ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ КАК РЕСУРС ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ: ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(320)
Рубрика: Психология

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(320)
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ КАК РЕСУРС ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ: ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ
Психологическое благополучие является важным аспектом общего состояния личности, обеспечивающим гармоничное развитие и успешную адаптацию в социальной среде. В современной психологии этот феномен рассматривается как многокомпонентное состояние, включающее эмоциональное, когнитивное и поведенческое благополучие [2, 6]. Высокий уровень психологического благополучия способствует формированию устойчивой идентичности, развитию навыков саморегуляции и способности справляться со стрессом [3, 5]. В условиях стремительно меняющейся социальной среды, насыщенной информационными и цифровыми технологиями, вопрос психологического благополучия становится особенно актуальным [1]. Подростковый возраст характеризуется значительными изменениями в личностной сфере, что делает его уязвимым периодом с точки зрения возникновения психологических трудностей [4]. В этом возрасте у человека формируются базовые социальные навыки, вырабатываются механизмы совладания со стрессом, развиваются навыки принятия решений и формирования собственной идентичности. В связи с этим изучение возможностей развития психологического благополучия подростков представляет собой важную научную задачу.
Целью настоящего исследования являлось изучение возможностей повышения психологического благополучия старших подростков как ресурса их психологического здоровья. Гипотеза исследования предполагала, что реализация программы, направленной на развитие психологического благополучия, приведет к позитивным изменениям в психологическом здоровье подростков.
Исследование проводилось на базе средней школы №2 города Благовещенска. В исследовании приняли участие 26 подростков в возрасте 15–17 лет, разделенных на экспериментальную и контрольную группы. В качестве методического инструментария использовались методика диагностики субъективного благополучия личности (Шамионов, Бескова) и опросник «Спектр психологического здоровья» (MHC) Киза (адаптация Осин, Леонтьев).
Первый срез, проведенный до коррекционной работы, показал, что у большинства подростков уровень психологического благополучия находился на среднем уровне. Однако значительная часть испытуемых демонстрировала низкие показатели эмоционального и эго-благополучия, а также социально-нормативного благополучия. Анализ психологического здоровья показал, что многие подростки испытывали трудности в социальном взаимодействии, имели сниженный уровень удовлетворенности жизнью и не всегда успешно справлялись с эмоциональными проблемами.
После реализации коррекционной программы, направленной на повышение осознанности, самопринятия, развитие коммуникативных навыков и управление стрессом, был проведен заключительный срез. Результаты показали статистически значимые положительные изменения в экспериментальной группе. В частности, наблюдалось увеличение уровня эмоционального благополучия, повышение удовлетворенности жизнью, снижение показателей тревожности и улучшение способности к саморегуляции. В контрольной группе значительных изменений выявлено не было, что подтверждает эффективность предложенной программы.
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что целенаправленное развитие психологического благополучия способствует улучшению психологического здоровья старших подростков. Программа психокоррекционной работы показала свою эффективность в повышении уровня самопринятия, осознанности и удовлетворенности жизнью. Дальнейшие исследования в данной области могут быть направлены на изучение долгосрочного влияния подобных программ, а также на адаптацию методов работы с подростками в зависимости от индивидуальных и социально-культурных факторов.
