Статья:

Предупреждение женской рецидивной преступности в Российской Федерации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(124)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Шапкина К.В. Предупреждение женской рецидивной преступности в Российской Федерации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 31(124). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/124/77482 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Предупреждение женской рецидивной преступности в Российской Федерации

Шапкина Кристина Владимировна
магистрант Российский Государственный Социальный Университет, РФ, г. Москва
Никодимов Игорь Юрьевич
научный руководитель, д-р юрид. наук, доц., Российский Государственный Социальный Университет, РФ, г. Москва

 

PREVENTION OF FEMALE RECIDIVISM IN THE RUSSIAN FEDERATION

 

Kristina Shapkina

Undergraduate Russian State Social University, Russia, Moscow

Igor Nikodimov

Doctor of Law, Associate Professor, Russian State Social University, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье анализируются важнейшие направления предупреждения преступности женщин, вышедших из мест лишения свободы. Автор предлагает рекомендации по совершенствованию работы правоохранительных органов в рассматриваемой сфере. Делается вывод о том, что проблема профилактики женской рецидивной преступности не утрачивает собственной актуальности.

Abstract. The article analyzes the most important areas of crime prevention for women who have left places of imprisonment. The author offers recommendations for improving the work of law enforcement agencies in this area. It is concluded that the problem of preventing female recidivism does not lose its relevance.

 

Ключевые слова: женская преступность, рецидивная преступность, меры профилактики, административный надзор.

Keywords: female crime, recidivism, preventive measures, administrative supervision.

 

В настоящее время женская преступность является сложным феноменом, испытывающим воздействие неблагоприятных реалий современности и оказывающим в связи с собственной спецификой в негативное влияние на общество.

Российская Федерация, являясь не просто правовым, а и социальным государством, должна способствовать возврату к нормальной жизни женщин, которые отбыли наказание за совершенные преступные деяния.

Формирование эффективной модели ресоциализации рассматриваемой категории граждан, которая включала бы совокупность организационных и правовых мер, можно характеризовать в качестве профилактики рецидивной преступности среди женщин. В такой модели, с нашей точки зрения, должны быть включены две составляющие: формирование системы ресоциализации лиц женского пола в исправительных учреждениях и разработку системы сопровождения рассматриваемой категории лиц после отбывания наказания при наличии преемственной структуры в обязательном порядке.

В целях профилактики преступности лиц женского пола после выходы из исправительного учреждения, во время отбытия наказания требуется разумно планировать и осуществлять подготовку осужденных женщин к выходу из исправительного учреждения. Нужно сказать, что подготовку к к выходу из исправительного учреждения необходимо начинать с первого дня нахождения осужденных в исправительных учреждениях.  Эта подготовка должна включать в себя особые индивидуальные программы по возвращению в общество, или комплекс задач и мероприятий, ориентированных на полноценное возвращение таких женщин в социум.

При осуществлении данной деятельности требуется реализовывать социально-культурные и спортивные мероприятия в рамках досугового времени с применением психологических методик. В связи с этим  необходимым является создание творческих мастерских, организация работы кружков, проведение спортивных соревнований и развивающих мероприятий и т.д..[4, c. 82]

В работе органов внутренних дел по профилактике женской рецидивной преступности одно из важнейших мест отводится мероприятиям по реализации индивидуальной и общей профилактики.[3, c. 14] Главная нагрузка по индивидуальной профилактике ложится на плечи участковых уполномоченных полиции. Вместе с учреждениями ФСИН России полиция принимает участие в рамках собственных полномочий в реализации контроля за поведением осужденных женщин, которым назначались наказания, не связанные с лишением свободы, либо лишение свободы условно.

Одним из важнейших недостатков в профилактике женской рецидивной преступности является несогласованность деятельности не только общественных формирований и правоохранительных органов, а и правоохранительных органов между собой, и в особенности неэффективность взаимодействия между регионами. В итоге предупредительная деятельность приобретает формальный характер, средства профилактики преступлений применяется бессистемно; не уделяется должного внимания эффективности в профилактике преступлений борьбе с «фоновыми» явлениями преступности - проституцией, наркоманией, алкоголизмом, бродяжничеством.

Практика профилактической работы по предупреждению осуществления рецидивных преступлений ранее судимыми женщинами может свидетельствовать о результативности внедренного института административного надзора в качестве способа реализации индивидуального контроля над поведением граждан данной категории.

Определенный инструментарий в данной сфере устанавливается Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»,[1] дающим возможность на качественном уровне поменять функционирование механизма реализации постпенитенциарного контроля над лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы, относительно которых устанавливаются определенные ограничения свобод и прав.

Но необходимо помнить о том, что объектом административного надзора выступают не все женщины, освобождаемые из мест лишения свободы, а только самые опасные из них, например, рецидивистки. И тут говорится не просто о предупреждении и профилактике преступности данной категории лиц, а и об ограничении их воздействия на остальных членов социума по месту работы, проживания и пр.

Это все говорит об обязательности реализации в рамках административного надзора тщательнейшего контроля над поведением поднадзорных женщин, дающего возможности отслеживания их контактов, оперативного выявления  возможных преступных замыслов. В полной мере осуществить это становится возможным лишь при помощи особых средств и методов, имеющихся в распоряжении правоохранительных органов.

Анализируя опыт реализации административного надзора, можно прийти к выводу, что МВД России проделана колоссальная работа, ориентированная на совершенствование нормативно-правовой базы, которая регламентирует рассматриваемое направление деятельности.

В частности, Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 514-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2] статья 314.1 УК РФ была дополнена ч. 2.

Здесь устанавливается ответственность за многократное нарушение поднадзорным лицом административных ограничений, связанное с совершением административных правонарушений против порядка управления или посягающего на порядок в обществе и общественную безопасность или на санитарно-эпидемиологическое благополучие, здоровье и нравственность граждан.

Одним из вероятных путей решения проблем, связанных с профилактикой рецидивной преступности женщин, которые состоят на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, выступает совершенствование взаимодействия органов внутренних дел и уголовно-исполнительных инспекций.

Самыми результативными формами практического взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел выступают такие:

- осуществление совместных контрольных мероприятий;

- посещение осужденных без изоляции от общества лиц женского пола по месту проживания, обучения или работы;

- обмен сведениями о выявляемых фактах осуществления ими правонарушений, нарушения возлагаемых судом ограничений и обязанностей, а, кроме того, совместные рейды по выявлению женщин, которые скрываются от контроля инспекций.

Результативность профилактического влияния во многом обуславливается и своевременностью возбуждения уголовных дел относительно фактов совершения преступных деяний. [5, c. 245]

Принимая все это во внимания, мы считаем необходимым усилить контроль в данной сфере со стороны руководителей правоохранительных органов.

Подводя итог всему сказанному выше, мы можем отметить, что предупреждение рецидивной преступности среди женщин выступает важнейшим фактором ее сдерживания. Как в зарубежных, так и в отечественных психологической и  криминологической науке, до сегодняшнего дня не разработано эффективного подхода к разрешению данной проблемы.

Таким образом, проблема оптимизации профилактики преступности среди женщин не утрачивает сегодня собственной актуальности, практической и теоретической значимости.

Потому не случайно исследователи в сфере социологии, юриспруденции, психологии, в сфере гендерных исследований, а также государственные, в первую очередь, правоохранительные органы нашей страны уделяют огромное внимание исследованию причин и выработке мер, ориентированных на увеличение результативности предупреждения рецидивной преступности среди женщин.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" от 06.04.2011 N 64-ФЗ (ред. от 01.10.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 апреля 2011 г. N 15 ст. 2037
2. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 31.12.2014 N 514-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 января 2015 г. N 1 (часть I) ст. 67
3. Волкова Арина Сергеевна О некоторых современных тенденциях женской преступности в России // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2018. №1. – С. 12-17.
4. Латышева Л.А. Проблемы ресоциализации осужденных к лишению свободы: уголовно-исполнительный и криминологический аспекты: монография. — Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2017.
5. Современная девиантология: методология, теория, практика: монография / под ред. Ю.А. Клейберга и Kwami S. Dartey. London: UK Academy of Education, 2016.