Статья:

Динамика развития государственно-частного партнерства в России

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(32)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Екимов А.С., Сазонов С.П. Динамика развития государственно-частного партнерства в России // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 11(32). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/32/37571 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Динамика развития государственно-частного партнерства в России

Екимов Алексей Сергеевич
студент, Волгоградский государственный технический университет, РФ, г. Волгоград
Сазонов Сергей Петрович
профессор, д-р. экон. наук. Волгоградский государственный технический университет, РФ, г. Волгоград

 

Взаимная деятельность государства и частного бизнеса в целях решения важнейших общественно значимых задач имеет давнюю историю не только в мире, но и в России, но наибольшие обороты государственно-частное партнерство начало лишь в последние 10–15 лет [1].

В период 2013 - 2016 гг. имел место существенный рост средних значений уровней развития институциональной среды и нормативно-правовой базы ГЧП в регионах РФ. Причиной положительной динамики является повышение интереса регионов к механизмам ГЧП, а также вступление в силу Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Важным фактом является то, что принятие закона о ГЧП и модернизирование концессионного законодательства помогло перейти на новый этап развития данной сферы, поскольку сформировало мощную базу для привлечения частного бизнеса в отрасль развития объектов инфраструктуры. Законом о ГЧП предусмотрено закрепление перечня публичной инфраструктуры, которая имеет место быть в качестве объекта соглашения о ГЧП, а также возможности софинансирования проектов из бюджетных источников и пересмотра условий в случае существенной волатильности макроэкономической конъюнктуры. [3]

Таблица 1.

Распределение количества регионов по рейтингу

Категории

Количество регионов в категории 2016г, ед.

Рейтинг

Регионы лидеры

3

100%-80%

Регионы с высоким потенциалом

11

80%-60%

Регионы со средним потенциалом

24

60%-40%

Регионы с низким потенциалом

26

40%-20%

Регионы с очень низким потенциалом

21

Менее 20%

Источник: авторский, по материалам [2]

 

Из таблицы 1 видно, что подавляющее число регионов (71) имеют рейтинг ниже 60%, что соответствует категориям регионы со средним, низким и очень низким потенциалом. Это может быть связано с относительной молодостью механизма ГЧП в России, несовершенство институциональной базы в данной сфере также оставляет негативный след на развитии. Так, к примеру:

· регламентация процедуры осуществления контроля, надзора, мониторинга и ведения реестров проектов ГЧП (концессионных соглашений) отсутствует в 59 регионах;

· наличие специализированной структуры, ответственной за сопровождение проектов ГЧП отсутствует в 36 регионах;

· определение единого органа, ответственного за подготовку и проведение конкурсного отбора частного партнера (концессионера) отсутствует в 62 регионах.

Использование не в полной мере потенциала частного сектора в развитии общественной инфраструктуры в России имеет как конъюктурные причины, так и исторические предпосылки. Однако за последние 5-6 лет, благодаря активному развитию и применению механизмов государственно частного партнерства и поддержке со стороны органов власти, финансирующих организаций и делового сообщества, ситуация начала коренным образом меняться.

Грамотное использование механизмов ГЧП имеет ряд потенциальных выгод: модернизация и развитие инфраструктуры, а также повышение эффективности управления государственным имуществом и ростом финансовой отдачи от принадлежащих государству экономических активов и что характерно, в отличии от приватизационной политики, без утраты государством права собственности на такие объекты [4].

Исходя из данных, представленных органами власти на начало 2017 года в России, 2446 инфраструктурных проектов, предусматривающих привлечение частных инвестиций на принципах государственно частного партнерства, прошли стадию принятия решения о реализации.

Стоит отметить, что распределение количества проектов и «законтрактованных» инвестиционных обязательств частных партнеров по административным уровням имеет следующий вид:

 

Рисунок 1. Распределение проектов ГЧП по административным уровням, ед.

Источник: авторский, по материалам [2]

 

На рисунке 1 видно неравномерное распределение проектов по административным уровням. Так, лидером в данном показателе является муниципальный уровень, он занимает 89,5 % от общего числа проектов, региональный и федеральный занимают в структуре 9,7% и 0,8% соответственно.

Что касается структуры финансирования, то 2183 ГЧП проектов, прошедших стадию коммерческого закрытия (подписания соглашений/договоров) имеют совокупные инвестиционные обязательства на сумму 2,040 трлн. рублей, из них 1,336 трлн. рублей (65,4 %) составляют обязательства частных партнеров. Это и не удивительно, механизм реализации ГЧП подразумевает больше финансовой отдачи от частного сектора, нежели от государственного.

 

Рисунок 2. Распределение количества проектов ГЧП в разрезе сфер инфраструктуры объема инвестиций

Источник: авторский по материалам [2]

 

Рисунок 3. Распределение объемов инвестиций по сферам, млрд. руб.

Источник: авторский, по материалам [2]

 

Исходя из информации, представленной на рисунках 2 и 3, можно сделать вывод, что коммунально-энергетическая отрасль занимает большую часть от количества проектов ГЧП (84%) при объеме финансирования 417,2 млрд. рублей, что составляет 27,5% от общего объема. Но стоит отметить, что транспортная сфера при 3% количества проектов от общего числа, располагает финансированием на общую сумму 845,7 млрд. руб. – это 55,6% от общего объема. Такое соотношение количества проектов к сумме финансирования связано с тем, что транспортная сфера подразумевает строительство инфраструктурных объектов, характеризующиеся долговечностью и большими объемами работы, и как следствие крупным финансированием. Например: дорожные объекты (мосты, магистрали, железные дороги), транспортные узлы(аэропорты, вокзалы, причалы).

Что касается коммунально – энергетической сферы, то большое количество проектов связано с тем, что данная область долгое время находилась в собственности государства и в условиях кризисной обстановки не обновлялась, а так как данная сфера является жизненно важной, в условиях развития ГЧП реализация такого количества проектов просто необходима. Примерами объектов модернизирующихся в рамках данной сферы являются: водопровод, очистные сооружения, тепловые сети, газоснабжение и т. д.

Темпы развития рынка проектов ГЧП в 2016 году по сравнению с 2015 годом в количественном выражении соответствуют прогнозам, сделанным в начале 2016 года экспертами Центра развития ГЧП (фактический CAGR = 124,5% против прогнозного – 130%) (учитывались проекты, прошедшие стадию коммерческого закрытия).

По итогам 2016 года также наблюдался рост объемов инвестиций на рынке проектов ГЧП. Удалось преодолеть негативный тренд 2015 года по отрицательной динамике привлечения частных инвестиций в инфраструктурные проекты. С осторожностью можно подытожить, что преодолены негативные факторы посткризисного периода, оказывавших влияние на рынок проектов ГЧП в 2015 году.

В 2016 году в рамках проектов ГЧП было «законтрактовано» инвестиционных обязательств частных партнеров на сумму почти в полтора раза больше, чем в 2015 году и практически в два раза больше, чем в 2014.

 

Рисунок 4. Динамика роста количества проектов ГЧП, ед.

Источник: авторский, по материалам [2]

 

В последние несколько лет механизм ГЧП нашел свое развитие в Российской Федерации и по итогам 2016 года наблюдается рост основных показателей ГЧП по сравнению с предыдущими годами. Так, количество проектов ГЧП в 2016 году увеличилось на 150% по сравнению с 15-ым годом, что говорит о росте интереса, как государства, так и бизнеса к механизму ГЧП.

 

Рисунок 5. Динамика объемов инвестиций, млрд. руб.

Источник: авторский, по материалам [2]

 

Вышеуказанное утверждение подтверждается также ростом частных инвестиций – 408,1 млрд. руб. в 2015 году, против 1335,14 млрд. руб. в 2016 (увеличение на 227%).

Таким образом, на основе представленных данных можно отметить, позитивную динамику развития ГЧП в России, которая характеризуется следующими факторами:

·      бурный рост количества проектов;

·      увеличение объемов инвестирования;

·      развитие законодательства

·      повышенный интерес органов власти

 

Список литературы:
1. Алпатов А. А., Пушкин А. В., Джапаридзе Р. М. Государственно частное партнерство: Механизмы реализации: учебное пособие. — М.: Альпина Паблишерз, 2013. — 196 с.
2. Ассоциация «Центр развития ГЧП», Государственно-частное партнерство в России 2016–2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов: исследование. – М.: Центр развития ГЧП, 2016. – 32 с.
3. Гусева М. С., Пугачев Д. В. Текущее состояние и тренды развития рынка проектов государственно-частного партнерства в РФ и Самарской области // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. - 2017. Т.2, вып. 6. – С. 32-48.
4. Сазонов С.П., Бухвальд Е.М., Мордвинцев А. И. Региональные институты развития и усиление роли регионов в инновационной модернизации экономики России. // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2013. Т.1, вып. 22. - С.179-185.