Статья:

Выявление взаимосвязи между индексом манипулирования и оценкой вероятности банкротства

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(32)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Годзенко Л.Д. Выявление взаимосвязи между индексом манипулирования и оценкой вероятности банкротства // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 11(32). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/32/37513 (дата обращения: 27.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Выявление взаимосвязи между индексом манипулирования и оценкой вероятности банкротства

Годзенко Людмила Дмитриевна
студент Новосибирского государственного университета экономики и управления, РФ, г. Новосибирск

 

Актуальность темы заключается в том, что финансовая отчетность является важным источником фактической информации пользователям. Применение горизонтального и вертикального анализа показателей финансовой отчетности или расчет финансовых коэффициентов, не всегда позволяет выявить недобросовестное составление отчетности.

Для формирования совокупности организаций с целью дальнейшего анализа были выбраны компании, которые имеют основной вид деятельности: «Производство пищевых продуктов». Основной причиной выделения именно данной отрасли послужило массовое распространение ее продукции среди потребителей.

M-score - это математическая модель, с помощью которой можно выявить необычные колебания данных, которые могут являться следствием мошенничества или ошибок в составлении отчетности. [3]

Она использует финансовые коэффициенты и пять переменных. Все переменные строятся на данных финансовой отчетности предоставленной компанией.

Формула расчета данной модели:

                                  (1)

Где   DSRI – индекс динамики выручки в дебиторской задолженности,

GMI – индекс рентабельности продаж по валовой прибыли,

AQI – индекс качества активов,

SGI – индекс роста выручки,

DEPI – индекс амортизации.

Значение сводного индекса M-score для компаний, манипулирующих прибылью, в пятифакторной модели превышает минус 2,76.

Для оценки вероятности банкротства были выбраны три модели.

В 1968 году профессор Эдвард Альтман предложил свою, ставшую классической, пятифакторную модель прогнозирования вероятности банкротства организации.

Формула расчета интегрального показателя следующая:

Где   X1 - оборотный капитал к сумме активов предприятия.

X2 - нераспределенная прибыль к сумме активов предприятия.

X3 - прибыль до налогообложения к общей стоимости активов.

X4 - рыночная стоимость собственного капитала / бухгалтерская (балансовая) стоимость всех обязательств.

Х5 - объем продаж к общей величине активов предприятия.

Если Z меньше 1,81, то вероятность банкротства составляет от 80 до 100 процентов; если Z находится в пределах от 1,81 до 2,77,то средняя вероятность краха компании от 35 до 50 процентов; если Z находится в пределах от 2,77 до 2,99, то вероятность банкротства не велика от 15 до 20 процентов; если Z больше 2,99 – ситуация в организации стабильна.

Далее была выбрана модель Р. Таффлера:

Где   X1 - Прибыль от продаж / Краткосрочные обязательства.

X2 - Оборотные активы / (Краткосрочные обязательства + Долгосрочные обязательства).

X3 - Долгосрочные обязательства / Общая сумма активов.

X4 - Общая сумма активов / Выручка от продаж.

Если показатель принимает значение больше 0,3, то предприятие имеет небольшой риск банкротства в течение года, если значение меньше 0.2, то у предприятия присутствует большой риск банкротства.

Также была выбрана модель Р. Лиса:

Где   К1 - Оборотный капитал / Активы.

К2 – Прибыль до налогообложения / Активы.

К3 – Нераспределенная прибыль / Активы.

К4 – Собственный капитал / (Краткосрочные и Долгосрочные обязательства).

Если показатель меньше 0,037, то банкротство организации очень вероятно, если показатель больше 0,037, то организация финансово устойчивая. Проведен расчет индекса M-score для организаций, работающих в сфере пищевой промышленности, по данным бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.

Таблица 1.

Анализ индекса M-score

Число организаций

Количество организаций

Удельный вес,%

Индекс M-score не соответствует нормативному значению

1152

31,13

Индекс M-score соответствует нормативному значению

2549

68,87

Всего

3701

100

 

Наибольшее число исследуемых организаций не манипулирует прибылью, так как индекс M-score соответствует нормативному значению у 2549 компаний из 3701.

Таблица 2.

Анализ вероятности банкротства по модели Э.Альтмана

Показатель

Количество организаций

Удельный вес, %

Z<1,81

1166

31,5

1,81 < Z < 2,77

454

12,27

2,77 < Z < 2,99

96

2,6

Z > 2,99

1985

53,63

Всего

3701

100

 

1166 организаций из 3701 имеют высокую вероятность банкротства от 80 до 100%, 454 организации данной отрасли имеют среднюю вероятность банкротства от 35 до 50%, 96 организаций имеют не очень высокую вероятность банкротства от 15 до 20% и 1985 организаций имеют очень низкую вероятность до 10%.

Таблица 3.

Анализ вероятности банкротства по модели Р. Таффлера

Показатель

Количество организаций

Удельный вес, %

Предприятие маловероятно станет банкротом

3058

83

Предприятие вероятно станет банкротом

643

17

Всего

3701

100

 

Наибольшая часть исследуемых организаций маловероятно станут банкротами, а 17% исследуемых организаций в ближайшее время вероятно обанкротятся.

Таблица 4.

Анализ вероятности банкротства по модели Р. Лиса

Показатель

Количество организаций

Удельный вес, %

Предприятие маловероятно станет банкротом

2737

74

Предприятие вероятно станет банкротом

964

26

Всего

3701

100

 

Анализ вероятности банкротства по трем моделям показал, что большая часть организаций находится в устойчивом финансовом положении и в ближайшее время они маловероятно станут банкротами.

Для выявления взаимосвязи между индексом манипулирования финансовой отчётностью M-score и моделью вероятности банкротства был рассчитан коэффициент корреляции r. Если коэффициент корреляции находится в интервале 0<r<0,3, то данная связь слабая. Если же он находится в интервале 0,3<r<0,7, то связь средняя, а если он находится в интервале 0,7<r<1, то связь сильная. Если коэффициент корреляции отрицательный, то связь между величинами считается обратной, то есть если произойдет увеличение одного показателя, то уменьшится другой и наоборот. [6]

Для начала проведен анализ взаимосвязи индекса манипулирования финансовой отчетностью и оценки вероятности банкротства Э.Альтмана. В результате расчётов, получившийся коэффициент корреляции равен 0,25. Следовательно, связь между индексом манипулирования финансовой отчётностью М - score и моделью банкротства Э.Альтмана прямая и очень слабая. Анализ взаимосвязи индекса манипулирования финансовой отчетностью и оценки вероятности банкротства по модели Р. Таффлера нам показал, что связь между данными показателями слабая и прямая, так как коэффициент корреляции равен 0,032.

Также проведен анализ взаимосвязи индекса манипулирования финансовой отчетностью и оценки вероятности банкротства по модели Р.Лиса.

Связь между показателями является прямой и слабой, так как коэффициент корреляции равен 0,09.

У всех трех моделей слабая и прямая связь с индексом M-score. Наличие слабой связи между данными показателями свидетельствует о том, что эти показатели между собой практически не связаны, то есть изменение индекса манипулирования финансовой отчётностью M - score практически не будет влиять на значение модели вероятности банкротства. Таким образом, можно сделать вывод о том, что манипулирование финансовой отчетностью практически не влияет на вероятность банкротства организаций производства пищевых продуктов в Российской Федерации.

 

Список литературы:
1. Алексеев М.А., Савельева М.Ю., Слайковский С.А. Влияние манипулирования финансовой отчетностью на оценку стоимости компании // Сибирская финансовая школа. 2017 №1 (120). С 107-110.
2. Алексеев М.А. Тюжина М.С. Выявление направления искажения финансовой отчетностью // Сибирская финансовая школа – Новосибирск: Изд-во: Сибирская академия финансов и банковского дела, 2016. С. 129-133.
3. Алексеев М. А. Опыты оценки отчетности российских предприятий с помощью индекса манипулирования // Современные финансовые отношения: проблемы и перспективы развития – Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2015. С.3-12.
4. Алексеев М.А. Проблемы применения показателя манипулирования к финансовой отчетности российских предприятий // Мы продолжаем традиции российской статистики: материалы I Открытого рос. стат. конгр., Новосибирск, 20–22 окт. 2015 г. Новосибирск: НГУЭУ, 2015. С. 578–579.
5. Алексеев М.А., Тюжина М.С. Проверка подходов к выявлению направления искажения финансовой отчетности // Сибирская финансовая школа. Вып. 3. – 2017 г. С. 69-75.
6. Батукова О.А., Жданович А.О., Зубова А.А. Выявление признаков подозрительности в финансово-экономической деятельности организации // Современные тенденции развития науки и технологий: сб. науч. тр. по материалам XII Междунар. науч.-практ.конф., Белгород, 31 марта 2016 г. Белгород, 2016. № 3–9. С. 18–22.