Статья:

КОМПЕНСАЦИЯ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА КАК МЕРА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ, ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №15(324)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Латышев В.Ф. КОМПЕНСАЦИЯ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА КАК МЕРА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ, ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 15(324). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/324/172016 (дата обращения: 15.05.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КОМПЕНСАЦИЯ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА КАК МЕРА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ, ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ

Латышев Владимир Фенадиевич
магистрант, Набережночелнинский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Набережные Челны
Магизов Рустем Робертович
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Набережночелнинский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Набережные Челны

 

Отечественная история развития концепции гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный незаконными действиями (бездействиями) органов государственной власти, органов местного самоуправления (должностных лиц этих органов), свидетельствует о стремлении российского законодателя к созданию более демократичных законов, регулирующих указанные отношения.

В современном мире всё больше людей взаимодействуют с государственными и муниципальными структурами, деятельность которых может привести к разнообразным правовым результатам. Однако, далеко не всегда действия или бездействия публично-правовых образований правомерны, все больше случаев, когда они по разным причинам нарушают как законные интересы, так и законные права граждан, например, посредством издания актов, несоответствующих закону или путем неправомерного отказа в рассмотрении обращения от гражданина. В связи с этим возникает вопрос о том, как обеспечить защиту своих нарушенных гражданских прав.

Как указывает Д.С. Мартьянова, к одной из форм гражданской ответственности за вред, причиненный действиями (бездействиями) государственных или муниципальных органов, а также их должностных лиц, можно отнести компенсацию морального вреда [2, с. 94].

Согласно положениям действующего гражданского законодательства, закрепленным в статье 151 ГК РФ [1], под моральным вредом понимаются страдания (как физические, так и нравственные), которые причинены действиями, нарушающими личные неимущественные права потерпевшего либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.

Обязательства публично-правовых образований и их должностных лиц по возмещению морального вреда на основании статей 13, 16, 151, 1069 и 1099 Гражданского кодекса РФ возникают из юридического состава, состоящего из двух элементов:

  • Первый элемент — это непосредственно само правонарушение, то есть противоправное действие, причиняющее вред и связанное с осуществлением публичной власти (незаконное действие (бездействие) публичного органа и (или) его должностного лица);
  • Второй элемент — решение суда, обязывающее указанное в законе лицо (конкретный орган власти или конкретное должностное лицо) возместить моральный вред.

Согласно абз. 1 п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» [4] моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействий) органов публичной власти или же их должностных лиц, возмещается (компенсируется) за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, при условии доказанной вины этих органов власти и их должностных лиц, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

К вышеупомянутым исключениям относятся случаи, не требующие установления виновности государственных, муниципальных органов и (или) их должностных лиц. Эти случаи (например, незаконное осуждение или незаконное привлечение к уголовной ответственности и др.) прямо указаны в п.1 ст. 1070 и абз. 3 ст. 1100 ГК РФ, и там же указывается, что такой вред подлежит компенсации независимо от факта установления виновности причинителя вреда.

Также интересными представляются положения абз. 3 п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 г. № 33, в которых указывается, что моральный вред, который был нанесен гражданину в результате незаконных действий (бездействий) органов публичной власти и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимной связи, компенсации не подлежит. Тем не менее, существует исключение из этого правила, согласно которому моральный вред подлежит возмещению, если оспоренные действия или бездействие привели к нарушению личных неимущественных прав граждан. В качестве примера можно привести случаи несоблюдения уполномоченными органами законных предписаний при предоставлении социальных услуг и гарантий гражданам. Это является очень важным исключением для получения компенсации морального вреда, поскольку такие нарушения могут лишить гражданина возможности поддерживать необходимый уровень жизни и здоровья.

Тем не менее, анализируя положения п. 2 ст. 1099 ГК РФ, компенсации подлежит и моральный вред, причиненный действиями (бездействиями), нарушающими имущественные права граждан, но только в случаях, прямо предусмотренных законом.

Изучение действующего отечественного законодательства показывает, что к таким случаям можно отнести:

  • Возмещение морального вреда реабилитированному лицу (п. 2 ст. 136 УПК РФ [6]);
  • Возмещение морального вреда, в случаях необоснованного увольнения с военной службы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (п.2 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ [5]);
  • Возмещение морального вреда, причиненного незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения гражданина (п.1 ст. 16 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ [3]).

Что касается способа, а также размера компенсации морального вреда, то, по общему правилу, такой вред компенсируется в денежной форме. Однако нужно отметить, что абз. 2 п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 г. № 33 не запрещает использование иной формы компенсации. Размер компенсации морального вреда определяется судебным органом посредством комплексной оценки конкретных противоправных действий виновного лица, их корреляции с тяжестью причиненных потерпевшему страданий, а также учета индивидуальных характеристик и особенностей личности потерпевшего. При этом судебное постановление должно содержать мотивированное обоснование размера денежной компенсации морального вреда, учитывая фактические обстоятельства дела и требования справедливости, разумности и соразмерности компенсации последствиям нарушения прав.

Таким образом, можно сделать вывод, что компенсация морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействиями) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, рассматривается как самостоятельный способ защиты нарушенных гражданских прав, а также является одной из мер гражданско-правовой ответственности. Тем не менее, необходимо понимать, что денежная компенсация, выплачиваемая потерпевшему, не способна полностью компенсировать ущерб, нанесенный его личности, здоровью, а также психическому состоянию (нервной системе), поскольку это не представляется возможным. Компенсация может лишь в какой-то степени облегчить страдания потерпевшего и частично возместить (сгладить) причиненный ему вред.

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ [ред. от 08.08.2024] // Собрание законодательства РФ. – 1994. - № 32. - Ст. 3301. 
2. Мартьянова Д.С. Компенсация морального вреда как форма гражданско-правовой ответственности за издание не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления // Вестник науки. – 2019. - № 11(20). – С. 94-98.
3. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: федер. закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ [в ред. от 28.12.2024] // Российская Газета. -2006. - № 95.
4. О практике применения судами норм о компенсации морального вреда: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 г. № 33 // Российская Газета. – 2022. - № 267.
5. О статусе военнослужащих: федер. закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ [в ред. от 28.12.2024] // Российская Газета. - 1998. - № 104.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ [в ред. от 20.03.2025] // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 52 (ч.1). - Ст. 4921.