Статья:

ПРОБЛЕМА ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ В ПЕДАГОГИКЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(321)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Воротынцева Е.В. ПРОБЛЕМА ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ В ПЕДАГОГИКЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 12(321). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/321/171217 (дата обращения: 17.06.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМА ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ В ПЕДАГОГИКЕ

Воротынцева Елена Викторовна
студент, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, РФ, г. Калининград
Якименко Валентина Анатольевна
научный руководитель, канд. пед. наук, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, РФ, г. Калининград

 

THE PROBLEM OF LITERARY DEVELOPMENT IN PEDAGOGY

 

Elena Vorotyntseva

Student, Immanuel Kant Baltic Federal University, Russia, Kaliningrad

Anatolyevna Valentina

Scientific supervisor, PhD, Immanuel Kant Baltic Federal University, Russia, Kaliningrad

 

Аннотация. Статья посвящена актуальной теме, связанной с литературным развитием детей старшего дошкольного возраста. Автором рассмотрена проблема литературного развития в историческом контексте, а также существующие определения «литературного развития».

Abstract. The article is devoted to an urgent topic related to the literary development of older preschool children. The author examines the problem of literary development in a historical context, as well as the existing definitions of "literary development".

 

Ключевые слова: литературное развитие, читательское развитие, читательская компетентность.

Keywords: literary development, reading development, reading competence.

 

В современном обществе детской книге противостоит не только компьютерная техника, которая практически полностью заменила «общение» с книгой. Но и рост «массовой литературы», в том числе и детской, отличительной чертой которой является ориентация на читателя невзыскательного, ожидающего от печатной продукции лишь развлечения. Многие образцы такой продукции зачастую затрагивают лишь поверхностный, примитивный уровень эмоций ребенка, почти не требуют от него особых усилий для восприятия, не способны вызвать полноценные художественные образы. В такой ситуации поддержка и развитие детского чтения рассматривается как приоритетное направление в культурной и образовательной политике Российской Федерации, что отражается в «Стратегии государственной культурной политики до 2030 года в субъектах Российской Федерации» [13].

Интерес и внимание к литературному развитию детей дошкольного возраста имеет глубокие исторические корни. Первым обозначил роль чтения в образовании и воспитании ребенка К.Д. Ушинский в своем письме в провинцию «Воскресные школы» [19, с. 12]. Последовательницами идеи К.Д. Ушинского о назначении чтения для детей, его роли в развитии и воспитании можно назвать Е.Н. Водовозову и М.Х. Свентицкую [1, 14].

В ХХ в. данная проблематика подвергается более глубокому осмыслению. В частности, в центре внимания Е.А. Флёриной, О. И.  Никифоровой, Л.М. Гурович и других ученых становятся вопросы специфики восприятия художественного произведения детьми дошкольного возраста [21, 10, 5]; интерес детей к книге и к чтению изучается Е.И. Тихеевой, Е.А. Флёриной, Р.И. Жуковской [8, 21, 6]. В ХХI вв. изучалось понимание детьми выразительных средств литературы О.С. Ушаковой, О.Н. Сомковой и другими [18, 16]; основы литературного образования в своих работах освещала Воюшина [2]. В начале 2020-х гг. некоторые исследователи заинтересовались читательской компетентностью дошкольников [15]. Следует также отметить исследования З.А. Гриценко, Т.А. Новиковой, посвященные вопросу читательского развития детей [4, 11]. Появление нового направления в изучении роли детского чтения было обусловлено исследованиями психологов Л.С. Выготским и Б.М. Тепловым, которые выявили общие закономерности и психологические особенности восприятия литературного произведения ребенком, установлена связь между восприятием книги и игрой [3, 17]. Психологические исследования предопределили появление такого направления исследования, как литературное развитие и образование дошкольников как часть системы художественного образования в детском саду.

В настоящее время процесс дошкольного образования претерпевает значительные изменения. Предъявляются новые требования к организации работы педагога, условиям реализации образовательной программы. В связи с этим на современном этапе, планируя работу с ребенком, необходимо, с одной стороны, учитывать все изменения, связанные с процессом реформирования образования, с другой, как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Посредством книг ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать события, происходящие в нем, приобщается к нравственным и культурным ценностям. Обратимся к понятию «литературное развитие». Вопрос литературного развития детей оказался в зоне внимания таких ученых, как Н.Д. Молдавская, А.Г. Ковалев, О.В. Акулова, О.Н. Сомкова, А.Г. Гогоберидзе, Л.А. Левин, Т.И. Бабаева [9, 7, 15, 20].

В своей диссертации М.П. Воюшина определяет литературное развитие детей как «двусторонний процесс, направленный на формирование читателя, способного полноценно воспринимать художественное произведение, и на развитие литературного творчества, способности адекватно выразить себя в слове» [2].

Под литературным развитием Н.Г. Пантелеева как приобретение определённых навыков, «овладение дошкольником всеми богатствами родного языка при выражении своих мыслей и чувств, которые он заимствует из чтения детской литературы, культурой общения, умением вступать в контакт и вести диалог со взрослыми и сверстниками, пользоваться речевым этикетом» [12].

Исследователь С.Д. Томилова интерпретирует литературное развитие дошкольника как «процесс, направленный на формирование личности, обладающей определенным читательским опытом, отличающейся развитым интересом к чтению, не только умеющей воспринимать и понимать художественное произведение в соответствии с возрастными возможностями, но и способной к самовыражению в разных видах читательской (при восприятии и понимании произведения) и художественно-речевой деятельности (в процессе интерпретации произведения, воспроизведения его, выразительного исполнения, пересказа, инсценирования, произведения и других)» [17].

Таким образом, литературное развитие детей старшего дошкольного возраста остается актуальным направлением педагогических исследований.  

 

Список литературы:
1. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста: Кн. Для воспитателей / [Соч.] Е.Н. Водовозовой. — 4-е изд., соверш. Перераб. — СПб: скл. Книг у автора, 1891. — XVI, 392 с.
2. Воюшина М.П. Методические основы начального этапа литературного образования: дис. доктор педагогических наук: 13.00.02. – СПб., 1999.
3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1982. — 504 с, ил. — (Акад. пед. наук СССР).
4. Гриценко З.А. Литературное образование дошкольников: учебник для студ. учреждений высш. Проф. образования. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2014 — 352 с. — (Сер. Бакалавриат).
5. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И. Ознакомление с художественной литературой. Занятия для дошкольников. – «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2022. – 48 с.
6. Жуковская Р.И. Роль картинки в воспитании ребенка дошкольного возраста. – М.: Учпедгиз, 1954. – 42 с.
7. Ковалев А. Г. Психология литературного творчества / Ленингр. ордена Ленина гос. ун-т им. А. А. Жданова. - Ленинград: изд-во Ленингр. ун-та, 1960. - 136 с.
8. Куманова Н.А. Речевое воспитание детей дошкольного возраста в педагогических взглядах Е. И. Тихеевой // Проблемы педагогики. 2017. №6 (29). 
9. Молдавская Н.Д. Литературное развитие младших школьников в процессе обучения: теоретические вопросы: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02. – М., 1974.
10. Никифорова О. И. Восприятие художественной литературы школьниками [Текст]. - Москва : Учпедгиз, 1959. - 206 с.; 21 см.
11. Новикова Т.А. Детская библиотека как центр читательского развития детей дошкольного возраста: теоретические вопросы: дис. доктор педагогических наук: 05.25.03. – М., 2010.
12. Пантелеева Н.Г. Приобщение дошкольников к литературному искусству как одно из условий реализации ФГОС дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – №8. – С.52–61.
13. Постановление СФ ФС РФ от 01.02.2017 N 20-СФ
«О реализации стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года в субъектах Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://duma.consultant.ru/documents/3715732.
14. Свентицкая М.Х. Детский сад М. Х. Свентицкой: краткие сведения и планы занятий. — М.: Тип. О.Л. Сомовой, 1912. — 10, [1] с.: 25 см.
15. Солнцева О.В., Езопова С.А., Каганец С.В. Феноменология читательской компетентности детей старшего дошкольного возраста // Современ­ное дошкольное образование. – 2023. – №5(119).
16. Сомкова О. Н. Образовательная область «Речевое развитие». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / Сомкова О. Н.; ред. А. Г. Гогоберидзе. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 — 160 с.
17. Томилова С.Д. Теоретические и практические аспекты проблемы литературного развития ребенка дошкольного возраста // Филологическое образование в период детства. – 2018. – №25. – С.142-149.
18. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. 2-е изд., дополн. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 288 с. – (Развиваем речь). 
19. Ушинский К.Д. Воскресные школы: Письмо в провинцию К. Ушинского. — Санкт-Петербург: тип. И. Огризко, 1861. — [2], 25 с.
20. Фишер В.Я., Кухар М.А. Литературное развитие детей дошкольного возраста в условиях обновленного образования // Вестник ТГПУ. 2014. №11 (152).
21. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. – М.,1961.