Влияние музыкального сопровождения на учебно-тренировочный процесс
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(72)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(72)
Влияние музыкального сопровождения на учебно-тренировочный процесс
Цель работы: показать эффективность влияния музыкального сопровождения на студента во время занятий по физической культуре.
Музыка – лучшее средство духовного и эмоционального обогащения человека. Она сопровождает каждого из нас с самого детства. Ежедневно мы слушаем разную музыку, она создает вокруг нас определенный эмоциональный настрой, активизирует внимание и повышает активность. Ошибочно полагать, что музыка предназначена только для отдыха. Например, музыкальное сопровождение на занятиях по физической культуре может повысить эффективность и результативность студентов.
Охарактеризовать влияние музыки на активность учащихся в учебно-тренировочном процессе.
Важным фактором функционального воздействия музыки на деятельность учащихся в ВУЗах и их работоспособность является способность незаметно для них самих стимулировать ритмику двигательной деятельности. Сами того не сознавая, без всяких волевых усилий, студенты в ритме воспринимаемой музыки стараются бежать, плыть, прыгать, приседать, отжиматься, крутить педали велосипеда, играть в баскетбол, футбол, волейбол или совершать другие движения, выполняемые в музыкальном сопровождении. В начале учебно-тренировочного процесса музыкальное сопровождение создает определенный эмоциональный настрой, активизирует внимание занимающегося, акцентируя его на выполнении упражнений, позволяя ему сосредоточенно заниматься и повышать выразительность движений. В этот момент, музыка влияет на физиологические процессы организма, тем самым увеличивая амплитуду дыхания и легочную вентиляцию.
Посещение занятий, выполнение учебных заданий, параллельная подработка – все это вызывает переутомление и сказывается на организме. Поднятие эмоционального тонуса и улучшение работоспособности организма позволяет учащемуся выполнять упражнения легко, не обращая внимания на моральную усталость.
Музыкальное сопровождение для занятий физической культурой можно использовать отдельными частями или в виде целой музыкальной программы на протяжении всего учебно-тренировочного процесса. При выполнении физических упражнений под музыкальное сопровождение используется функциональная музыка. Тем временем, функциональная музыка делится на несколько групп, а именно: мобилизующую, фоновую и восстановительную. Это является необходимым для избежания нервного утомления от однообразия звучащей музыки.
Мобилизующая музыка подходит для начала занятий, а именно разминки перед основной тренировкой. Такая музыка создает бодрое, жизнерадостное настроение, повышает мышечный тонус, работоспособность учащегося, интенсивность дыхания, кровообращения и газообмена, а также способствует формированию двигательной доминанты студента. Цель данной музыки — подготовить организм студента к предстоящим физическим нагрузкам. Она повышает эмоциональный тонус, сердечную деятельность, кровоснабжение мозга и мышц, и что самое главное снимает состояние, которое вызывается у студентов от однообразной деятельности в течении дня.
Способность музыкального сопровождения активно стимулировать и регулировать движения нашего тела делает ее неизменным элементом сопровождения всевозможных видов массовых физкультурных мероприятий. Наибольшее значение мобилизующая музыка имеет при занятиях физической культурой и спортом.
Что касается фоновой музыки, то она не связана со структурой и характером движений. Однако, такая музыка, повышает качество и эффективность занятий в учебно-тренировочном процессе. Характер и сила звука имеют большое значение при занятиях. Очень важно, чтобы мелодия была тихой, знакомой и простой, без неожиданных резких усилий. Так она повысит мышечный тонус, качество движений и работоспособность студентов во время выполнения физических упражнений и спортивной деятельности.
Восстановительная или успокаивающая музыка. В заключительной части занятий, а именно после интенсивной физической нагрузки, у студентов возникает необходимость в успокоении и расслаблении организма, то есть снятии утомления, восстановлении ЧСС и ликвидации нехватки кислорода. Мотив музыки должен следовать ритму работы с постепенным замедлением. Это способствует расслаблению мышц, успокоению сердца и восстановлению дыхания.
Структурно-сюжетная музыка — сложные специальные мелодии, которые соответствуют характеру, структуре и содержанию физических упражнений, выполняемые студентами. Они составляют музыкальную композицию, которая тесно связана с двигательной программой. В качестве примера можно привести разучивание упражнений с различным спортивным инвентарём.
В циклических упражнениях структурно-сюжетная музыка играет основную роль, поскольку она управляет амплитудой, характером и ритмом движений. Например, специальное музыкальное сопровождение в художественной и спортивной гимнастике, в фигурном катании, синхронном плавании во время выступлений участников.
Музыка обусловливает смену ритма выполнения упражнений и структуры движений, переход к расслаблению, изменению темпа занятий. Хорошо усвоенная структурная музыка становится помощником и проводником, помогает овладеть техникой выполнения упражнений и выразительностью движения, поэтому преподаватель должен тщательно следить за соответствием музыкального сопровождения в движениях учащихся. При подборе функциональной музыки также следует учитывать возраст занимающихся, их уровень физического развития, доступность разучиваемых ими движений.
Выявление путей повышения эффективности учебно-тренировочного процесса средствами музыкального сопровождения.
Одним из действенных средств, способствующих достижению цели повышения эффективности может явиться функциональная музыка, призванная направленно стимулировать рабочие функции и психическое состояние учащихся в учебно-тренировочном процессе занятий.
Функциональная музыка – это музыка, выполняющая определенные функции, действенное средство повышения эффективности уроков физической культуры. Она требует к себе серьезного отношения со стороны педагога, желающего использовать ее в своей практике. Функциональная музыка опирается на современный технический прогресс и открываемые им широкие возможности различных способов трансляции необходимых музыкальных воздействий практически на любое место занятий физическими упражнениями. При этом надо учитывать, что для обеспечения повышенной работоспособности занимающихся, звучание транслируемой музыки должно быть чистым, ясным и неискаженным.
Обладая огромным потенциалом не прямого, а опосредованного, ненавязчивого воздействия на человека, соответствующая музыка в процессе учебной деятельности, так же как и во время отдыха, способна возбудить и успокоить, ободрить и развеселить, воодушевить и вдохновить – и на повышенную рабочую активность, и на регулярную посещаемость занятий, на преодоление кажущегося предела своих физических возможностей. Адекватно подобранная музыка создает улучшение работоспособности учащихся, как в начале учебно-тренировочного процесса, так и в завершении его.
В силу психологической закономерности, встретившись на уроках физической культуры с тонким, научно обоснованным подбором приятной функциональной музыки, учащиеся становятся физически активнее, выносливее и грациознее.
Заключение
Грамотный выбор музыкального сопровождения является необходимым условием правильной организации учебно - тренировочного процесса и способен повысить эффективность и качество занятий физической культурой и спортом, а также оказывает положительное влияние на организм, мотивацию к занятиям и физическую подготовленность.