Статья:

Коррупция в сфере государственных закупок как одна из проблем экономической безопасности России

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(39)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Лебедев К.О. Коррупция в сфере государственных закупок как одна из проблем экономической безопасности России // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 18(39). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/39/40501 (дата обращения: 10.04.2020).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Коррупция в сфере государственных закупок как одна из проблем экономической безопасности России

Лебедев Кирилл Олегович
магистрант, Костромской государственный университет, РФ, г. Кострома

 

На сегодняшний день коррупция является одной из самых актуальных проблем в нашей стране. Реальные её масштабы очень сложно оценить, так как очень многие преступления остаются не выявленными и безнаказанными. Однако, волна громких коррупционных преступлений помогает нам представить о каких цифрах может идти речь.

Коррупция в России поразила все сферы жизни, начиная от государственной службы, заканчивая образованием и сферой ЖКХ. Борьба с коррупцией является одной из приоритетных задач в нашем государстве. И Президент Российской Федерации, и Правительство понимают, что эта проблема подрывает все усилия по обеспечению экономического развития страны, поэтому постоянно ставят задачи по выявлению и пресечению коррупционной деятельности в государстве.

Коррупция является крайне опасной разновидностью экономической преступности именно из-за своей скрытности.

Задачи по развитию экономики страны, ставятся без учета коррупционной составляющей.

В ходе же реализации поставленных задач, коррупция тормозит все запланированные процессы и таким образом вносит огромный вклад в отсутствие значимого экономического развития страны сегодня.

Коррупция в сфере государственных закупок является одной из самых острых проблем в данном направлении.

Контрактная система в сфере государственных закупок является совокупностью участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок, в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд [1].

Основным нормативно-правовым документом, регулирующим отношения в сфере государственных закупок, является закон - «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно федеральному закону от 05.04.2013 №44-ФЗ, система государственных закупок должна быть максимально прозрачна и открыта, что обеспечит защиту прав участников закупок и позволит избежать коррупции.

Такой подход к системе государственного заказа должен обеспечивать экономическую безопасность органов государственной власти. В упомянутом выше законе прописан четкий алгоритм действия по осуществлению государственных закупок, который направлен на обеспечение прозрачности и открытости данной сферы экономических отношений в стране.

Однако, несмотря на существование этого алгоритма, в сфере закупок чаще всего встречаются нарушения и злоупотребления, приводящие к коррупции. Таким образом, коррупционные схемы в системе государственного заказа наиболее сильно влияют на подрыв экономической безопасности страны, учитывая тот факт, что система государственных закупок является частью механизма обеспечения экономической безопасности государства.

Экономическая безопасность в сфере государственных закупок определяется такими факторами, как: способность рынка государственных закупок функционировать бесперебойно и полностью удовлетворить потребность государственных организаций в товарах и услугах; организовать сферу государственных закупок так, чтобы создавались благоприятные условия для нормального функционирования социально-экономической системы страны; наличие эффективной системы контроля за развитием отношений в сфере государственных закупок со стороны компетентных государственных органов обеспечения экономической безопасности [2].

В настоящий момент неэффективное использование денежных средств, хищения, мошенничество, ограничение конкуренции и иные преступления и правонарушения в сфере государственных закупок создают много угроз. Несмотря на четко прописанные в законе №44-ФЗ правила по осуществлению закупочной деятельности, существует много лазеек, которые позволяют, действуя, казалось бы, в рамках законодательства, извлекать собственную выгоду, нанося урон экономике страны.

В системе государственных закупок правонарушения совершают как заказчики, так и поставщики.

Самыми распространенными нарушениями являются:

· направление участвующим в сговоре потенциальным поставщиком заявки на сумму заведомо ниже, чем у прочих участников государственных закупок;

· установление заказчиком максимально коротких сроков на подачу заявки и исполнение контракта, что делает возможным участие только заранее подготовленного поставщика - участника коррупционной схемы;

· установление неконкурентной цены на необходимые товары (работы услуги), что делает предложение непривлекательным для других поставщиков;

· установление сложной схемы оплаты исполнения госзаказа;

· некорректное внесение данных в ЕИС (например, смешение кириллицы и латиницы при написании наименования заявки и т. д.);

· составление критериев оценки под определенных лиц и т. д.

На сегодняшний день борьба с коррупцией в сфере государственных закупок является очень актуальной темой, так как объемы утраченных государственных средств в результате незаконных действий огромны. В I квартале 2017 года центральным аппаратом и территориальными органами ФАС России (далее – ФАС России) проведено 1 728 проверок (в том числе 43 внеплановые проверки) в отношении закупок, осуществляемых в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе. При проведении плановых и внеплановых проверок проверено 5 629 процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), из которых в 2 248 процедурах (39,9 %) выявлены нарушения.

По результатам проверок выдано 664 предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок [3].

В I квартале 2017 г. в ФАС России поступило 14 859 жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при осуществлении закупок. Из поступивших жалоб, 3 701 поданы в отношении закупок, осуществляемых для обеспечения федеральных нужд, 6 526 – для нужд субъектов Российской Федерации, 4 632 – для муниципальных нужд. На основании части 11 статьи 105 Закона о контрактной системе 2 682 жалобы возвращены заявителям. Кроме того, на основании части 15 статьи 105 Закона о контрактной системе 1 105 жалоб отозваны заявителями.

Основными причинами возврата жалоб являлись:

· невыполнение участниками закупок обязательных требований статьи 105 Закона о контрактной системе, в том числе отсутствие в составе жалоб сведений, предусмотренных Законом о контрактной системе;

· невыполнение участниками закупок требования частей 3, 4 статьи 105 Закона о контрактной системе – подача жалобы на положение документации о закупках после окончания установленного срока подачи заявок.

В результате рассмотрения, обоснованными (в том числе частично) признаны 5 298 жалоб (48 % от рассмотренных жалоб), выдано 4 227 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок [3].

Противодействовать мошенничеству в сфере государственных закупок можно путем усиления контроля на разных этапах осуществления закупочной деятельности.

Основной задачей по борьбе с коррупцией в сфере государственного заказа является контроль за добросовестности поставщиков и обеспечение наибольшей независимостью сотрудников, осуществляющих контроль качества и от решения которых зависит судьба того или иного контракта.

Основными направлениями предотвращения мошенничества в сфере государственных закупок можно назвать следующие:

· четкая формулировка требований к закупкам;

· четкое планирование процесса торгов, чтобы обмен информацией участниками закупки был максимально затруднен;

· доведения информации до сотрудников о возможных мошеннических действиях;

· анализ и мониторинг рынка;

· высокая квалификация служащих и постоянное ее повышение;

· улучшение законодательных норм, в том числе выделения в качестве отдельного состава преступления мошенничества и преступлений в сфере государственных закупок.

На сегодняшний момент созданы реестры добросовестных и недобросовестных поставщиков, штрафы для сотрудников государственных органов, приобщенных к закупочной деятельности, установлены на очень высоком уровне. Создаются специальные инструменты для обеспечения открытости и контроля в сфере закупок малого объема. Однако, этого на сегодняшний день оказывается недостаточно.

Практически каждый год вносится огромное количество изменений в Федеральный закон № 44-ФЗ. Законодатели пытаются охватить как можно больше аспектов процесса закупки товаров (работ, услуг). Устраняются одни недостатки, появляются другие. Все это говорит о том, что система государственных закупок в России все еще находится на этапе становления. Еще очень много задач предстоит решить.

В борьбе с коррупцией многое зависит и от общества в целом. Всеобщее неприятие к данному аспекту жизни, нежелание не только брать, но и давать взятки, ужесточение наказания, усиление общественного порицания преступников, осознание непоправимости и тяжести последствий преступных деяний, усиление правоохранительных органов, рост российской экономики внесло бы огромный вклад в искоренение коррупции в нашей стране. Криминализация экономической системы проявило тенденции государства специфическим экономическим интересам криминальных структур, что осложняет реформирование материально-технической базы производства, уничтожает экономический рост, ведет к тяжелейшим социально-политическим последствиям.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что для борьбы с коррупцией в сфере государственных закупок в России необходимо продолжать модернизировать существующее законодательство, усиливать контроль и увеличивать административную и уголовную ответственность за правонарушения и преступления в рассматриваемой сфере жизни общества.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок то-варов, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // СПС КонсультантПлюс // Опубликован 08.04.2013 на официальном интернет-портале право-вой информации http://www.pravo.gov.ru
2. Гольцунов Е. П. Обеспечение экономической безопасности в сфере государственных закупок : дис. канд. экон. наук : 08.00.05 / Гольцунов Евгений Павлович ; Акад. эк. без. МВД РФ - Москва, 2009. - 190 с
3. Доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за 2016 год. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/news/news_preview.html?newsId=18073.