Статья:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА В СУДЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(290)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Кривицкая А.М. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА В СУДЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 23(290). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/290/151384 (дата обращения: 29.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА В СУДЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

Кривицкая Ангелина Михайловна
студент, Оренбургский филиал Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, РФ, г. Оренбург
Огородникова Елена Петровна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Оренбургский филиал Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, РФ, г. Оренбург

 

Аннотация. Отправление правосудия является дорогостоящей государственной деятельностью, и взимание судебных пошлин служит нескольким целям. Средства от уплаты государственных налогов, хотя и в незначительной степени, помогают покрыть расходы, сопровождающие судебную деятельность. Однако компенсация расходов на отправление правосудия не поступает непосредственно в суд, поэтому финансирование суда не зависит от суммы полученных государственных налогов. Наличие государственной обязанности направлено на дисциплинирование граждан и юридических лиц, предотвращение предъявления необоснованных претензий. Однако госпошлина и ее размер должны позволить каждому гражданину обратиться за защитой в суд. Именно по этой причине в гражданском процессуальном механизме имеются специальные институты, гарантирующие защиту граждан.

 

Ключевые слова: государственная пошлина, судебный процесс, право, экономика, суд, гражданин, наказание, государство, закон.

 

Государственные пошлин - федеральная плата за услуги государственной власти, уплачиваемая в размере, предусмотренном Главой 25.3 НК Российской Федерации (п. 1 ст. 333.16 НК РФ), взимаемые, в том числе, с физических лиц при обращении в компетентные органы или должностные лица о совершении юридически значимых действий, а также физические лица, выступающими в качестве административных ответчиков в судебном порядке, если в этом случае решение суда вынесено не в пользу их и истец освобождается от уплаты государственной пошлины (п. 1 ст. 333.16, ст. 333.17 НК Российской Федерации).

Во-первых, стоит отметить важную роль института государственной пошлин в правосудии, так как в российском судопроизводстве есть особенность платности. [2]

В этой связи С. Ф. Афанасьев справедливо отмечает, что «существенный признак оплаты судопроизводства вытекает из необходимости обеспечения соответствующих материально-технических условий для создания и беспрепятственного функционирования судебной системы». Как справедливо отмечает Ш. Р. Булаев, «существование института государственной пошлины является вполне закономерным явлением, поскольку устанавливает оплату за процесс совершения юридически значимых по отношению к ним действий» [3].

Рассмотрев вопрос о определении понятия «государственная пошлина» следует учитывать, что в научной литературе не существует значительного обсуждения данного вопроса. Следует отметить, что большая часть авторов определяет понятие «государственная пошлина» через различные ее характеристики. [2]

Мы считаем, что анализ определения понятия «государственная пошлина» должна начинаться с истории развития понятия этого института правового регулирования.

К. Г. Рау, например, рассматривая сущность пошлин, подчеркивал, что «пошлина сопровождает только государственное действие, которое было бы необходимо, если бы за него не требовалось особого вознаграждения, поэтому это действие не принимается за доход».

Как указано в положениях статьи 333.18 НК РФ, при обращении в Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или мировые судьи до подачи заявления, ходатайства, запрос, заявление, административная претензия, жалоба государственная пошлина уплачивается.

Факт оплаты плательщиком государственной пошлины безналичного характера подтверждается платежным поручением с отметкой Банка или соответствующего Территориального органа Федерального казначейства РФ (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), включая того, кто производит платежи в электронной форме по поводу его исполнения.

Факт оплаты плательщиком государственной пошлины наличными денежными средствами подтверждается или квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, или квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой организации, где производился платеж. [1]

Поэтому оплата государственного налога производится через банк на конкретный счет в Казначействе.

Отметим, что в целом функции госпошлины аналогичны судебной пошлине.

Таким образом, научная литература чаще выделяет три основных функции государственной пошлины:

-Компенсационная

-Превентивная

-Социальная (обеспечение всеобщего доступа к правосудию).

Также автор подробно раскрывает сущность вышеуказанных функций государственной пошлины. Функция состоит в том, чтобы пополнять государственный бюджет в целях осуществления судебной власти. [3]

Конечно, для отправления правосудия необходимы определенные материальные ресурсы, которые должны быть пополнены, включая оплату государственной пошлин, уплата которой выполняется в судебном порядке.

Функция превентивная выступает в качестве «барьера входа», которая предотвращает подачу необоснованных заявок. Разумеется, препятствие подачи необоснованных жалоб является большим практическим значением с точки зрения загруженности системы судебной ответственности. [4]

Социальная функция предусматривает предоставление государством мер по поддержке малообеспеченных слоев населения, предоставляя отсрочку, рассрочку налогообложения, уменьшение суммы или полное освобождение от налогообложения.

Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в денежной или иной форме. В то же время государство дает стимул потребителям госуслуг получить их через электронную почту.

Согласно закону, сумма госпошлины будет применяться с учетом коэффициента 0,7 в случае совершения юридически значимых действий с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, объединенных в единую систему идентификации и аутентификации и получают результат оказания услуги в электронном виде.

Определение срока уплаты государственной пошлины зависит, с одной стороны, от государственного органа (должностного лица), которое совершает необходимое юридически значимое действие или выдает необходимый документ, а с другой - от вида самой «услуги» по которым уплачивается государственный налог.

Таким образом, при обращении в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд Российской Федерации государственная пошлина уплачивается до подачи ходатайства (жалобы), апелляционной или соответствующей кассационной жалобы и т.п. [4]

Экономическое значение государственной пошлины:

– формирование потребностей в обществе, которые могут быть удовлетворены только через функционирование органов государственной власти и местного самоуправления;

– недостаточные финансовые ресурсы муниципальных образований, необходимые для удовлетворения потребностей общества;

– финансовая независимость экономических агентов, юридическое значение которых - право частной собственности на их имущество.

Поэтому мы понимаем, что обязанность государства как институт имеет ряд экономических свойств, определяющих ее сущность в регулировании на законодательном уровне.

Исходя из этих свойств, многие ученые относят государственную пошлину к экономическим и правовым институтам. Но не все ученые согласны с этим. Их убеждение заключаются в том, что государственная пошлина обладает рядом исключительно юридических свойств, что позволяет называть ее правовым институтом.

 

Список литературы:
1. "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 22.04.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2024)
2. Перов А.В., Толкушкина А. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие. -5-е изд., перераб. и доп.- М.: Юрайт-издат,2021. - 720 с.
3. Пинская М.Р. Особенности исчисления и уплаты государственной пошлины// Бухгалтерский учет и налоги - 2022. - №2 – СПС
4. Скрипниченко В. Налоги и налогообложение. - СПб: ИД "Питер", М.: Издательский дом "БИНФА", 2022.