Проблемы правовой природы отказа от наследства
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(32)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(32)
Проблемы правовой природы отказа от наследства
Правом наследования наследник обладает со дня открытия наследства. Наследник может принять либо отказаться от принятия наследства.
Содержание права на отказ от наследства определено в ст. 1157 Гражданского кодекса Российской Федерации [1] (далее - ГК РФ). Осуществляя данное право, наследник выражает нежелание принимать на себя права и обязанности, входящие в состав наследственного имущества.
В законодательстве установлены общие правила отказа от наследства. При этом, как отмечено А.Е. Казанцевой, отказаться можно от того, чем обладаешь, а наследник до принятия наследства не обладает наследственным имуществом. В этом случае будет иметь место отказ от права наследования, а не от наследства, как указано в законе. Говорить об отказе от наследства как таковом можно только после его принятия [6].
Также нет ясности в понимании правовой возможности, которая описывается ст. 1157 ГК РФ как право отказа от наследства. С одной стороны, право на отказ от наследства можно рассматривать в качестве правомочия наряду с правом на принятие наследства, входящего в право наследования. С другой стороны, данное право возможно понимать как правомочие на отказ от осуществления права наследования. Таким образом, совершение отказа от наследства означает либо осуществление права наследования, либо, наоборот, отказ от его осуществления. Е.Л. Поветкина определяет право отказа от наследства как распорядительное правомочие в структуре права наследования [11]. О.А. Кузнецова говорит о том, что путем осуществления отказа от наследства прекращается право наследования, то есть данное правомочие входит в его состав [8].
В юридической литературе не сложилось единой позиции по поводу правовой природы рассматриваемого права.
Представляется, что право отказа от наследства есть субъективное право. При этом любому субъективному праву одного лица должна соответствовать определенная юридическая обязанность другого лица. В свою очередь, являясь по своей правовой природе односторонней сделкой, отказ от наследства представляет собой волевые действия одного лица без связи с обязанностями других лиц. В литературе также есть мнение о том, что отказ от наследства можно рассматривать как секундарное право. В свою очередь под секундарным правом в научной литературе понимается «субъективное (конкретное) частное право, содержанием которого является возможность установить (преобразовать) конкретное юридическое отношение посредством односторонней сделки» [5]. Таким образом, лицо посредством осуществления отказа от наследства влияет не только на свои права и обязанности, но и других субъектов [19].
В научной литературе высказываются различные точки зрения о порядке совершения отказа от наследства. В.И. Серебровский характеризует отказ от наследства как один из способов выражения непринятия наследства: «Непринятие наследником наследства может быть фактическим, когда наследник в течение срока, установленного для принятия наследства, не обнаруживает ни в какой форме своего намерения принять наследство. Но непринятие наследником наследства может быть выражено и явно. Сделанное наследником заявление о нежелании принять наследство и представляет собой так называемый отказ от наследства» [15, с. 195]. При этом И.Е. Рудик отмечает, что если наследник в течение срока, установленного для принятия наследства, не совершил действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, то считается, что он наследство не принял. Таким образом, непринятие наследства можно рассматривать как фактический отказ от наследства, который выражается в форме молчания. Однако непринятие наследства - это не безусловный отказ, а презумпция отказа. Так, не принявший наследство наследник при определенных условиях может его принять и по истечении срока [13].
Как указывает В.И. Серебровский, фактическое непринятие наследником наследства может быть связано с различными обстоятельствами [17]. К примеру, нежелание заявлять об этом официально, неосведомленность наследника об открытии наследства и др. Безусловным считается отказ от наследства, путем осуществления определенных активных действий, свидетельствующих о нежелании наследника принять наследство. Это важно, так как последствия данных действий будут разные. Если наследник не примет наследство в установленный законом срок, то при наличии предусмотренных законом оснований он имеет право принять наследство по истечении этого срока. Если отказ от наследства был выражен путем подачи заявления, то наследник не вправе будет отозвать свое заявление и принять наследство даже если срок на принятие наследства еще не истек. Таким образом, необходимо различать отказ от наследства и непринятие наследства наследником в установленный срок. Отказ от наследства должен выражаться в совершении активных действий и не может быть совершен путем конклюдентных действий.
В законе не содержится дефиниции данного понятия.
В юридической литературе отказ от наследства определяется как «юридически значимое действие лица, выражающееся в его активном добровольном выбытии из числа наследников» [4, с. 68]. Также, существует понятие отказа от наследства как гражданско-правовой процедуры извещения наследником нотариуса об отказе от наследства, представляющей собой односторонний волевой акт [2, с. 36].
Таким образом, по своей правовой природе отказ от наследства представляет собой одностороннюю сделку.
Представляется, что отказ от наследства является сделкой правопрекращающей. В частности, В.В. Гущин, А.В. Добровинская в своей статье отмечают, что отказ направлен исключительно на прекращение принадлежащего наследнику субъективного права на наследство без правопреемства [3]. Однако отказ направлен на прекращение права на наследство, принадлежащего непосредственно наследнику. Последствием любого отказа, как абсолютного, так и направленного будет переход доли отказавшегося наследника к другим наследникам по закону или по завещанию, то есть данное право возникает у других лиц. Так, совершение абсолютного отказа будет влечь перераспределение долей путем приращения. При направленном отказе доля отказавшегося наследника перейдет указанному им лицу. Таким образом, отказ от наследства в любом случае будет влечь за собой переход прав на наследственное имущество.
В научной литературе отмечено, что, как правило, при осуществлении отказа от права не происходит перехода этого права к другому лицу. В таком случае прекращение права для данного лица влечет также невозможность возникновения его у других субъектов. Если правопреемство существует, это уже переход прав, то есть данное право прекращается для одного лица, но возникает у другого [14]. Следовательно, в случае с отказом от наследства можно говорить о переходе права, а не о его прекращении.
В литературе приращение характеризуется как механизм перераспределения наследственных долей между принявшими наследство наследниками в случае отпадения от наследства кого-либо из призванных сонаследников [18]. В частности, В.И. Серебровский утверждал: «Приращение дополнительной доли не требует особого акта принятия со стороны сонаследника. Выражая свое согласие на принятие наследства, наследник тем самым изъявляет свою волю на принятие наследства вообще, а не на принятие той или иной части» [16, с. 214]. Как отмечено в юридической литературе, наследники, к которым переходит доля отказавшегося, получают ее не от него, а от наследодателя, в силу своего самостоятельного наследственного права [7]. Исходя из содержания п. 1 ст. 1161 ГК РФ, переход доли вследствие направленного отказа не является приращением.
Существуют различные мнения о направленном отказе от наследства. Направленный отказ представляет собой распоряжение правом на наследование путем передачи его другому лицу или лицам. В этом случае право на наследование бесповоротно прекращается у отказавшегося наследника, но возникает по воле последнего у других наследников. Наследники, в пользу которых совершен отказ от наследства, вправе осуществить любое из правомочий, составляющих содержание права на наследование [12].
В свое время В.И. Серебровский высказал мнение, что при направленном отказе право на принятие наследства уступается другому лицу по воле наследника, т.е. имеет место не возникновение права, а переход [19]. Т.Д. Чепига считает направленный отказ распоряжением правом на наследование путем передачи его другому лицу или лицам [20].
Необходимо отметить, что возникает неясность в отношении вариантов принятия наследства наследником. К.Б. Ярошенко вполне справедливо считает, что призванный наследник может противопоставить свою волю изъявлению отпавшего наследника и не принимать его долю [21]. Однако в судебной практике содержится иной подход. Из анализа п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что наследник, принимающий наследство по закону, не вправе отказаться от наследства, переходящего к нему при ненаправленном отказе от наследства другого наследника [10]. При этом можно сделать вывод, что отказ от части наследства, причитающейся наследнику по завещанию вследствие ненаправленного отказа другого наследника, допустим. Тогда как отказ от части наследства, причитающегося наследникам вследствие направленного отказа возможен при наследовании по любому из оснований.
Таким образом, по своей правовой природе отказ от наследства представляет собой одностороннюю сделку. Одновременно с этим, отказ от наследства является правом наследника, которое осуществляется путем совершения данной сделки. Правомочие отказа от наследства входит в право наследования наравне с правомочием на принятие наследства. Совершение отказа от наследства будет означать осуществление права наследования, а не отказ от его осуществления. Право отказа от наследства, в свою очередь, по правовой природе будет секундарным, так как отказ от наследства представляет собой волевые действия одного лица без связи с обязанностями других лиц.