Статья:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(271)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Фатыхова Р.Э. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 4(271). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/271/144506 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

Фатыхова Регина Эдуардовна
студент, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа
Савельева Екатерина Александровна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, РФ, г. Уфа

 

Творческая деятельность в настоящее время занимает не менее значимую роль, чем познавательная и исследовательская. Тем более это актуально благодаря ФГОС НОО (от 31 мая 2021 года), так как по модернизированному стандарту от нас требуется не просто выпустить ученика с определенным наборов умений и навыков, но при этом еще личность думающую, творческую, способную на самостоятельность в принятии решений и на самобытность во всех её позитивных проявлениях.

Учащиеся начальной школы, в силу своих возрастных и психофизиологических особенностей отличаются произвольностью внимания, большой впечатлительностью, воображением, еще не ограниченным рамками и стереотипами взрослой жизни. Так, на уроке изобразительного искусства в 1 классе вполне реально увидеть розовых зайцев, птиц размером с целый лес и зиму с зелеными полянами.  С началом учебной деятельности активно развивается ощущение и восприятие. Так, именно ученики начальных классов отличаются свежестью восприятия, активностью, импульсивностью поведения и повышенным любопытством. Еще Л.С. Выготский в своих работах писал о том, что при начале учебной деятельности мышление становится на первое место в сознательной деятельности ребенка [1].

Говоря о развитии творческой активности младшего школьника, мы обращаемся к предмету «Изобразительное искусство». Именно эта предметная область дает нам большие возможности для творческой деятельности, для развития воображения, пространственного мышления, развития эмоционального восприятия и самостоятельности.

Многие педагоги, психологи и философы высказывались в пользу творчества для детей. Ведь именно дети со своей непосредственностью, эмоциональностью, со всем присущим им размахом душевных порывов способны создать работу, которая по наполнениям и колористике не уступает подлинным произведениям искусства.

Однако, несмотря на то, что рисование так увлекательно и любимо детьми, нередко во время учебного процесса возможны ситуации, в результате которых ученик не справляется с задачей, поставленной учителем, недоволен полученным результатом, из-за чего у него формируются не самые приятные ассоциации и эмоциональные впечатления ко всему творческому процессу в целом.

Зачастую причиной становится то, что учащиеся не обладают необходимыми навыками изображения, необходимой техничностью. Это расстраивает и негативно влияет как на самооценку ученика, так и на творческую активность в целом.

Поэтому на начальном этапе учебного процесса в рамках современного инновационного обучения применяются нетрадиционные технологии рисования. Рассмотрим их подробнее – в чем их смысл и почему же они способны решить возникшую проблему?

Нетрадиционные техники рисования, уже следуя из названия, отталкиваются от традиционных и привычных нам способов изображать, но это не обозначает, что полностью исключают их. Так, на уроках изобразительного искусства используется гуашь, акварельные краски, карандаши, фломастера. Но помимо этого возможны и иные инструменты для творчества – следовательно, и использованием иных инструментов, мы получим и иные результаты.

Нетрадиционные техники рисования универсальны, не нужно иметь высокий уровень изобразительного навыка, чтобы быть довольным результатом, их могут использовать и взрослые, и дети. Многие из этих техник характеризуются спонтанным рисованием, когда изображение получено не во время следования строгой инструкции, а словно в процессе игры, что делает эти техники еще интереснее для учащихся младшего школьного возраста.

Также стоит отметить, что нетрадиционное рисование играет большую роль и в общем психическом развитии ребенка. В результате такого творчества на первое место ставится не результат деятельности, а сам процесс, в ходе которого формируется уверенность в себе и своих способностях, развивается мелкая моторика, пространственное воображение, богатство фантазии, развивается художественное, а не шаблонное мышление [3].

Для возраста младшего школьника такое рисование способ проявления своего собственного «Я», способ самовыражения. Занятия с использованием нетрадиционных техник также имеют терапевтический эффект и активно используются в арт-терапии. Арт-терапия не ставит перед собой задачи создать гениального художника или великого скульптора. Перед ней ставится иная задача – разбудить, проявить ту активность, с помощью которых ученик реализует свои возможности.

Психологи в настоящее время активно поддерживают те или иные аспекты арт-терапии на урока изобразительного искусства, так как в определенные возрастные периоды очень важно направить энергию ученика в позитивное русло. Особенно в начальной школе это актуально для первоклассников, так как у них идет период адаптации, кроме того, некоторые именно в первом классе переживают кризис семи лет [2]. Эффект в применении нетрадиционных техник рисования проявляется в следующем:

  • Детские страхи, напряжение и иные негативные эмоции в процессе преобразуются в творческую созидательную энергию;
  • Так как важен сам процесс, а не результат, учит детей замедляться, находиться в настоящем, получать удовольствие от процесса деятельности;
  • Повышает уверенность в своих силах, поднимает самооценку учащегося;
  • Происходит развитие пространственного и художественного мышления;
  • Дети в свободной форме выражают то, что задумано, поэтому развивается самостоятельность и оригинальность;
  • Благодаря использованию различных материалов учащиеся не только учатся работать с ним, но еще и учатся нестандартным подходам к той или иной ситуации;
  • Нетрадиционные техники развивают у учащегося понимание цвета и формы, восприятие света и тени, чувство фактурности и объемности, чувство ритма и композиции;
  • Естественно идет развитие и глазомера, и мелкой моторики рук;
  • Идет активное развитие творческих способностей и воображения.

Проявление творческой активности на уроках изобразительного искусства обусловлено, с одной стороны, в самом процессе создания чего-либо нового, оригинального, того, что не создавалось ранее. Для ученика младшего класса важно именно то, что новизна созданного объекта заключается не в том, что такого не создавалось людьми ранее, но в том, что конкретно этим учеником конкретно данной работы не создавалось. В этом заключается её индивидуальность и оригинальность. С другой стороны, творческая активность, несомненно, не развивается только воздействием внешней среды, ведь любое творчество идет изнутри человеческой души, то есть, обусловлено психологическими факторами, наличием мотивов и врожденных способностей.

Поэтому важно, чтобы развитие творческой активности с помощью нетрадиционных техник рисования опиралось не только на разнообразие материалов и изобразительных средств, важно то, как педагог преподносит материал, важна атмосфера в классе, наличие вариативности и возможности проявиться каждому. Разнообразие нетрадиционных техник рисования создает все условия для этого – так, педагог может использовать и оттиск, и отпечаток, и рисование пальчиками, и ватными палочками, и технику «набрызг», и монотипию, и рисование нитками, и манкографию, и много чего еще. Все зависит от целесообразности того или иного приема, от уровня сложности – важно, чтобы при использовании данных техник педагог не забывал принцип системной последовательности и поэтапности.

Нетрадиционные техники рисования помогают создать оригинальную работу каждому учащемуся, насладится процессом творчества, повысить уверенность в себе и своих силах, развивают фантазию и пространственное мышление, учат работе с разнообразными материалами, в основном всегда ставят учащегося в ситуацию успеха.

Подводя итоги, мы можем сказать, что развитие творческой активности в начальных классах с помощью нетрадиционных техник рисования доступно, универсально и эффективно. Нетрадиционные техники соответствуют возрастным и психологическим особенностям младшего школьника, помогают адаптироваться к учебному процессу, формируют художественное мышление и развивают творческие способности учащегося.

 

Список литературы:
1. Дядинчук, Т. Г. Нетрадиционные техники рисования как арт-терапевтический метод на уроках изобразительного искусства / Т. Г. Дядинчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 50 (184). — С. 218-220.
2. Клемешова, Н. С. Нетрадиционные техники рисования в начальной школе (из опыта работы) / Н. С. Клемешова, О. Т. Иванникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26 (316). — С. 295-298.
3. Юзбашева, Ю. А. Индивидуально-психологические особенности детей младшего школьного возраста / Ю. А. Юзбашева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 520-522.