РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(271)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(271)
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
Творческая деятельность в настоящее время занимает не менее значимую роль, чем познавательная и исследовательская. Тем более это актуально благодаря ФГОС НОО (от 31 мая 2021 года), так как по модернизированному стандарту от нас требуется не просто выпустить ученика с определенным наборов умений и навыков, но при этом еще личность думающую, творческую, способную на самостоятельность в принятии решений и на самобытность во всех её позитивных проявлениях.
Учащиеся начальной школы, в силу своих возрастных и психофизиологических особенностей отличаются произвольностью внимания, большой впечатлительностью, воображением, еще не ограниченным рамками и стереотипами взрослой жизни. Так, на уроке изобразительного искусства в 1 классе вполне реально увидеть розовых зайцев, птиц размером с целый лес и зиму с зелеными полянами. С началом учебной деятельности активно развивается ощущение и восприятие. Так, именно ученики начальных классов отличаются свежестью восприятия, активностью, импульсивностью поведения и повышенным любопытством. Еще Л.С. Выготский в своих работах писал о том, что при начале учебной деятельности мышление становится на первое место в сознательной деятельности ребенка [1].
Говоря о развитии творческой активности младшего школьника, мы обращаемся к предмету «Изобразительное искусство». Именно эта предметная область дает нам большие возможности для творческой деятельности, для развития воображения, пространственного мышления, развития эмоционального восприятия и самостоятельности.
Многие педагоги, психологи и философы высказывались в пользу творчества для детей. Ведь именно дети со своей непосредственностью, эмоциональностью, со всем присущим им размахом душевных порывов способны создать работу, которая по наполнениям и колористике не уступает подлинным произведениям искусства.
Однако, несмотря на то, что рисование так увлекательно и любимо детьми, нередко во время учебного процесса возможны ситуации, в результате которых ученик не справляется с задачей, поставленной учителем, недоволен полученным результатом, из-за чего у него формируются не самые приятные ассоциации и эмоциональные впечатления ко всему творческому процессу в целом.
Зачастую причиной становится то, что учащиеся не обладают необходимыми навыками изображения, необходимой техничностью. Это расстраивает и негативно влияет как на самооценку ученика, так и на творческую активность в целом.
Поэтому на начальном этапе учебного процесса в рамках современного инновационного обучения применяются нетрадиционные технологии рисования. Рассмотрим их подробнее – в чем их смысл и почему же они способны решить возникшую проблему?
Нетрадиционные техники рисования, уже следуя из названия, отталкиваются от традиционных и привычных нам способов изображать, но это не обозначает, что полностью исключают их. Так, на уроках изобразительного искусства используется гуашь, акварельные краски, карандаши, фломастера. Но помимо этого возможны и иные инструменты для творчества – следовательно, и использованием иных инструментов, мы получим и иные результаты.
Нетрадиционные техники рисования универсальны, не нужно иметь высокий уровень изобразительного навыка, чтобы быть довольным результатом, их могут использовать и взрослые, и дети. Многие из этих техник характеризуются спонтанным рисованием, когда изображение получено не во время следования строгой инструкции, а словно в процессе игры, что делает эти техники еще интереснее для учащихся младшего школьного возраста.
Также стоит отметить, что нетрадиционное рисование играет большую роль и в общем психическом развитии ребенка. В результате такого творчества на первое место ставится не результат деятельности, а сам процесс, в ходе которого формируется уверенность в себе и своих способностях, развивается мелкая моторика, пространственное воображение, богатство фантазии, развивается художественное, а не шаблонное мышление [3].
Для возраста младшего школьника такое рисование способ проявления своего собственного «Я», способ самовыражения. Занятия с использованием нетрадиционных техник также имеют терапевтический эффект и активно используются в арт-терапии. Арт-терапия не ставит перед собой задачи создать гениального художника или великого скульптора. Перед ней ставится иная задача – разбудить, проявить ту активность, с помощью которых ученик реализует свои возможности.
Психологи в настоящее время активно поддерживают те или иные аспекты арт-терапии на урока изобразительного искусства, так как в определенные возрастные периоды очень важно направить энергию ученика в позитивное русло. Особенно в начальной школе это актуально для первоклассников, так как у них идет период адаптации, кроме того, некоторые именно в первом классе переживают кризис семи лет [2]. Эффект в применении нетрадиционных техник рисования проявляется в следующем:
- Детские страхи, напряжение и иные негативные эмоции в процессе преобразуются в творческую созидательную энергию;
- Так как важен сам процесс, а не результат, учит детей замедляться, находиться в настоящем, получать удовольствие от процесса деятельности;
- Повышает уверенность в своих силах, поднимает самооценку учащегося;
- Происходит развитие пространственного и художественного мышления;
- Дети в свободной форме выражают то, что задумано, поэтому развивается самостоятельность и оригинальность;
- Благодаря использованию различных материалов учащиеся не только учатся работать с ним, но еще и учатся нестандартным подходам к той или иной ситуации;
- Нетрадиционные техники развивают у учащегося понимание цвета и формы, восприятие света и тени, чувство фактурности и объемности, чувство ритма и композиции;
- Естественно идет развитие и глазомера, и мелкой моторики рук;
- Идет активное развитие творческих способностей и воображения.
Проявление творческой активности на уроках изобразительного искусства обусловлено, с одной стороны, в самом процессе создания чего-либо нового, оригинального, того, что не создавалось ранее. Для ученика младшего класса важно именно то, что новизна созданного объекта заключается не в том, что такого не создавалось людьми ранее, но в том, что конкретно этим учеником конкретно данной работы не создавалось. В этом заключается её индивидуальность и оригинальность. С другой стороны, творческая активность, несомненно, не развивается только воздействием внешней среды, ведь любое творчество идет изнутри человеческой души, то есть, обусловлено психологическими факторами, наличием мотивов и врожденных способностей.
Поэтому важно, чтобы развитие творческой активности с помощью нетрадиционных техник рисования опиралось не только на разнообразие материалов и изобразительных средств, важно то, как педагог преподносит материал, важна атмосфера в классе, наличие вариативности и возможности проявиться каждому. Разнообразие нетрадиционных техник рисования создает все условия для этого – так, педагог может использовать и оттиск, и отпечаток, и рисование пальчиками, и ватными палочками, и технику «набрызг», и монотипию, и рисование нитками, и манкографию, и много чего еще. Все зависит от целесообразности того или иного приема, от уровня сложности – важно, чтобы при использовании данных техник педагог не забывал принцип системной последовательности и поэтапности.
Нетрадиционные техники рисования помогают создать оригинальную работу каждому учащемуся, насладится процессом творчества, повысить уверенность в себе и своих силах, развивают фантазию и пространственное мышление, учат работе с разнообразными материалами, в основном всегда ставят учащегося в ситуацию успеха.
Подводя итоги, мы можем сказать, что развитие творческой активности в начальных классах с помощью нетрадиционных техник рисования доступно, универсально и эффективно. Нетрадиционные техники соответствуют возрастным и психологическим особенностям младшего школьника, помогают адаптироваться к учебному процессу, формируют художественное мышление и развивают творческие способности учащегося.