Статья:

ЦИФРОВИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР: ОТ ЭЛЕКТРОННОГО ГОСУДАРСТВА К АЛГОРИТМИЧЕСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(325)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Голиков С.Н. ЦИФРОВИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР: ОТ ЭЛЕКТРОННОГО ГОСУДАРСТВА К АЛГОРИТМИЧЕСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 16(325). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/325/172127 (дата обращения: 17.05.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЦИФРОВИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР: ОТ ЭЛЕКТРОННОГО ГОСУДАРСТВА К АЛГОРИТМИЧЕСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ

Голиков Семен Николаевич
магистрант, Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону
Працко Геннадий Святославович
научный руководитель, д-р юрид. наук, д-р. философ. наук, проф., Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

DIGITALIZATION OF ADMINISTRATIVE PROCEDURES: FROM DIGITAL GOVERNMENT TO ALGORITHMIC GOVERNANCE

 

Semyon Golikov

Master's student, Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don

Gennady Pratsko

Scientific supervisor Professor, Doctor of Law, Doctor of Philosophy., Don State Technical University, Russia, Rostov-on-Don

 

Аннотация. В статье рассматривается трансформация административных процедур в условиях цифровизации государственного управления. Основное внимание уделяется переходу от системы электронного государства к алгоритмическому управлению, которое основано на применении искусственного интеллекта и анализу большого количества информации. Рассматриваются правовые, организационные, этические нормы и нормативное регулирование цифровых технологий. Также идет исследование рисков при цифровизации правового государства и пути их минимизации.

Abstract. The article examines the transformation of administrative procedures in the context of digitalization of public administration. The main focus is on the transition from the e-government system to algorithmic governance, which is based on the use of artificial intelligence and the analysis of large volumes of information. The article discusses the legal, organizational, ethical norms, and regulatory framework for digital technologies. It also explores the risks associated with the digitalization of the rule of law and ways to minimize them.

 

Ключевые слова: цифровизация, цифровое государство, алгоритмическое управление, административные процедуры, искусственный интеллект, публичное управление, правовое регулирование.

Keywords: digitalization, digital government, algorithmic governance, administrative procedures, artificial intelligence, public administration, legal regulation.

 

В настоящее время цифровизация является не только техническим явлением, но и фундаментальным аспектом в жизни общества, включая административные процедуры и систему государственного управления. Переход от электронного государства к алгоритмическому управлению требует технологических и нормативных изменений, а также переосмысление самого понятия управления. Появление искусственного интеллекта и быстрый анализ больших данных за короткое время открывает новые горизонты в разных сферах деятельности, в том числе и государственного управления. Это не просто технологии, но и юридический, этический и социальный вызов. Закон не должен отставать от цифрового развития, поэтому необходимо выстроить новый правовой фундамент для регулирования этих процессов.

К первому этапу цифровизации относится создание электронного государства, которые представляет собой шаг к доступности, ускорению, удобству получения государственных услуг через электронные платформы, прозрачности процессов и снижению коррупционных рисков. Также это концепция, ориентированная на применение информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов власти. Важно отметить, что электронное государство на данном этапе направлено прежде всего на оцифровку документооборота, создание государственных порталов и оптимизацию взаимодействия между гражданами и государственными органами. Примером успешного внедрения электронного государства в России можно считать портал «Госуслуги», который значительно упростил процесс получения государственных услуг, обеспечив прямой доступ граждан к более чем 300 государственным сервисам. В итоге сократилось время ожидания, улучшилось качество предоставляемых услуг и повысился уровень доверия граждан к органам власти [1].

С развитием электронного государства органы власти становятся более понятными и открытыми для граждан, что способствует улучшению общего климата в государственном управлении. Тем не менее электронное государство имеет свои ограничения, так как направлено только на автоматизацию конкретных процессов, а ключевые решения по-прежнему принимает человек [2].

Следующим этапом цифровизации является алгоритмическое управление, которое является новой парадигмой, передающей функции администрирования и принятия решения от человека к алгоритмам, искусственному интеллекту и системам анализа больших данных. Это позволяет ускорить процесс и минимизировать человеческий фактор в принятии решений. Одним из примеров успешного использования является автоматическое распределение дел в судах, где система искусственного интеллекта анализирует огромное количество данных о судебных процессах и эффективно распределяет их между судами, что помогает снизить нагрузку на данную правовую систему. Еще один пример — это интеллектуальное видеонаблюдение, анализирующие изображения с камер и автоматически определяет потенциальные угрозы безопасности. Эта система сокращает время поступления информации в правоохранительные органы [3].

Несмотря на все преимущества алгоритмического управления существуют серьезные риски. Может появиться предвзятость общества, основанную на некорректных данных программ, которые приводят к ошибкам, становящимся нарушением прав граждан. Внедрение цифровых технологий требует детализированной проработки нормативных актов и гарантий защиты прав человека [4].

Для достижения баланса между эффективностью алгоритма и защитой прав граждан нужно создать универсальное государство, которое будет регулировать использование машин в сфере государственного управления. На данный момент в России активно разрабатываются законы, направленные на это [2]. Кроме того, возникают проблемы с недостаточной цифровой грамотностью населения, из-за чего тоже снижается доверие общества к подобным системам. При создании цифрового государства важно учитывать этические риски, ведь электронные интеллекты не обладают чувствами и способны принимать решение не верно. Для решения всех проблем очень важна связь человека и компьютера. Ведь они способны дополнять и совершенствовать друг друга для решения сложных задач.

Будущее невозможно без дальнейшего развития алгоритмических систем. В ближайшее время мы увидим увеличение использования искусственного интеллекта в государственном управлении, что приведет к значительным изменениям в структуре власти и функционировании государственных органов. Прогнозируется, что многие административные функции, такие как оценка рисков, принятие решений по социальной помощи или распределение государственных субсидий, будут полностью автоматизированы. Это позволит уменьшить человеческие ошибки, ускорить процесс принятия решений и повысить эффективность управления. Однако, чтобы избежать ошибок и социального расслоения, нужно грамотно настроить алгоритм и следить за его работой.

Цифровизация административных, правовых процедур и переход к алгоритмическому управлению в будущем способны повысить эффективность государственного управления. Но это требует комплексного и грамотного подхода, включающего технологический, правовой, этический и образовательный аспекты. Только при соблюдении этих норм, цифровое государство может остаться созданным для человека и для его защиты.

 

Список литературы:
1. Молчанов С.Н. Искусственный интеллект в государственном управлении: вызовы и возможности // Государственная служба. — 2021. — №1. — С. 45–52.
2. Степанов В.П. Правовые основы цифровой трансформации публичного управления // Журнал российского права. — 2020. — №11. — С. 78–89.
3. Тапскотт Д., Уильямс А. Wikiномика: Как массовое сотрудничество изменяет всё // М.: Альпина Паблишер, 2011.
4. O'Neil C. Weapons of Math Destruction: How Big Data Increases Inequality and Threatens Democracy // — New York: Crown Publishing, 2016.