Инструменты и технологии формирования концепции бизнеса в лечебно-профилактических учреждениях
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(27)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(27)
Инструменты и технологии формирования концепции бизнеса в лечебно-профилактических учреждениях
Ещё в начале века специалисты не верили в перспективность развития частных медицинских центров: ставились под сомнения спрос на платные медицинские услуги и соответственно прибыльность таких учреждений, но как показало время, данное направление имеет большие перспективы для развития и роста в будущем.
С экономической точки зрения, открытие новых профилактических центров выгодно для всех участников рынка. Это даёт оперативное внедрение новых технологий, приток частных инвестиций, новые рабочие места и занятость в сфере здравоохранения [4].
К сожалению, существующая российская система планирования по-прежнему базируется на системе здравоохранения времён Советского Союза, неприемлемой при рыночной экономике страны. Именно из-за этого возникают трудности в создании бизнес моделей и работе лечебно-профилактических центров различных направлений, а также нет единой политики качества медицинских услуг [8].
Неизменно очень важную роль в достижении результатов любой организации играет планирование: постановка целей и задач, выбор максимально эффективных путей и средств достижения целей.
Огромное значение приобретает бизнес-модель, в основе, которой лежит уникальная технология, не имеющая аналогов сервиса. Однако не все проекты в области медицинской помощи могут воплотиться в действительно выгодные. Это связано с высокими рисками в здравоохранении, необходимостью крупных инвестиций и трудоёмкостью медицинских услуг, значительной социальной ответственностью [4].
В данном случае под бизнес-моделью понимается особая концепция лечебно-профилактического центра, направленная, прежде всего на получение дохода, а также включающая в себя ряд ценностей, предлагаемых своим клиентам. Бизнес-модель – это не что иное, как потенциал центра, его коммерческие партнёры, взаимоотношения с потребителями и вливания, необходимые для формирования постоянного дохода. Другими словами, первоочередная задача – разработать концепцию лечебно-профилактического центра [2, 6].
Чем помогает разработка концепции? Позволяет выделить аудиторию потенциальных клиентов. Определить уровень конкуренции в данном сегменте рынка услуг. Обеспечивает получение прибыли на основе создания ценностных предложений, а также минимизирует риск и увеличивает эффективность управления центром. И самое главное – это чёткое понимание развития бизнеса в выбранном направлении [7].
Создавая бизнес-концепции, мы не только достигаем максимальной ясности стратегии, но и достигаем полного понимания собственного проекта. Попутно решаются основные задачи:
1. Детальный анализ и оценка выбранной ниши. Определение спроса и предложения, степени насыщения рынка и влияния конкуренции.
2. Проработка структуры бизнес-идеи. Важно определить и выбрать ценность, востребованную потребителями, и уникальность предлагаемой выгоды. Зная потребности клиентов, можно решить их проблемы и удовлетворить потребности, за что и платятся в итоге деньги.
3. Определение целевой аудитории и потребительских сегментов. Зная особенности деления на сегменты целевой аудитории, не сложно создать портрет идеального клиента в каждом из них и определить основные критерии, влияющие на принятие решения.
4. Позиционирование. Выделение конкурентных преимуществ, выгодно представляющих особенности продукта согласно потребностям целевой аудитории и политике конкурентов.
5. Разработка ценностного предложения: обеспечивается максимально структурированное объяснение выгод предложения; создание уникальности конкурентного предложения; а также уникальное предложение товара согласно сегментированию целевой аудитории.
6. Определение бизнес-стратегии, учитывая ориентированность на аудиторию и на продукт. Разработка стратегии онлайн-сервиса.
7. Проработка бизнес-модели. Поиск путей привлечения клиентов и рынка сбыта услуг. Определение ключевых партнёров и основных ресурсов, а также схем расходов и доходов.
8. Стратегия маркетинговых продаж. Определение общей маркетинговой стратегии.
Учитывая развитие современных рыночных отношений, целесообразно использовать такой инструмент, как бенчмаркетинг, позволяющий изучить деятельность конкурентов, с дальнейшим использованием их положительного опыта в своей работе. Основой бенчмаркетинга является реинжиниринг, а все виды бенчмаркетинга можно рассматривать как одно из направлений стратегически ориентированных маркетинговых исследований [1].
Ещё одним из эффективных методов в здравоохранении выступает концепция, называемая «бережливым производством», которая основана на неуклонном стремлении к устранению всех видов потерь. Опыт зарубежных стран подтверждает, что применение «бережного производства» в медицине позволяет:
1. Предоставить больше количество продуктов и услуг более высокого качества.
2. Повысить эффективность и максимально снизить или устранить потери.
3. Усовершенствовать обслуживание и комфортность пациентов и их повысить удовлетворённость оказанием услуг.
4. Снизить затраты.
5. Обеспечить безопасность пациента на всех этапах обслуживания [5, 10, 11].
Здравоохранение – это структура с огромными фундаментальными достоинствами и не меньшими минусами. Система здравоохранения в Российской Федерации только начинает развиваться и обновляться, в первую очередь, с системы менеджмента, что влечет за собой обновление системы в целом.
Выделяют наиболее значимые этапы формирования маркетинговых стратегий в сфере оказания медицинских услуг.
1 этап. Анализ деятельности компаний конкурентов с использованием методов PEST–анализа. Оценка влияния на деятельность центра факторов внешней среды (политического, экономического, социального и технологического).
2 этап. Использование аналитических данных деятельности конкурентов и прочих организаций для оценки возможностей и выделения плюсов и минусов собственной фирмы, с учётом затрат на маркетинговые ходы в сфере предоставляемых услуг. Для этого прекрасно подходит SWOT- анализ.
3 этап. Анализ структуры работы конкурирующих организаций. Оценка поставленных задач, организации рабочих мест и графика деятельности персонала, получаемого продукта.
4 этап. Правильность поставленной цели стратегии маркетинга в сфере оказания медицинских услуг. Необходимо расставить приоритеты.
5 этап. Выбрать целевую аудиторию, определить на какой её сегмент будет производиться ориентирование, как на потенциальных клиентов.
6 этап. Проводить регулярную оценку маркетинговой стратегии с экономической точки зрения, отмечая соответствие реальному положению дел [9].
Любой бизнес, разумеется, сопряжён с серьёзными рисками, снизить которые при создании лечебно-профилактического центра помогают высококвалифицированный персонал, использование новейших технологий и продуманное ценообразование. Именно данный бизнес может принести большую пользу для оздоровления общества и улучшает качество жизни населения [3].
Таким образом, становится очевидным, что для продуктивного решения проблемы создания бизнеса в здравоохранении и строительства новых лечебно-профилактических учреждений необходимо использовать широкий ряд современных инструментов бизнес-моделирования, как на начальных этапах проектирования, так и на всем протяжении его дальнейшего развития.