Статья:

Инструменты и технологии формирования концепции бизнеса в лечебно-профилактических учреждениях

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(27)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Суворова Т.В. Инструменты и технологии формирования концепции бизнеса в лечебно-профилактических учреждениях // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 6(27). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/27/33177 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Инструменты и технологии формирования концепции бизнеса в лечебно-профилактических учреждениях

Суворова Татьяна Валерьевна
магистрант Томского университета систем управления и радиоэлектроники, РФ, г. Томск

 

Ещё в начале века специалисты не верили в перспективность развития частных медицинских центров: ставились под сомнения спрос на платные медицинские услуги и соответственно прибыльность таких учреждений, но как показало время, данное направление имеет большие перспективы для развития и роста в будущем.

С экономической точки зрения, открытие новых профилактических центров выгодно для всех участников рынка. Это даёт оперативное внедрение новых технологий, приток частных инвестиций, новые рабочие места и занятость в сфере здравоохранения [4].

К сожалению, существующая российская система планирования по-прежнему базируется на системе здравоохранения времён Советского Союза, неприемлемой при рыночной экономике страны. Именно из-за этого возникают трудности в создании бизнес моделей и работе лечебно-профилактических центров различных направлений, а также нет единой политики качества медицинских услуг [8].

Неизменно очень важную роль в достижении результатов любой организации играет планирование: постановка целей и задач, выбор максимально эффективных путей и средств достижения целей.

Огромное значение приобретает бизнес-модель, в основе, которой лежит уникальная технология, не имеющая аналогов сервиса. Однако не все проекты в области медицинской помощи могут воплотиться в действительно выгодные. Это связано с высокими рисками в здравоохранении, необходимостью крупных инвестиций и трудоёмкостью медицинских услуг, значительной социальной ответственностью [4].

В данном случае под бизнес-моделью понимается особая концепция лечебно-профилактического центра, направленная, прежде всего на получение дохода, а также включающая в себя ряд ценностей, предлагаемых своим клиентам. Бизнес-модель – это не что иное, как потенциал центра, его коммерческие партнёры, взаимоотношения с потребителями и вливания, необходимые для формирования постоянного дохода. Другими словами, первоочередная задача – разработать концепцию лечебно-профилактического центра [2, 6].

Чем помогает разработка концепции? Позволяет выделить аудиторию потенциальных клиентов. Определить уровень конкуренции в данном сегменте рынка услуг. Обеспечивает получение прибыли на основе создания ценностных предложений, а также минимизирует риск и увеличивает эффективность управления центром. И самое главное – это чёткое понимание развития бизнеса в выбранном направлении [7].

Создавая бизнес-концепции, мы не только достигаем максимальной ясности стратегии, но и достигаем полного понимания собственного проекта. Попутно решаются основные задачи:

1. Детальный анализ и оценка выбранной ниши. Определение спроса и предложения, степени насыщения рынка и влияния конкуренции.

2. Проработка структуры бизнес-идеи. Важно определить и выбрать ценность, востребованную потребителями, и уникальность предлагаемой выгоды. Зная потребности клиентов, можно решить их проблемы и удовлетворить потребности, за что и платятся в итоге деньги.

3. Определение целевой аудитории и потребительских сегментов. Зная особенности деления на сегменты целевой аудитории, не сложно создать портрет идеального клиента в каждом из них и определить основные критерии, влияющие на принятие решения.

4. Позиционирование. Выделение конкурентных преимуществ, выгодно пред­ставляющих особенности продукта согласно потребностям целевой аудитории и политике конкурентов.

5. Разработка ценностного предложения: обеспечивается максимально структу­рированное объяснение выгод предложения; создание уникальности конкурентного предложения; а также уникальное предложение товара согласно сегментированию целевой аудитории.

6. Определение бизнес-стратегии, учитывая ориентированность на аудиторию и на продукт. Разработка стратегии онлайн-сервиса.

7. Проработка бизнес-модели. Поиск путей привлечения клиентов и рынка сбыта услуг. Определение ключевых партнёров и основных ресурсов, а также схем расходов и доходов.

8. Стратегия маркетинговых продаж. Определение общей маркетинговой стратегии.

Учитывая развитие современных рыночных отношений, целесообразно использовать такой инструмент, как бенчмаркетинг, позволяющий изучить деятельность конкурентов, с дальнейшим использованием их положительного опыта в своей работе. Основой бенчмаркетинга является реинжиниринг, а все виды бенчмаркетинга можно рассматривать как одно из направлений стратегически ориентированных маркетинговых исследований [1].

Ещё одним из эффективных методов в здравоохранении выступает концепция, называемая «бережливым производством», которая основана на неуклонном стремлении к устранению всех видов потерь. Опыт зарубежных стран подтверждает, что применение «бережного производства» в медицине позволяет:

1.    Предоставить больше количество продуктов и услуг более высокого качества.

2.    Повысить эффективность и максимально снизить или устранить потери.

3.    Усовершенствовать обслуживание и комфортность пациентов и их повысить удовлетворённость оказанием услуг.

4.    Снизить затраты.

5.    Обеспечить безопасность пациента на всех этапах обслуживания [5, 10, 11].

Здравоохранение – это структура с огромными фундаментальными достоинствами и не меньшими минусами. Система здравоохранения в Российской Федерации только начинает развиваться и обновляться, в первую очередь, с системы менеджмента, что влечет за собой обновление системы в целом.

Выделяют наиболее значимые этапы формирования маркетинговых стратегий в сфере оказания медицинских услуг.

1 этап. Анализ деятельности компаний конкурентов с использованием методов PEST–анализа. Оценка влияния на деятельность центра факторов внешней среды (политического, экономического, социального и технологического).

2 этап. Использование аналитических данных деятельности конкурентов и прочих организаций для оценки возможностей и выделения плюсов и минусов собственной фирмы, с учётом затрат на маркетинговые ходы в сфере предоставляемых услуг. Для этого прекрасно подходит SWOT- анализ.

3 этап. Анализ структуры работы конкурирующих организаций. Оценка поставленных задач, организации рабочих мест и графика деятельности персонала, получаемого продукта.

4 этап. Правильность поставленной цели стратегии маркетинга в сфере оказания медицинских услуг. Необходимо расставить приоритеты.

5 этап. Выбрать целевую аудиторию, определить на какой её сегмент будет производиться ориентирование, как на потенциальных клиентов.

6 этап. Проводить регулярную оценку маркетинговой стратегии с экономической точки зрения, отмечая соответствие реальному положению дел [9].

Любой бизнес, разумеется, сопряжён с серьёзными рисками, снизить которые при создании лечебно-профилактического центра помогают высококвалифицированный персонал, использование новейших технологий и продуманное ценообразование. Именно данный бизнес может принести большую пользу для оздоровления общества и улучшает качество жизни населения [3].

Таким образом, становится очевидным, что для продуктивного решения проблемы создания бизнеса в здравоохранении и строительства новых лечебно-профилактических учреждений необходимо использовать широкий ряд современных инструментов бизнес-моделирования, как на начальных этапах проектирования, так и на всем протяжении его дальнейшего развития.

 

Список литературы:
1. Бенчмаркетинг, как функция маркетинговых исследований [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru (дата обращения 11.03.2018)
2. Бизнес модель: виды, примеры, посторенние [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kom-dir.ru/article/1811-biznes-model (дата обращения 11.03.2018) 
3. Бизнес-план медицинского центра [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.beboss.ru/bplans/47-medical-center/8-faktory-riska (дата обращения 11.03.2018)
4. Винокурова А.М., Поздняков Р.А., Кицул И.С. Бизнес планирование в практике коммерческой медицинской организации // Менеджер в здравоохранении. – 2013. - №5. - С. 29-36.
5. Голубева М.Л. Медицинский менеджмент: специфика и подходы // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 4. – С. 126-129.
6. Моделирование бизнес процессов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://projectrussia.ru/modeling-of-business-processes.html (дата обращения 11.03.2018)
7. Разработка бизнес-концепции [Электронный ресурс]. Режим обращения: http://predprinimatel-pro.ru/razrabotka-biznes-kontseptsii/ (дата обращения 11.03.2018)
8. Решетников А. В. Социально-экономическое прогнозирование и планирование в системе ОМС // Экономика здравоохранения. — 2002. — № 11. С. 7-17. 
9. Специфика медицинского маркетинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.dirklinik.ru/article/101-spetsifika-meditsinskogo-marketinga (дата обращения 11.03.2018) 
10. Управление качеством: Учебное пособие. – Астрахань, Астраханский государственный медицинский университет, 2015 г., - 79с
11. Хамидуллина Г.Р. Актуальные проблемы менеджмента качества в здравоохранении // Актуальные проблемы экономики и права. – 2013. - №2. - С. 113-118.