Статья:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(322)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Лопатина В.В. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 13(322). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/322/171515 (дата обращения: 17.06.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Лопатина Валерия Владимировна
студент, Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы При Президенте РФ, РФ, г. Москва
Кудрявицкая Татьяна Сергеевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент кафедры ОТК ИПиНБ, Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы При Президенте РФ, РФ, г. Москва

 

Аннотация. В статье рассматриваются меры, предпринимаемые таможенными органами России, включая развитие Таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), применение механизма параллельного импорта, а также усиление постконтрольных мероприятий и процедур приостановления выпуска товаров. Необходим комплексный подход, направленный на повышение эффективности борьбы с правонарушениями и защиту интересов правообладателей в современных экономических условиях.

Abstract. The article discusses the measures taken by the Russian customs authorities, including the development of the Customs Register of Intellectual Property Objects (TROIS), the use of a parallel import mechanism, as well as strengthening post-control measures and procedures for suspending the release of goods. A comprehensive approach is needed to improve the effectiveness of combating offenses and protect the interests of copyright holders in modern economic conditions.

 

Ключевые слова: таможенный контроль, интеллектуальная собственность, импортозамещение, контрафакт, механизм, защита, таможня.

Keywords: customs control, intellectual property, import substitution, counterfeit, mechanism, protection, customs.

 

Сегодня поднимаются несколько актуальных и взаимосвязанных тем, связанных с внедрением стандартов клиентоцентричности в деятельность таможенных органов России.

«Также отмечается с влиянием внешнеэкономических факторов на внутреннюю экономику страны — в частности, на сферу интеллектуальной собственности и вопросы критического импорта» [4]. Особое внимание уделяется решениям руководства Федеральной таможенной службы России, направленным на повышение качества предоставления государственных услуг, в том числе в рамках ведения Таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности. Данная инициатива предполагает не только упрощение процедур, но и повышение уровня доверия со стороны пользователей указанных услуг.

Кроме того, рассматривается понятие интеллектуальной собственности, подчёркивается важность защиты прав, связанных с результатами творческой и научной деятельности, а также со средствами индивидуализации. Требует не только правовой защиты интересов правообладателей, но и учёта особенностей современной экономики, в которой указанные вопросы становятся особенно значимыми на фоне глобализации и стремительного технологического развития.

Особое внимание уделяется влиянию санкционной политики западных стран на российскую экономику, что приводит к серьёзным последствиям для бизнеса — в частности, для отечественных предпринимателей, которым приходится искать альтернативные источники поставок критически важной продукции. «Среди таких товаров особенно выделяются лекарства, высокотехнологичные компоненты (например, чипы и полупроводники), а также машины и оборудование, играющие ключевую роль в обеспечении стабильного функционирования экономической и социальной инфраструктуры страны» [2].

Необходимо отметить, что проблемы с контрафактной продукцией продолжают оставаться актуальными на российском рынке, что связано как с ввозом контрафактных товаров из-за рубежа, так и с производством аналогичных товаров внутри страны. В связи с данным обстоятельством роль таможенных органов в контроле и пресечении подобных правонарушений становится крайне важной, особенно в условиях продолжительного существования проблемы, которая, по данным Федеральной таможенной службы, более 30 лет является частью повседневной жизни граждан. «Указанные данные подтверждаются статистикой, согласно которой в 2024 году таможенные органы выявили 16,2 млн единиц контрафактной продукции, что на 6,1 млн единиц больше по сравнению с предыдущим годом, что свидетельствует о нарастающей борьбе с данным видом правонарушений» [3].

Отметим, что в 2024 году было возбуждено 1255 дел об административных правонарушениях в сфере интеллектуальной собственности, что на 183 дела больше по сравнению с 2023 годом. Сумма предотвращенного ущерба правообладателям составила 6,8 млрд рублей, что на 2,3 млрд рублей больше, чем в 2023 году. Приведенные данные подтверждают эффективность предпринимаемых мер и стратегию повышения осведомленности о последствиях использования контрафактной продукции, которая, как правило, изготавливается из низкокачественного сырья и представляет угрозу не только для правообладателей, но и для потребителей, часто становящихся жертвами подобных товаров. Среди часто встречающихся контрафактных товаров — этикетки, пищевые пакеты, автозапчасти, биологически активные добавки, медицинские изделия, упаковочные материалы, алкогольная продукция, бритвенные станки, парфюмерная продукция, косметика и товары лёгкой промышленности. «В итоге негативно сказывается на здоровье и благополучии людей, а также подрывает основы честной конкуренции на рынке» [1].

Раскрываются важные аспекты защиты прав интеллектуальной собственности и борьбы с контрафактом, в частности, с использованием товарных знаков, которые, как утверждается, необходимо регистрировать в Таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) для эффективной защиты прав владельцев. Включение товарного знака в данный реестр позволяет таможенным органам быстро выявлять контрафакт при прохождении товаров через таможенный пост и незамедлительно уведомлять правообладателя о нарушении его прав, что помогает ему взыскать компенсацию за незаконное использование товарного знака. «В 2024 году реестр пополнился 299 новыми объектами, что в целом увеличило его количество до 4916 единиц, что подтверждает рост интереса к указанному инструменту защиты интеллектуальной собственности» [1].

Ключевой особенностью контрафактной продукции является нарушение исключительных прав владельцев, а также отсутствие обязательной маркировки, что делает подобную продукцию не только незаконной, но и потенциально опасной для потребителей, поскольку она часто изготавливается с нарушением технологических норм, что может привести к негативным последствиям для здоровья и безопасности граждан. В связи с данным обстоятельством российская таможенная служба активно руководствуется соответствующими нормативно-правовыми актами, направленными на предотвращение производства и распространения контрафактных товаров, что является важным направлением работы таможенных органов в условиях растущей угрозы такого рода правонарушений.

Однако, несмотря на предпринятые меры по защите прав интеллектуальной собственности, для российской экономики существует серьезная проблема, заключающаяся в том, что в условиях международных санкций и экономической изоляции России крайне сложно за короткий срок перестроить цепочки поставок и организовать новые каналы для удовлетворения потребностей бизнеса и граждан. В таких условиях на начальном этапе удобным решением оказывается обход санкционных запретов через организацию поставок необходимой продукции, что, тем не менее, сталкивается с правовыми ограничениями, поскольку использование товарных знаков, принадлежащих зарегистрированным брендам, возможно только с разрешения правообладателей. «В текущей политической ситуации получить указанное разрешение становится крайне проблематично, что еще раз подчеркивает сложность задачи в условиях ограничений, введенных недружественными странами» [5]. Также следует отметить, что необходимо рассматривать меры, направленные на преодоление санкционных ограничений и проблемы с поставками товаров, связанные с охраной прав интеллектуальной собственности, в частности, разработку перечня товарных знаков, в отношении которых не распространяется требование по охране прав. Данный перечень на практике стал известен как список параллельного импорта, концепция которого основывается на международном принципе исчерпания интеллектуального права.

Согласно данному принципу, после первой продажи продукции официальным производителем или дистрибьютором дальнейшее использование данного товара не требует разрешения от правообладателя. Отметим, что способствует расширению возможностей поставок и снижению зависимости от авторизованных каналов, что служит примером заимствования опыта Китая, где такая модель действует уже давно, а Россия просто приняла подход. Так же подтверждает актуальность параллельного импорта как эффективного решения в условиях ограничений.

Отметим важность работы таможенных органов, направленной на проверку достоверности и полноты сведений, предоставленных при декларировании продукции, что является одной из составляющих системы таможенного контроля. «Работа данной системы осуществляется с учетом минимизации административной нагрузки на бизнес, что способствует улучшению бизнес-климата и упрощению процессов без ущерба для государственного контроля» [2].

Одной из главных задач системы является динамичное улучшение результатов по пополнению федерального бюджета через выявление начислений, которые не были уплачены на этапе декларирования продукции. Особенно актуально в условиях экономической нестабильности, когда каждое упущение может негативно повлиять на финансовые потоки страны. Распространенными нарушениями являются занижение таможенной стоимости товаров и заявление недостоверных или ошибочных сведений о классификационном коде продукции, что способствует незаконному обороту товаров и создает дополнительные сложности в процессе таможенной очистки, требуя дополнительного внимания со стороны контролирующих органов.

Результаты контроля после выпуска продукции за 2024 год показали существенный рост выявленных нарушений, составивших 45,4 млрд рублей, что на 73% больше по сравнению с 2023 годом, когда данная сумма составляла 26,2 млрд рублей. В то же время в бюджет было дополнительно перечислено 36,2 млрд рублей, что также на 80% превышает аналогичный показатель прошлого года, составлявший 20,2 млрд рублей. Это свидетельствует о росте эффективности работы таможенных органов по выявлению и пресечению правонарушений в сфере таможенного контроля, а также об усилении их роли в пополнении государственного бюджета через устранение нарушений, связанных с уклонением от уплаты пошлин и налогов.

Для защиты интеллектуальной собственности указывается на необходимость создания новых таможенных реестров, которые должны быть введены в 2025 году и в которые таможенные органы смогут вносить определенные объекты интеллектуальной собственности. Обеспечит эффективную защиту прав владельцев товарных знаков и других интеллектуальных объектов, так как доступ к таким реестрам должны иметь все страны-члены ЕАЭС, что позволит улучшить координацию действий и устранить проблемы, связанные с использованием нелегальных или контрафактных товаров. «Новый реестр будет способствовать значительному упрощению работы таможенных служб и повышению уровня защиты прав интеллектуальной собственности на международном уровне» [3].

Кроме того, необходимо подробно рассматривать процесс, в рамках которого сотрудники таможенной службы при обнаружении малейших признаков нарушения прав интеллектуальной собственности в ходе таможенных операций получают право в течение десяти рабочих дней полностью остановить выпуск данных товаров. Постановление о задержке может быть продлено на больший срок, если будет предусмотрено решением руководителя таможни или другого уполномоченного лица, при обязательном условии письменного оформления такого продления и его мотивации. Отметим, что указывает на строгие и четкие правила, направленные на защиту интеллектуальной собственности и предотвращение распространения контрафактных товаров, а также на необходимость соблюдения формальных процедур и учета всех сроков задержки продукции, что гарантирует соблюдение законных прав всех участников процесса.

Если срок задержки истекает, товары должны быть выпущены, за исключением случаев, когда поступают документы, свидетельствующие о том, что товары будут изъяты, арестованы или конфискованы компетентными органами, обладающими такими полномочиями. Данное обстоятельство также подчеркивает важность взаимодействия таможенных органов с другими правозащитными и правоохранительными структурами для обеспечения соблюдения законности и предотвращения нарушения прав интеллектуальной собственности в процессе международной торговли.

Необходим процесс реализации решения о приостановлении выпуска продукции с целью защиты интеллектуальной собственности, что является важной частью работы таможенных органов, направленной на предотвращение ввоза контрафактной продукции. Процедура требует обязательного оформления решения письменно с указанием подробной информации о причинах приостановления, что гарантирует прозрачность действий и позволяет защитить интересы как правообладателей, так и участников внешней торговли.

«Кроме того, следует акцентировать внимание на том, что орган таможенного контроля обязан предоставить владельцу груза полную информацию о том, какие товары были затронуты решением о приостановлении выпуска, а также по каким причинам это было сделано» [4]. Данное обстоятельство обеспечивает необходимую ясность и прозрачность в действиях властей и способствует лучшему пониманию всех обстоятельств, связанных с задержанием продукции, что является важным элементом правовой защиты всех заинтересованных сторон. В случае, если есть специальное разрешение таможенного органа, правообладатель или лицо, декларировавшее груз, имеет право получить доступ к нему для отбора образцов и проб, что дает возможность в случае необходимости провести дополнительные проверки и экспертизы. Наконец, подчеркивается, что решение о приостановлении выпуска продукции должно носить официальный характер и быть мотивированным, что означает обязательность наличия четких и обоснованных причин для принятия такого решения, тем самым обеспечивая защиту прав всех сторон и соблюдение принципов правовой определенности и законности в процессе контроля за оборотом товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

Итак, в условиях внешнеэкономических ограничений и роста контрафактной продукции таможенные органы России усиливают меры по защите интеллектуальной собственности, в том числе через ведение Таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), развитие механизмов параллельного импорта и реализацию полномочий по приостановке выпуска продукции при выявлении признаков нарушений. Повышение эффективности таможенного контроля позволит значительно увеличить объем выявленных правонарушений. Законодательное регулирование, таможенный контроль и процедурная прозрачность остаются ключевыми инструментами обеспечения баланса между защитой прав правообладателей и поддержкой легального бизнеса.

 

Список литературы:
1. Барковская, А. А. Таможенный контроль при перемещении через таможенную границу объектов интеллектуальной собственности в ЕАЭС / А. А. Барковская, А. А. Кривонос // Студенческий вестник. – 2024. – № 45-5(331). – С. 5-8. 
2. Латыпова, Ю. Р. Таможенная защита прав на объекты интеллектуальной собственности в Евразийском экономическом Союзе: региональные инициативы и препятствия на их пути / Ю. Р. Латыпова // Зеленый коридор. Наука и образование в таможенном деле. – 2024. – № 1(27). – С. 18-22. 
3. Непарко, М. В. Меры защиты объектов интеллектуальной собственности при перемещении их через таможенную границу / М. В. Непарко, Т. В. Старшинова // Дневник науки. – 2024. – № 10(94). – С. 38-45
4. Непарко, М. В. Особенности перемещения объектов интеллектуальной собственности через таможенную границу ЕАЭС / М. В. Непарко, В. А. Семененкова, Ю. С. Баранова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2024. – № 3-1(90). – С. 112-115. 
5. Непарко, М.В. Меры по защите объектов интеллектуальной собственности при пересечении таможенной границы / М.В. Непарко, И.А. Совин, Н.Д. Степин // Вестник Академии знаний. - 2023. - № 5(58). - С. 231-234.
6. Сидорова, Е. Ю. Включение роялти в таможенную стоимость товаров за объекты интеллектуальной собственности / Е. Ю. Сидорова, А. А. Артемьев // Финансы. – 2025. – № 3. – С. 48-54.