Статья:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР РИСКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(321)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Досжанов Ф.С. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР РИСКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 12(321). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/321/171193 (дата обращения: 17.08.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР РИСКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Досжанов Фёдор Сергеевич
студент, Тульский государственный педагогический университет, РФ, г. Тула
Овчинников Дмитрий Анатольевич
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Тульский государственный педагогический университет, РФ, г. Тула

 

Современные условия социализации детей младшего школьного возраста отличаются высокой динамичностью и неоднородностью, что создает дополнительную нагрузку на эмоциональную и поведенческую сферу ребёнка. В этом возрасте формируется представление о себе, складывается самооценка, развивается отношение к социальной среде, что в совокупности делает детей уязвимыми к влиянию негативных факторов. Учитывая возрастные особенности и психологическую неустойчивость младших школьников, именно в этом периоде можно обнаружить предпосылки к формированию девиантного поведения, требующие своевременного педагогического и социального вмешательства.

Младший школьный возраст является переходным периодом, характеризующимся изменением ведущей деятельности, расширением социальных контактов, а также новыми требованиями со стороны взрослых и общества. Ребёнок осваивает роль ученика, подчиняется школьной дисциплине и устанавливает устойчивые контакты со сверстниками. В этих условиях начинает формироваться Я-концепция — система представлений о себе, определяющая внутреннюю мотивацию и самовосприятие. Как отмечает Л.И. Божович, самооценка младших школьников, находясь на начальной стадии развития, подвержена сильному влиянию оценок взрослых, в первую очередь учителя, а также мнения сверстников [4, с. 124]. Это делает ребёнка зависимым от внешней обратной связи и восприимчивым к социальным разочарованиям, что в случае постоянных неудач может привести к нарушению эмоционального состояния и появлению первых признаков девиантных реакций.

Низкая или неустойчивая самооценка у детей младшего школьного возраста может стать одной из причин формирования деструктивного поведения. В ситуации, когда ребёнок не справляется с учебной нагрузкой, сталкивается с непониманием в семье или школе, он может прибегать к протестным формам поведения как способу самозащиты или привлечения внимания. Исследования показывают, что такие проявления нередко возникают у детей, находящихся в эмоционально неблагополучной среде, либо в условиях педагогической запущенности [3, с. 29].

Существенным фактором риска в этом возрасте становится недостаточная сформированность волевой сферы. Дети младшего школьного возраста характеризуются преобладанием эмоциональной и импульсивной реактивности над сознательной регуляцией поведения. Как отмечает О.А. Лосева, в этом возрасте поведенческие проявления ещё неустойчивы и подвержены ситуативным влияниям, особенно в случае дефицита внимания со стороны родителей или педагогов [1, с. 92]. Отсутствие устойчивых норм поведения и навыков самоконтроля в совокупности с отрицательной оценкой среды может стать причиной отказа от соблюдения социальных норм и проявления агрессивности или замкнутости.

Важную роль в формировании девиантного поведения играют также межличностные отношения в детском коллективе. Признание и принятие со стороны сверстников является значимым компонентом психологического комфорта ребёнка. Дети, сталкивающиеся с отвержением или насмешками, склонны к социальной изоляции или к попыткам утвердиться через нарушение норм, демонстративное поведение, агрессию. В этом контексте чрезвычайно важна роль школы как среды, способной не только формировать учебную мотивацию, но и предупреждать психологическое напряжение и социальную фрустрацию учащихся [2, с. 53].

Необходимо отметить, что формирование девиантных установок у детей младшего школьного возраста не является следствием исключительно внутренней предрасположенности. Ключевое значение имеют внешние условия, среди которых особое место занимает семья. Отсутствие эмоционального контакта с родителями, авторитарные или, наоборот, гиперопекающие стили воспитания, внутрисемейные конфликты, а также недостаточное внимание к психологическому состоянию ребёнка создают предпосылки для нарушения его социализации [4, с. 38].

Таким образом, младший школьный возраст представляет собой период, в котором наиболее ярко проявляется зависимость эмоционального состояния и поведенческих установок ребёнка от внешней среды. Формирование самооценки, Я-концепции, навыков взаимодействия с окружающими, умения справляться с трудностями — всё это требует деликатного и внимательного сопровождения со стороны взрослых. Своевременное выявление риска отклоняющегося поведения, понимание индивидуальных особенностей детей и создание благоприятных социальных условий могут стать важнейшими средствами профилактики девиантного поведения на раннем этапе развития личности.

 

Список литературы:
1. Лосева Ольга Алексеевна Девиантное поведение младших школьников как психолого-педагогическая проблема // НИР/S&R. 2021. №3 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deviantnoe-povedenie-mladshih-shkolnikov-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 04.03.2025).
2. Ильина Ольга Васильевна Причины совершения несовершеннолетними правонарушений // Наука. Общество. Государство. 2020. №1 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-soversheniya-nesovershennoletnimi-pravonarusheniy (дата обращения: 04.03.2025). 
3. Ветошкин, С. А.  Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : учебное пособие для вузов / С. А. Ветошкин. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 242 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11171-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541916 (дата обращения: 10.03.2025)
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2008. — 400 с. — (Мастера психологии). — ISBN 978-5-91180-846-4.