ПРОБЛЕМА ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ В ПЕДАГОГИКЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(321)
Рубрика: Педагогика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №12(321)
ПРОБЛЕМА ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ В ПЕДАГОГИКЕ
THE PROBLEM OF LITERARY DEVELOPMENT IN PEDAGOGY
Elena Vorotyntseva
Student, Immanuel Kant Baltic Federal University, Russia, Kaliningrad
Anatolyevna Valentina
Scientific supervisor, PhD, Immanuel Kant Baltic Federal University, Russia, Kaliningrad
Аннотация. Статья посвящена актуальной теме, связанной с литературным развитием детей старшего дошкольного возраста. Автором рассмотрена проблема литературного развития в историческом контексте, а также существующие определения «литературного развития».
Abstract. The article is devoted to an urgent topic related to the literary development of older preschool children. The author examines the problem of literary development in a historical context, as well as the existing definitions of "literary development".
Ключевые слова: литературное развитие, читательское развитие, читательская компетентность.
Keywords: literary development, reading development, reading competence.
В современном обществе детской книге противостоит не только компьютерная техника, которая практически полностью заменила «общение» с книгой. Но и рост «массовой литературы», в том числе и детской, отличительной чертой которой является ориентация на читателя невзыскательного, ожидающего от печатной продукции лишь развлечения. Многие образцы такой продукции зачастую затрагивают лишь поверхностный, примитивный уровень эмоций ребенка, почти не требуют от него особых усилий для восприятия, не способны вызвать полноценные художественные образы. В такой ситуации поддержка и развитие детского чтения рассматривается как приоритетное направление в культурной и образовательной политике Российской Федерации, что отражается в «Стратегии государственной культурной политики до 2030 года в субъектах Российской Федерации» [13].
Интерес и внимание к литературному развитию детей дошкольного возраста имеет глубокие исторические корни. Первым обозначил роль чтения в образовании и воспитании ребенка К.Д. Ушинский в своем письме в провинцию «Воскресные школы» [19, с. 12]. Последовательницами идеи К.Д. Ушинского о назначении чтения для детей, его роли в развитии и воспитании можно назвать Е.Н. Водовозову и М.Х. Свентицкую [1, 14].
В ХХ в. данная проблематика подвергается более глубокому осмыслению. В частности, в центре внимания Е.А. Флёриной, О. И. Никифоровой, Л.М. Гурович и других ученых становятся вопросы специфики восприятия художественного произведения детьми дошкольного возраста [21, 10, 5]; интерес детей к книге и к чтению изучается Е.И. Тихеевой, Е.А. Флёриной, Р.И. Жуковской [8, 21, 6]. В ХХI вв. изучалось понимание детьми выразительных средств литературы О.С. Ушаковой, О.Н. Сомковой и другими [18, 16]; основы литературного образования в своих работах освещала Воюшина [2]. В начале 2020-х гг. некоторые исследователи заинтересовались читательской компетентностью дошкольников [15]. Следует также отметить исследования З.А. Гриценко, Т.А. Новиковой, посвященные вопросу читательского развития детей [4, 11]. Появление нового направления в изучении роли детского чтения было обусловлено исследованиями психологов Л.С. Выготским и Б.М. Тепловым, которые выявили общие закономерности и психологические особенности восприятия литературного произведения ребенком, установлена связь между восприятием книги и игрой [3, 17]. Психологические исследования предопределили появление такого направления исследования, как литературное развитие и образование дошкольников как часть системы художественного образования в детском саду.
В настоящее время процесс дошкольного образования претерпевает значительные изменения. Предъявляются новые требования к организации работы педагога, условиям реализации образовательной программы. В связи с этим на современном этапе, планируя работу с ребенком, необходимо, с одной стороны, учитывать все изменения, связанные с процессом реформирования образования, с другой, как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Посредством книг ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать события, происходящие в нем, приобщается к нравственным и культурным ценностям. Обратимся к понятию «литературное развитие». Вопрос литературного развития детей оказался в зоне внимания таких ученых, как Н.Д. Молдавская, А.Г. Ковалев, О.В. Акулова, О.Н. Сомкова, А.Г. Гогоберидзе, Л.А. Левин, Т.И. Бабаева [9, 7, 15, 20].
В своей диссертации М.П. Воюшина определяет литературное развитие детей как «двусторонний процесс, направленный на формирование читателя, способного полноценно воспринимать художественное произведение, и на развитие литературного творчества, способности адекватно выразить себя в слове» [2].
Под литературным развитием Н.Г. Пантелеева как приобретение определённых навыков, «овладение дошкольником всеми богатствами родного языка при выражении своих мыслей и чувств, которые он заимствует из чтения детской литературы, культурой общения, умением вступать в контакт и вести диалог со взрослыми и сверстниками, пользоваться речевым этикетом» [12].
Исследователь С.Д. Томилова интерпретирует литературное развитие дошкольника как «процесс, направленный на формирование личности, обладающей определенным читательским опытом, отличающейся развитым интересом к чтению, не только умеющей воспринимать и понимать художественное произведение в соответствии с возрастными возможностями, но и способной к самовыражению в разных видах читательской (при восприятии и понимании произведения) и художественно-речевой деятельности (в процессе интерпретации произведения, воспроизведения его, выразительного исполнения, пересказа, инсценирования, произведения и других)» [17].
Таким образом, литературное развитие детей старшего дошкольного возраста остается актуальным направлением педагогических исследований.
