень (прямое участие в боевых действиях, повлекшее жертвы или серьезный ущерб) – от 7 до 15 лет; тяжкий уровень (организация, вербовка, обучение наемников или участие в повстанческих силах против Вьетнама) – пожизненное заключение или смертная казнь.
3. Усиление международных механизмов сдерживания. Необходимо разработать правовые меры для пресечения наемнической деятельности, связанной с иностранными элементами, включая: Ответственность граждан Вьетнама, участвующих в наемничестве за рубежом; Пресечение деятельности иностранных граждан, занимающихся наемничеством во Вьетнаме.
4. Гармонизация с международными договорами. Для эффективного противодействия наемничеству Вьетнам должен: Координировать законодательство с положениями Конвенции ООН о наемниках; Заключать соглашения об экстрадиции и обмене информацией со странами, подверженными риску вербовки наемников; Сотрудничать с Интерполом для выявления и задержания вьетнамских граждан, нарушающих закон.
5. Повышение общественной осведомленности. Важно активизировать правовое просвещение и разъяснительную работу среди населения, чтобы подчеркнуть юридические и этические последствия участия в наемничестве.
