Статья:

ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В УСЛОВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА, ЗАКЛЮЧЕННОГО ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОНКУРЕНТНЫХ ЗАКУПОК

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(226)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Таганова А.В. ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В УСЛОВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА, ЗАКЛЮЧЕННОГО ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОНКУРЕНТНЫХ ЗАКУПОК // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 3(226). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/226/123138 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В УСЛОВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА, ЗАКЛЮЧЕННОГО ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОНКУРЕНТНЫХ ЗАКУПОК

Таганова Алена Вадимовна
студент, ЧОУ ВО Сибирский юридический университет, РФ, г. Омск

 

Аннотация. Статья посвящена анализу правовых последствий внесения изменений в условия заключенных контрактов в сфере государственных закупок.

Abstract. The article is devoted to the analysis of the legal consequences of making changes to the terms of concluded contracts in the field of public procurement.

 

Ключевые слова: исполнение государственного контракта, изменение существенных условий контракта; объем работ (количество товара).

Keywords: execution of a government contract, change of essential terms of the contract, scope of work (quantity of goods).

 

Актуальность настоящей статьи обусловлена необходимостью неукоснительного соблюдения обязательств по заключенным в ходе конкурентных процедур государственным контрактам в сфере закупок для обеспечения нужд государства.

Гражданско-правовой договор является юридически обязательным соглашением, которым определены действия, подлежащие исполнению сторонами и условия их совершения. [6]

Особенностью государственного контракта как разновидности  договора, является невозможность изменения его условий, на что прямо указал законодатель. Исполнение государственных контрактов можно назвать следующим этапом закупочной процедуры. В этой связи изменений существенных условий заключенного контракта является исключением из общего правила и основания его изменения также установлены законом. [2]

Одним из существенных условий контракта является его цена.

Изменение цены государственного контракта допускается как в сторону ее увеличения, таки ив сторону уменьшения. [7]

Так, стороны вправе, не уменьшая количество товара, уменьшить его цену. В другом случае допускается увеличение предусмотренного контрактом объема работ либо уменьшение количества товара, но не более чем на 10%.

Этот вывод подтвержден правовой позицией Верховного Суда РФ и иными материалами судебной практики. Так, по заключенному госконтракту на выполнение работ по реконструкции участка автомобильной дороги цена контракта составляла 415 миллионов рублей.

Подрядчик предложил заказчику увеличить цену до 420 миллионов рублей в связи с выявленными скрытыми недостатками объекта, которые не были отражены в смете. Поскольку заказчик возражал против изменения цены контракта, спор рассматривался в суде.

По мнению Президиума Верховного Суда РФ увеличение цены контракта в связи с выполнением дополнительного объема работ по государственному контракту возможно, если невыполнение таких работ угрожает надежности результата выполняемой работы.

При этом дополнительными работами, являются такие, которые должны быть произведены, но не могли быть учтены при проведении закупки. [4]

Изменение объема работ по контракту на выполнение работ по строительству, капитальному ремонту объекта капитального строительства также является основанием изменения цены контракта в пределах десяти процентов от цены госконтракта. [5]

Следует отметить, что в 2023 году существующий порядок корректировки «строительных контрактов» изменен. Так, теперь возможно внести изменения в контракт при возникновении обстоятельств, не зависящих от его сторон, в силу которых исполнение контракта становится невозможным. К примеру, возможно изменение отдельных этапов исполнения контракта, а также замена строительных ресурсов, обусловленных контрактом, на аналогичные строительные ресурсы.[1]

Однако подобные изменения потребуют внесения изменений в проектную документацию.

Кроме того, в текущем году допускается изменение краткосрочных контрактов на строительство, а также заключенных до 31.12.2022 года контрактов, цена которых не превышает одного миллиона рублей.. [3]

При этом основанием изменения таких контрактов является единственным невозможность их исполнения по объективным причинам.

Одним из обстоятельств, приводящих к невозможности исполнения контракта, является существенное изменение цен на строительные материалы и иные ресурсы в связи с применением санкций к России.

Таким образом, не во всех случаях государственный контракт может быть исполнен надлежащим образом и на первоначальных условиях.

Проведенный анализ отдельных аспектов исполнения государственного контракта позволяет сделать вывод, что приятие решений об изменении отдельных его условий, как правило, обусловлено объективными причинами. Вместе с тем, более тщательная подготовка заказчиком технических условий закупки позволить минимизировать необходимость корректировки условий контракта.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)// (с учетом поправок, принятых 01.07.2020)//Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru , 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»//Российская газета, № 80, 12.04.2013.
3. Постановление Правительства РФ от 16.04.2022 № 680 (ред. от 13.01.2023) «Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия»// Собрание законодательства РФ, 25.04.2022, № 17, ст. 2894.
4. Обзор по отдельным вопросам судебной практики N 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020) [Электронный ресурс] – Режим доступа https:/consultant (дата обращения 19.01.2023).
5. Потрашков С.А. Особенности государственных и муниципальных контрактов: споры. – М., НОРМА, 2020. – 190с. 
6. Цатурян Е.А. Государственный контракт в гражданском праве России: проблемы теории и практики: монография. Москва: Статут, 2020. 224с.
7. Федина Л.М. Изменение и расторжение договора поставки для государственных нужд. Правовая характеристика, перспективы развития // Наука и бизнес: пути развития. 2019. № 8. С. 120-125.