Статья:

Диверсификация деятельности как элемент устойчивого развития предприятия

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(32)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Горбунова Т.И. Диверсификация деятельности как элемент устойчивого развития предприятия // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 11(32). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/32/36976 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Диверсификация деятельности как элемент устойчивого развития предприятия

Горбунова Татьяна Игоревна
магистрант, РЭУ им. Г.В. Плеханова, РФ, г. Москва

 

Концентрация фирмы на развитии только в одной узкой области может, бесспорно, позволить достичь определенных успехов в отрасли и даже помочь выйти в лидеры. Персонал и руководство фирмы максимально сосредоточены на одной области, получая профессиональный опыт и навыки. Но рынок отличается своей непостоянностью. К примеру, могут появиться товары – заменители, которые опустят рыночную позицию фирмы и вынудят к необходимости что-то менять, вторгаясь в совершенно другую область.

На сегодняшний день одним из наиболее эффективных способов устойчивого развития предприятия является диверсификация. Реализация грамотной стратегии диверсификации позволяет снизить риски путем их распределения на несколько направлений деятельности. Именно диверсификация может стать условием для стабильного функционирования предприятия и получения прибыли в условиях современной экономической и рыночной нестабильности.

Вопросы, связанные с диверсификацией в своих трудах рассматривали многие отечественные и зарубежные авторы. Термин «диверсификация» одним из первых ввел Гарри Марковиц в статье «Выбор портфеля», которая вышла в свет в марте 1952 г. В ней Марковиц рассуждает о том, каким образом формировать инвестиционный портфель, чтобы он обладал наибольшей доходностью [6, с. 4].

В США, Японии, Германии и других зарубежных странах с передовой экономикой диверсификация получила широкое распространение во второй половине ХХ в., в первую очередь, как стратегия ведения бизнеса.

Первооткрывателем в своих исследованиях теории и практики данного вопроса считается американский экономист М. Горт. В своем исследовании «Диверсификация и интеграция в американской промышленности» автор определил диверсификацию, как одновременное обслуживание компанией нескольких рынков [3, с. 112]. Принципиально иное определение первыми предложили японские экономисты во главе с Е. Есинарой, обращая внимание на прямую связь диверсификации и степенью риска, как стратегии снижения риска рыночной деятельности в неблагоприятных условиях и повышения степени финансовой устойчивости компании [4, с. 9].

Среди отечественных специалистов можно выделить труды Аронова А.М., Богатырева С.Ю., Кузнецовой С.А., Немченко Г.И., Новицкого Е.Г., Погосяна Г.Р., Серебряковой Г.В. и др., посвященные вопросам диверсификации.

Общее определение, данное известным ученным И. Анософфом, уделившим большое внимание этому вопросу, звучит следующим образом: «Диверсификация – это термин, применяемый к процессу перераспределения ресурсов, которые существуют на данном предприятии, в другие сферы деятельности, существенно отличающиеся от предыдущих» [1, с.14].

Данное определение необходимо дополнить двумя уточнениями:

Во-первых, этот процесс касается, прежде всего, перехода на новые технологии, отрасли и рынки, к которым предприятие ранее не имело никакого отношения, кроме того сам продукт или услуги предприятия должны быть совершенно новыми, и, причем необходимость вложения финансовых инвестиций возникает всегда.

Во-вторых, диверсификация связана с разнообразием применения продуктов, выпускаемых компанией, и делает эффективность функционирования компании в целом независимой от жизненного цикла отдельного продукта, решая, таким образом, вопрос не только выживания компании, но и обеспечение устойчивого поступательного роста. Если продукт компании имеет очень узкое применение, то она является специализированной, если они находят разнообразное применение, тогда предприятие можно назвать диверсифицированным.

Таким образом, множество определений диверсификации говорит о том, что в разных сферах деятельности под данным определением понимаются разные понятия. Но все же, есть и общие для всех определений аспекты.

Диверсификация бизнеса может осуществляться в двух основных направлениях [2, с. 3568]:

1) диверсификация производства. Может выражаться в выпуске новой продукции, увеличение ассортимента, применение новых и более эффективных методов производства;

2) диверсификация вложений. Деньги вкладываются в различные, порой не связанные между собой активы, для того чтобы свести риски финансовых потерь к минимуму.

Первое направление диверсификации характерно для небольших фирм, которые укрепляют текущее положение, развивая новые направления деятельности. Диверсификация имеет свои положительные и отрицательные аспекты [8].

Из положительных аспектов можно выделить: расширение ассортимента товаров услуг, устойчивая рыночная позиция, финансовая синергия.

Из отрицательных аспектов выделяют в основном аспекты, связанные с существенным вложением дополнительных денежных средств: необходимость повышать квалификацию сотрудников, набор дополнительного персонала, потеря времени на поиск направления для диверсификации, необходимость проведения диверсификации в крупных масштабах, для успешности бизнеса. Поэтому прежде чем принять решение о диверсификации, необходимо точно обозначить цели, ресурсы, всевозможные риски, связанные с диверсификацией и способы их минимизации. В этом случае целесообразно будет привлечение специалистов для аудита текущей ситуации в фирме, определение объема свободных ресурсов и получения грамотных рекомендаций по всем вопросам.

Стоит иметь в виду, что диверсификация строится на сильных позициях существующего бизнеса. Т.к. новое дело потребует инвестиций, которые будут браться из текущего производства. Именно поэтому, для начала, следует подсчитать, какие ожидаются затраты, чтобы убедиться в наличии источников их погашения [7].

После принятия решения о диверсификации происходит поиск направлений и их оценка. На этом этапе анализируется рынок, тенденции, предпочтения потребителей. В результате выбираются несколько наиболее привлекательных направлений, из которых, после тщательной проработки, делается выбор.

По мнению М. Портера, прежде чем проводить диверсификацию, необходимо провести три критических теста [5, с. 218]:

1) тест на привлекательность. Диверсифицировать деятельность стоит в те отрасли, которые имеют свободную нишу и потенциал для развития. Непривлекательные отрасли для диверсификации может рассматривать только та компания, которая имеет ресурсы для изменения ситуации в самой отрасли.

2) тест на стоимость вхождения в новую отрасль. Будущие доходы должны покрывать текущие расходы на диверсификацию.

3) тест на дополнительные выгоды. Новый вид деятельности должен дать преимущества существующему предприятию, или, наоборот, существующий бизнес должен дать конкурентные преимущества новому.

М. Портер подчеркивал важность положительного результата по всем трем тестам одновременно.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что сущность стратегии диверсификации заключается в обеспечении стратегической стабильности и устойчивости деятельности компании и уменьшении ее зависимости от меняющейся конъюнктуры рынка.

В результате диверсификации происходит физическое и организационное изменение в структуре деятельности, которое не дает возможности полностью воспользоваться уже имеющимся опытом деятельности компании, т. е. формируется новый технологический и информационный уклад, появляются новые каналы сбыта, изменения переживает большинство структур. Но несмотря на потенциальный высокий эффект проведения диверсификации, важно помнить о целесообразности ее проведения.

 

Список литературы:
1. Анософф И. Стратегическое управление. Пер. с англ. - М.: Экономика, 1989. - 358 с.
2. Бобков К. А., Евсеева А. А. Диверсификация деятельности предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 3566–3570.
3. Григорьева С. А. Финансовые исследования стратегий диверсификации на развитых и растущих рынках капитала / С. А. Григорьева // Корпоративные финансы. – 2007. – № 1. – С. 111–114
4. Махнушина В.Н., Шинкевич А.Н. Эволюция понятия «диверсификация» в экономической мысли / Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. – 2014 . № 3.
5. Портер Майкл Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов; Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005 г. - 454 с.
6. Шабалтун М.И., Леманова П.В. Значимость стратегии диверсификации в условиях конкуренции // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 4-4.
7. Электронный ресурс // Диверсификация бизнеса: понятие, основы, этапы. Разработка бизнес-плана диверсификации деятельности предприятия // https://businessman.ru. (дата обращения: 20.05.2018).
8. Электронный ресурс // Диверсификация бизнеса – особый путь преодоления кризиса // https://www.gd.ru/ (дата обращения: 20.05.2018).