Статья:

ИНТЕГРАЦИЯ ESG-ФАКТОРОВ В СИСТЕМУ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №10(319)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Ионова В.А., Сафиулин А.Ш. ИНТЕГРАЦИЯ ESG-ФАКТОРОВ В СИСТЕМУ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 10(319). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/319/159964 (дата обращения: 16.04.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИНТЕГРАЦИЯ ESG-ФАКТОРОВ В СИСТЕМУ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ

Ионова Варвара Александровна
студент, Финансовый университет при Правительстве РФ, РФ, г. Москва
Сафиулин Алексей Шамильевич
студент, Финансовый университет при Правительстве РФ, РФ, г. Москва
Турищева Татьяна Борисовна
научный руководитель, д-р. экон. наук, профессор, Финансовый университет при Правительстве РФ, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Статья посвящена интеграции ESG-факторов в бухгалтерский учет и отчетность. Рассматриваются принципы ESG, их влияние на корпоративное управление и финансовые показатели, а также международные стандарты отчетности (GRI, SASB, TCFD, CDP, ISSB). Анализируется ESG-ренкинг российских компаний, выявляются ключевые проблемы и тенденции. Подчеркивается необходимость стандартизации ESG-отчетности для повышения прозрачности и устойчивого развития бизнеса.

 

Ключевые слова: ESG, бухгалтерский учет, нефинансовая отчетность, устойчивое развитие, корпоративное управление, экология, социальная ответственность, инвестиции, стандарты отчетности, GRI, SASB, TCFD, CDP, ISSB, ESG-ренкинг, Россия, корпоративная стратегия.

 

В условиях глобальных изменений, вызванных климатическими вызовами, социальными неравенствами и требованиями к прозрачности корпоративного управления, компании сталкиваются с необходимостью адаптации своих стратегий и методов учета. Это нашло отклик в формировании ESG-подхода, охватывающего вопросы не только информационно-отчетных практик, но и управления процессами ответственного развития экономики и социума в целом. В рамках нашего доклада мы рассмотрим ключевые аспекты положения концепции устойчивого развития, цели устойчивого развития и интеграцию ESG-подхода в систему бухгалтерского учета и отчетности.

В мире ESG-концепция получила широкое распространение, а сам термин "устойчивое развитие" подразумевает развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. ESG расшифровывается как «Environment, Social, Governance», что в переводе с английского языка означает –«Окружающая среда, Социальная сфера, Управление». ESG — это набор стандартов (принципов) управления компанией, за счет которых впоследствии достигается вовлеченность данной компании в решении многих социальных проблем, включая проблемы «зеленой экономики», проблемы понижения социального неравенства, непрозрачности бизнеса, а также низкой социальной ответственности. Факторы ESG, хотя и нефинансовые, оказывают существенное влияние на долгосрочный риск и доходность инвестиций. Принципы ESG определены устойчивым развитием предприятий коммерческого сектора и включают в себя:

− ответственное отношение к окружающей среде (англ., E – environment);

− высокий уровень социальной ответственности (англ., S – social);

− высокий уровень качества корпоративного управления (англ., G – governance)

Обратим внимание на следующий рисунок, в котором иллюстрированы три ключевых фактора концепции ESG, каждый из которых играет важнейшую роль в формировании устойчивого подхода к ведению бизнеса.

  1. «Environment» —  экологические факторы

В рамках ESG особое внимание уделяется воздействию, оказываемому бизнесом на окружающую среду. К основным аспектам относятся проблемы значительного загрязнения воздуха и воды, выбросы углерода в атмосферу, неэффективное потребление энергетических ресурсов и управление отходами. Оценка экологических факторов помогает компаниям не только минимизировать негативное влияние на природу, но и стратегически управлять своим экологическим следом.

  1. «Social» — социальные факторы

ESG также акцентирует внимание на социальной ответственности бизнеса. В этой области рассматриваются важные аспекты, такие как гендерное разнообразие среди сотрудников, соблюдение прав человека как внутри страны, так и за её пределами, защита данных работников, инвестиции в их развитие и удовлетворенность клиентов от полученных услуг. Эти факторы формируют не только благоприятный имидж компании, но и способствуют созданию здоровой рабочей среды, что является залогом долгосрочного успеха.

  1. «Governance» —факторы управления

Необходимость честного и прозрачного управления делает организации более ответственными за свои действия. Ключевые элементы включают структуру управления, механизмы контроля, участие сотрудников в принятии решений, а также вопросы премиальных выплат и гендерного равноправия в оплате труда. Все это создает фундамент для надежного бизнеса, который стремится к достижению устойчивого развития.

Таким образом, цель внедрения ESG-принципов заключается в достижении устойчивого роста, улучшении финансовых результатов компаний и создании положительного воздействия на общество и окружающую среду.

Несмотря на то, что понятие ESG уже активно внедряется в бизнес-практики, многие организации испытывают трудности в интерпретации и реализации соответствующих стандартов. В связи с этим, актуальным становится вопрос о том, какие основные стандарты существуют в сфере ESG, как они формируются и как их применение влияет на отчетность и учет.

Стандарты Global Reporting Initiative (GRI) представляют собой набор руководящих принципов и стандартов для составления нефинансовых отчетов компаний. GRI разработала эти стандарты с целью стимулирования организаций к раскрытию информации о своей устойчивости и социальной ответственности. GRI — наиболее распространенные стандарты подготовки нефинансовой отчетности (с их применением связано примерно две трети отчетности в России и в мире).

Стандарты Sustainability Accounting Standards Board (SASB): SASB разрабатывает стандарты отчетности, фокусирующиеся на конкретных отраслях и факторах риска, связанных с устойчивостью. Эти стандарты помогают компаниям определить ключевые факторы устойчивости, соответствующие их отрасли, и включить их в свою отчетность.

Стандарты Task Force on Climate-related Financial Disclosures (TCFD): TCFD разработали стандарты отчетности, связанные с климатическими рисками и возможностями. Они помогают компаниям оценить и раскрыть финансовые, операционные и стратегические аспекты, связанные с изменением климата.

Стандарты Carbon Disclosure Project (CDP): CDP предоставляет систему отчетности о выбросах парниковых газов и управлении климатическими рисками. Компании могут добровольно раскрывать свои данные по климату через CDP, что позволяет инвесторам и заинтересованным сторонам оценить их климатическую стратегию и производительность.

Стандарт ISSB (International Sustainability Standards Board) — это международный стандарт, который объединяет различные стандарты в области устойчивости, такие как GRI (Global Reporting Initiative). ISSB разрабатывает единые международные стандарты для отчетности об устойчивости, включая ESG-факторы.

Формирование нефинансовой отчетности является важной составляющей управления корпоративной социальной ответственностью и направлено на информирование заинтересованных лиц о социальных, экологических и экономических аспектах хозяйствования. В целях повышения прозрачности деятельности финансовых организаций, обеспечения раскрытия ими информации в области устойчивого развития и учета новых видов рисков и возможностей, связанных с их деятельностью, в июне 2023 года Банк России направил рекомендации для применения по раскрытию финансовыми организациями информации в области устойчивого развития. Отчетность в области устойчивого развития представляет собой процесс документирования и раскрытия информации о социальных, экологических и управленческих аспектах деятельности организации. Она позволяет компаниям сообщать о своих практиках в области устойчивого развития и оценивать свой вклад в достижение целей устойчивого развития.

Отчетность об устойчивом развитии предоставляет компаниям ряд преимуществ:

  1. Укрепление репутации и имиджа. Отчетность в сфере устойчивого развития предоставляет компаниям возможность продемонстрировать свою приверженность принципам ESG. Это становится важным фактором в повышении репутации среди клиентов, инвесторов, регуляторов и общественности в целом.
  2. Привлечение инвестиций. Инвесторы все более ориентируются на ESG-показатели при принятии решений о вложениях. Отчетность в области устойчивого развития открывает перед компаниями возможности для раскрытия своих ESG-практик, что, в свою очередь, привлекает тех инвесторов, которые заинтересованы в ответственном подходе к вложениям.
  3. Управление рисками. Отчетность о устойчивом развитии помогает компаниям выявлять, оценивать и контролировать риски, связанные с ESG-факторами. Эти риски могут включать изменения климата, экологические аспекты, проблемы в цепочках поставок и другие факторы, способные оказать влияние на финансовую производительность и устойчивость бизнеса.
  4. Соответствие требованиям и нормативной среде. Во многих странах и отраслях наблюдается тенденция к внедрению обязательных требований по отчетности в сфере устойчивого развития. Ярким примером является предложение президента России Владимира Путина о введении обязательной нефинансовой отчетности для российских компаний в марте 2023 года.

За последние несколько лет во всем мире нефинансовая отчетность (отчетность об устойчивом развитии, ESG-отчетность) наряду с традиционной годовой отчетностью стала одним из важнейших источников информации о деятельности публичных компаний. В странах Европы около 11 тысяч компаний уже выполняют требования действующей Директивы ЕС, касающейся раскрытия нефинансовой информации, и в ближайшее время это число может вырасти до 50 тысяч. В России более 100 крупных компаний активно публикуют нефинансовые отчеты. Несмотря на многочисленные внутренние и внешние вызовы, с которыми сталкиваются российские промышленные предприятия, процесс интеграции практик устойчивого развития в их деятельность продолжает прогрессировать Рассмотрим результаты ежегодного ESG-Рэнкинга российских компаний, опубликованного национальным рейтинговым агентством в ноябре 2024 г. В данном исследовании подробно изучим ключевые показатели, отражающие устойчивость и социальную ответственность компаний в нашей стране на основе представленных результатов.

С помощью кластерного анализа компании разделены на 3 уровня (группы) в зависимости от степени внедрения принципов устойчивого развития в их стратегическую и операционную деятельность.

 

Рисунок 1. Рэнкинг компаний промышленного сектора

 

Группа 1. Компании с продвинутыми практиками устойчивого развития. Эти предприятия проявляют инициативу и становятся лидерами в интеграции ESG-повестки в свою деятельность, обеспечивая высокий стандарт соблюдения соответствующих норм.

Группа 2. Компании с развивающимися практиками устойчивого развития. Эти компании значительно внедрили ESG-принципы в свои процессы и демонстрируют удовлетворительный уровень их реализации, отмечая положительную динамику в этом направлении.

Группа 3. Компании с начальными практиками устойчивого развития. У этих организаций уже созданы или находятся в процессе разработки базовые механизмы для соблюдения ESG-принципов. (Группы рэнкинга не сопоставимы с уровнями рейтинга, т. к. в рэнкинге компании сравниваются между собой в пределах ограниченной выборки.)

Исследование демонстрирует, что компании горно-металлургического сектора, нефтегазовой отрасли и электроэнергетики занимают лидирующие позиции в интеграции устойчивых практик в свою деятельность. Эти три сектора составляют почти 80% организаций, обладающих продвинутыми методами устойчивого развития. В отличие от предыдущего года, количество компаний, достигнувших продвинутого уровня, увеличилось, в то время как число организаций на начальном этапе внедрения сократилось. Это свидетельствует о росте зрелости внедрения ESG-практик среди промышленных предприятий.

Лидерами ESG-повестки в промышленном секторе стали компании ЭН+, ПАО «СИБУР Холдинг», ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат», ПАО «КАМАЗ», ПАО «ФосАгро» (рис. 2).

 

Рисунок 2. Рэнкинг промышленных предприятий на основе компонентов: E, S, G и среднего значения

 

Рэнкинг промышленных предприятий показывает, что показатели по компонентам S и G превышают средние значения в 57 и 45 случаях соответственно, тогда как для компонента E это число составляет всего 10 случаев. Это говорит о том, что большинство компаний сосредоточены на социальных инициативах и корпоративном управлении, уделяя значительно меньше внимания экологической ответственности. Средние баллы по трем блокам подтверждают это: E — 0,61; S — 0,75; G — 0,72. Экологические аспекты остаются наиболее трудными и менее распространенными практиками. Лишь 30–40% компаний из выборки сумели снизить углеродный след, уменьшить удельное водопотребление и потребление энергии, а также использовать вторичное сырье в процессе производства.

Таким образом, увеличение числа компаний, публикующих нефинансовую отчетность, происходит постепенно. По данным Национального Регистра корпоративных нефинансовых отчетов РСПП, в 2022 году было зарегистрировано 117 отчетов в области устойчивого развития различных секторов. Однако, согласно актуальным данным на ноябрь 2024 года, регистр включает всего 77 отчетов за 2023 год, в то время как к концу года ожидается, что их количество достигнет 120. В первую очередь, ключевой проблемой для успешной реализации принципов ESG в России остается ограниченность доступа к актуальной нефинансовой информации, которая могла бы адекватно отразить деятельность организаций в этой области. Следует отметить, что в России отсутствуют значимые инвестиционные игроки, как в других странах, которые формируют основной спрос на развитие рынков, ориентированных на ESG. Ранее этот интерес создавали иностранные инвесторы, требующие от российских компаний внедрения ESG-принципов, но в настоящее время их число значительно сократилось.

Во вторую очередь, в нашей стране наблюдается отсутствие стандартизации принципов ESG, что создает определенные трудности в процессе их интеграции и достижения поставленных целей. Участникам перехода к внедрению ESG необходимо адаптировать свою налоговую и бухгалтерскую политику, а также пересмотреть стандарты составления отчетности в соответствии с новыми принципами. Разработка собственных стратегий полного перехода на ESG становится одной из основных задач для отечественных компаний. В настоящее время создание ESG-отчетности является добровольным процессом и представляется в виде отдельных документов. Однако уже сейчас ясно, что в будущем ESG станет неотъемлемой частью отчетности компаний, дополнительно к их финансовой и бухгалтерской информации. В частности, трансформация бухгалтерского учета в соответствии со стратегией ESG подразумевает учет и открытое представление нефинансовой информации о компании, что служит дополнением к другим формам бухгалтерской отчетности и не вступает с ними в противоречие. Это позволит заинтересованным сторонам получить более полное представление о деятельности компании и выявить области, требующие поддержки и развития. Показатели ESG не являются окончательной оценкой финансовых результатов организации; они лишь помогают осветить приоритетные направления и ключевые проблемы, стоящие перед бизнесом, а также прояснить возникающие риски. Владельцы и руководители компаний должны уделять особое внимание потенциальным ESG-рискам, которые могут стать критически важными для долгосрочной реализации бизнес-стратегий и оказать влияние на финансовые показатели.

Таким образом, компании, которые смогут эффективно объединить экономические и устойчивые аспекты своей деятельности, будут обладать значительным конкурентным преимуществом на рынке, а также будут лучше подготовлены к реагированию на будущие вызовы. Поэтому дальнейшее развитие и стандартизация подходов к учету ESG-факторов является ключевым направлением для бизнеса и общества в целом.

 

Список литературы:
1. ESG-подход в системе стратегического управления экономическими системами национального и регионального уровня / И. Н. Макаров, В. С. Назаренко, И. В. Осипова, Е. В. Лесных // Креативная экономика. – 2022. – Т. 16, № 7. – С. 2569-2586. – DOI 10.18334/ce.16.7.114893. – EDN FUNXIT.
2. Одинцова, Т. М. Бухгалтерский учет для ESG-отчетности в повестке устойчивого развития / Т. М. Одинцова // Современная экономика: проблемы и решения. – 2022. – № 12(156). – С. 90-105. – DOI 10.17308/meps/2078-9017/2022/12/90-105. – EDN BZUBQR.
3. Гренадерова, М. В. Развитие нефинансовой отчётности в контексте ESG-повестки / М. В. Гренадерова, Е. А. Лисиченко, Н. А. Старченко // Финансовая экономика. – 2023. – № 12. – С. 111-116. – EDN TALTPR.
4. Гришунин, С., Пахалов, А. Инвестиционная привлекательность регионов России – 2024 / С. Гришунин, А. Пахалов // Аналитический обзор Национального рейтингового агентства. – 2024. – № 12. – С. 1-15.