Статья:

КРУГЛЫЙ СТОЛ «МОЖНО ЛИ СФОРМИРОВАТЬ СОЦИАЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ?»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(320)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Вахрушева В.А. КРУГЛЫЙ СТОЛ «МОЖНО ЛИ СФОРМИРОВАТЬ СОЦИАЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ?» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 11(320). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/320/160088 (дата обращения: 14.05.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КРУГЛЫЙ СТОЛ «МОЖНО ЛИ СФОРМИРОВАТЬ СОЦИАЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ?»

Вахрушева Виолетта Андреевна
студент, Алтайский государственный педагогический университет, РФ, г. Барнаул

 

- Добрый день. Сегодня мы проводим круглый стол, чтобы обсудить проблему формирования социальной активности личности младшего школьника. Она всегда была прямо или косвенно в центре внимания философов, педагогов, психологов и социологов. Задумывались ли вы когда-нибудь, Можно ли сформировать социальную активность у младших школьников?

- процесс формирования социальной активности младших школьников строится на принципах: включенности учащихся в реальные социально значимые отношения; организации и функционирования развивающей среды, с учетом психосоциальных и личностных особенностей учащихся;

- осуществляется поэтапное формирование отношения учащихся к себе как субъекту общественной деятельности, основанное на комплексной диагностике социальной активности; обогащается совместная деятельность младших школьников посредством постоянного усложнения всех ее структурных компонентов,  создания общественно ценного продукта, обеспечивающих повышение личностной значимости каждого учащегося и возникновение атмосферы эмоционального принятия;

- активизируются субъект-субъектные взаимодействия детей в ходе воспитательно-образовательного процесса, способствующие созданию социальной направленности общения младших школьников.

- Наш круглый стол осуществляется при информационной поддержке телерадиокомпании МБОУ СОШ №135.

- По итогам круглого стола будет издан буклет – рекомендация. К участию в нашем мероприятии приглашены эксперты:

Дмитрий Юрьевич — заместитель директора по внеурочной внеклассной воспитательной работе, координатор круглого стола.

Алёна Алексеевна — педагог-психолог.

Наталья Леонидовна — социальный педагог .

Виолетта Андреевна- редактор, идейный вдохновитель школьных проектов.

Представляем Участников круглого стола, это: педагоги, которых интересует тема социальной активности младших школьников

В программе круглого стола:

  • вступительное слово модераторов;
  • представление участников;
  • обсуждение, ответы на вопросы;
  • выполнение заданий;
  • показ и обсуждение видеороликов «Акция добрых дел в школе»
  • изготовление авторских буклетов-рекомендаций;
  • высказывания мнений и пожеланий .

- Перед тем, как мы перейдем к обсуждению вопросов, мы познакомимся
с правилами ведения круглого стола и регламентом:

1 правило: Соблюдать принцип доброжелательного отношения к собеседнику.

2 правило: Когда один говорит – другой должен слушать.

3 правило: Обсуждать мнение, а не личность выступающего.

4 правило: Говорить нужно от своего имени и свое мнение.

5 правило: Соблюдать регламент выступающего - не более 2 минут.

Ведущий:

Для правильного формирования социального развития школьника нужно уделить особое внимание мотивам, которые стимулируют его к достижению успехов:

  • социальные – стремление ученика получить одобрение, позитивно окрашенное внимание со стороны преподавателя и родителей; желание заслужить авторитет среди одноклассников;
  • учебные – выполнение достаточно сложных, но в то же время посильных упражнений не только расширяет кругозор и улучшает интеллектуальную базу, но и дает ученику чувство удовлетворения, укрепляет веру в собственные силы.

-Предоставляем слово педагогу-психологу. Она скажет нам о статистике сформированности социальной активности у учащихся 3-х классов.

- Специалисты сегодня говорят о том, что развитие социальных компетенций младших школьников – это в первую очередь развитие полноценной социальной активности школьников. Она состоит из нескольких компонентов, то есть направлений деятельности:

  • трудовой (ответственное отношение к учебе как к своей работе; полезный труд дома и в школе; соблюдение рабочей атмосферы, дисциплины на занятиях),
  • общественной (участие в классных или школьных объединениях, выполнение общественных поручений),
  • умственной (хороший уровень усвоения знаний в соответствии с возрастом и школьной программой),
  • двигательной (естественная для детей потребность в физической нагрузке),
  • познавательной (жажда знаний и стремление к экспериментам, открытиям; поиск новых задач и решений, способность творчески подойти к процессу и предложить нестандартное решение),
  • нравственной (дружелюбное отношение к окружающим, готовность помочь тому, кто в этом нуждается; бережное отношение к общественному имуществу и к природе).

- Разговор про социальную активность всегда очень интересный, поэтому мы разделим всех участников на две команды и продолжим разговор. По способу проявления социальная активность может быть двух видов:

  • внутренняя – саморазвитие. Эта работа может быть долгой и кропотливой, но внешне незаметной, и результаты ее бывают видны не сразу. Но именно она служит основой формирования мотивации для любых поступков;
  • внешняя – фактически выполненные действия. И в этом заключается непосредственное взаимодействие с окружающим миром. Но каждое действие обусловлено именно внутренними побуждениями.

Для гармоничного развития социальных навыков у школьников необходимо максимально уделять внимание сразу нескольким направлениям.

- В каждой команде есть человек, который выступает с общекомандным решением, то есть озвучивает ответ команды. Это спикер. Приглашаем спикеров к столу. В центре стола стоит ваза с предложенными ситуациями; предлагаю по очереди достать листочек и, зачитать вслух, далее вы обсуждаете со своей командой. На подготовку дается время- 3 минуты. После чего спикер комментирует предложенную ситуацию.

ВОПРОСЫ

Представляем вашему вниманию класс, в котором доверительные отношения между детьми и учителем. В классе успешно формируется социальная активность учащихся. Вопрос:

  1. Почему?
  2. Как педагогу удалось мотивировать класс, в котором до этого были различные проблемы?
  3. Зачем это нужно делать?
  4. Какие методы наиболее продуктивны?

- Зачитайте, пожалуйста, свои вопросы.

- Готовьтесь.

- Время подходит к концу. Мы готовы слушать спикеров команд (приглашают к микрофону). Одна команда отвечает, другая дополняет.

Условия формирования социальных навыков у младшеклассников:

  • доброжелательная атмосфера в классе,
  • вовлечение каждого ученика в учебную деятельность и общественную жизнь класса;
  • регулярная диагностика достигнутого уровня социального развития, отслеживание динамики и внесение необходимых корректировок в учебный и воспитательный процесс.

Чтобы активизировать социальное развитие школьников, важно вовлекать их в жизнь класса и во внеурочную деятельность.

Подходящие варианты:

  • классные часы,
  • беседы общие и индивидуальные, дискуссии между учениками,
  • чтение книг и просмотр фильмов, содержащих нравственную проблему, с последующим обсуждением,
  • «бюро добрых дел»,
  • экскурсии, в том числе краеведческие,
  • субботники, экологические мероприятия,
  • однодневные походы,
  • выпуск классной стенгазеты,
  • организация выставок,
  • подготовка классных мероприятий к праздникам (Новый год, 23 Февраля, 8 Марта, День Победы и т. д.),
  • интеллектуальные, творческие и спортивные конкурсы,
  • концертные номера и театрализованные постановки – выступать с ними можно не только перед одноклассниками, но и перед учениками из других классов,
  • шефство над детским домом или ветеранами.

- Спасибо командам за ответы. Просим экспертов прокоментировать услышанное, насколько правильно и полно даны ответы. Слово предоставляется социальному педагогу.

- Услышали экспертное заключение. А теперь все внимание на экран: (видеоролик «Акция добрых дел»), смотрим видеоматериал.

- Уважаемые коллеги! Вы просмотрели видеоролик «Акция добрых дел», в котором можно наблюдать сформированность социальной активности детей 3 класса. Мы предлагаем изготовить авторские буклеты-рекомендации для учителей начальных классов. Для этого перед вами лежат листы бумаги и фломастеры.

- Что необходимо для создания буклета?

1.Решите, что вы хотите сказать в своём буклете: определите основную идею, содержание,

структуру.

2. Определите целевую аудиторию. Для кого создаётся буклет и кто будет его читать?

3. Подберите материал для содержательной части буклета. Проиллюстрируйте информацию рисунками, схемами.

4. Продумайте оформление буклета.

5. Создайте шаблон буклета, подберите фон.

6. Поместите имеющуюся информацию и иллюстрации.

7. Внимательно проверьте, содержит ли буклет какие-то ошибки.

8. Не забудьте подписать буклет.

- Спикеров приглашаем на презентацию своих буклетов.

- Итак, резюмируем итог нашего сегодняшнего «круглого стола». Сегодня каждый педагог должен четко понимать, что наибольшую роль (помимо мам и пап) в социальном становлении младшеклассников играет классный руководитель. Его мировоззрение, жизненная позиция, характер, темперамент и личностные особенности, отношение к ученикам настолько важны для социального формирования его подопечных, что очень часто можно заметить: детские коллективы в начальной школе сильно отличаются у разных педагогов. Точно так же различаются и методы, которые они используют для социального развития младших школьников.

- Слово предоставляется заместителю директора по внеурочной внеклассной воспитательной работе

( Высказывания мнений и пожеланий)

- Каждый из нас понимает, что проявление социальной активности у младших школьников имеет свою специфику, обусловленную начальным этапом вхождения детей в новую систему отношений с действительностью. Ранние школьные годы - именно тот период, когда закладывается направленность личности, её интересы, склонности. Важнейшей теоретико-методологической основой выделения состава социальной активности школьников данного возраста является понятие о ценностных ориентациях личности, где под ценностью понимается исходный и необходимый психологический механизм, обусловливающий стремление, направленность человека к максимальной самореализации в той или иной сфере. На это ориентирован новый стандарт образования, соответствие требованиям которого приводит к быстрому формированию различных качеств личности, необходимых для успешного выполнения новых учебных обязанностей и социализации личности младшего школьника. В контексте последней большую роль играют не только познавательные, но и социально значимые мотивы учения, выражающиеся через потребность в общении и взаимодействии, как главной составляющей социальной активности учащихся младшего школьного возраста. В общении младший школьник познаёт не только других, но и себя, овладевает опытом основ социальной жизни. Социальные мотивы обеспечивают прочную основу коллективизма, ответственности за общее дело, гражданственности, самостоятельности - тех качеств личности, которые закладываются именно в младшем школьном возрасте.

-Желаем всем мира, любви и согласия!

- Благодарим всех участников круглого стола «Можно ли сформировать социальную активность у младших школьников?»

Просим оставить отзыв о сегодняшнем мероприятии, написать свое мнение или пожелание, приклеить его на рефлексивное дерево.

- До свидания!

 

Список литературы:
1. Купрейченко, А. Б. Проблема определения и оценки социальной активности. Психология индивидуальности / А. Б. Купрейченко. – Москва: Логос. – 2012. – 214 с.