Статья:

РАСКРЫТИЕ ПОНЯТИЯ “ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ”

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(326)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Мингулов Г.Ш. РАСКРЫТИЕ ПОНЯТИЯ “ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ” // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 17(326). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/326/172469 (дата обращения: 29.06.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАСКРЫТИЕ ПОНЯТИЯ “ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ”

Мингулов Гамиль Шагитович
магистрант, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, РФ, г. Самара

 

Аннотация. Цели статьи - установить сущность понятия «познавательная самостоятельность». Методы: теоретические - анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования познавательной самостоятельности, обобщение педагогического опыта.

Научная новизна исследования: уточнено понятие познавательной самостоятельности, составлена анкета для выявления необходимости формирования познавательной самостоятельности обучающихся.

 

Ключевые слова: познавательная самостоятельность.

 

Развитие разносторонне развитой личности, на наш взгляд, возможно только при условии сформированности познавательной самостоятельности обучающихся. Для этого необходимо постепенно отклоняться от курса, взятого на усвоение уже готовых знаний, в сторону самостоятельного поиска обучающимися необходимых для понимания и составления целостной картины мира данных.

В нынешних реалиях школьник должен быть мобильным, способным усваивать новую информацию, производить её анализ и синтез.

Для этого, несомненно, необходимо обладать некой базой, «фундаментом», на котором можно будет построить крепость, каждый кирпичик которой обучающийся должен самостоятельно «вытесать» из огромного количества информации, доступной ему.

Главная задача педагога – помочь с «фундаментом», дать то крепкое основание, с которого можно будет начать, научить ребенка работать с информацией, делать выводы, доказывать свою правоту, исправлять ошибки. Для всего этого, как нам кажется, необходимо развивать познавательную самостоятельность обучающихся.

Что же такое познавательная самостоятельность?

Исследователи рассматривают понятие познавательной самостоятельности, как и, собственно, саму самостоятельность, в различных аспектах.

Развернутое определение самостоятельности, которое, как нам кажется, раскрывает структуру данного феномена, дает Н. Г. Дайри. По его мнению, самостоятельность есть «качество личности, проявляющееся в критическом отношении к явлениям жизни, видении возникающих задач, умении их ставить и находить способы их решения, мыслить, действовать инициативно, творчески, стремиться к открытию нового и упорно идти к достижению цели...»[1, с. 37] .

Ребенок, переступающий порог школы, умениями самостоятельно осуществлять учебную деятельность не владеет.

В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего, возможность справится с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

Вот что говорил Ушинский К.Д. про необходимость развития самостоятельной деятельности учащихся: «Должно постоянно помнить, что передавать ученику не только те или иные познания, но и развивать в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания… дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг, но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет, учится всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач школьного обучения» [2].

В психолого-педагогической литературе также существует довольно большое количество работ, посвященных феномену «познавательная самостоятельность», в которых рассматриваются  различные точки зрения на определение данного понятия.

Изучением познавательной самостоятельности обучающихся в педагогике занимались такие исследователи, как: Я.А. Коменский, И.Ф. Гербарт, Н.Ф. Виноградова, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин, А.С. Макаренко, и другие. [3, с. 187].

В части исследований познавательная самостоятельность рассматривается как средство, с помощью которого педагог вовлекает обучающихся в практическую деятельность, целенаправленно организует и управляет этой деятельностью с учетом различных уровней познания обучающихся [4, с. 346]. Другие исследователи, такие, как, например, Н.Ф. Виноградова считают, что познавательная самостоятельность связана с умением ставить перед собой различные исследовательские задачи и решать их вне опоры и побуждения извне. А.С. Макаренко рассматривал познавательную самостоятельность как способность, не дающуюся человеку при рождении, а как вид деятельности, организованный взрослыми, в который включается ребенок.

Заключение

Современная педагогическая наука особо подчёркивает роль осознанного подхода в самостоятельной познавательной деятельности. В новых образовательных реалиях механическое выполнение учебных задач уступает место пониманию их практической ценности и возможностей применения приобретённых знаний в реальных жизненных ситуациях.

Важно отметить, что познавательная самостоятельность не является врождённым или неизменным свойством личности.

Это постоянно развивающаяся характеристика, формирование которой требует целенаправленной педагогической работы.

Глубокое понимание механизмов её становления позволяет создать оптимальные условия для воспитания подлинной учебной автономности у обучающихся, что особенно актуально в условиях быстро меняющегося информационного общества.

Перспективным направлением дальнейших исследований могло бы стать изучение особенностей развития данного качества в условиях цифровой трансформации образования, когда традиционные формы самостоятельной работы дополняются новыми цифровыми инструментами познавательной деятельности.

 

Список литературы:
1. Дайри Н. Г. Обучение истории в старших классах: познавательная активность учащихся и эффективность обучения. Москва: Просвещение, 1966. 437 с.
2. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций / И.Я. Лернер. Педагогика. 1996; №2. – С. 7 – 11.
3. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П.И. Пидкасистый. – Москва: Педагогика, 1980. – 240 с.
4. Ушинский К.Д. Собр. Соч. в 11 томах. М.Л., 1950. Т. 2. С. 500