Статья:

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СТУДЕНТОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(326)

Рубрика: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Рябинин Д.В., Вахитова А.И. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СТУДЕНТОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 17(326). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/326/172751 (дата обращения: 13.05.2025).
К условиям публикации Скачать журнал
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СТУДЕНТОВ

Рябинин Дмитрий Васильевич
студент, Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера Минздрава России, РФ, г. Пермь
Вахитова Алина Ильгизовна
студент, Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера Минздрава России, РФ, г. Пермь
Рязанова Елизавета Андреевна
научный руководитель, канд. мед. наук, доцент Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера Минздрава России, РФ, г. Пермь

 

В последние годы растёт научный интерес к изучению влияния параметров учебного пространства на эффективность образовательного процесса. Современная образовательная среда представляет собой сложную систему взаимодействия физических, психологических и педагогических факторов, определяющих как академическую успеваемость, так и психофизиологическое состояние студентов. Исследования показывают [5], что эргономика рабочих мест, микроклимат, освещённость и акустический комфорт существенно влияют на когнитивные функции и работоспособность обучающихся, что особенно актуально в условиях роста учебных нагрузок и цифровизации образования. Особую тревогу вызывает систематическое нарушение санитарно-гигиенических норм в образовательных учреждениях:

Исследования выявляют существенные нарушения условий обучения: в 40% помещений освещенность ниже нормы (300 люкс), 65% мебели не соответствует антропометрическим требованиям [2], 30% аудиторий имеют проблемы с температурой и влажностью, а в 25% случаев превышены допустимые уровни шума [3]. Соблюдение регламентированных перерывов (15-20 минут после первого занятия и 30-60 минут после второго) критически важно для предотвращения профессиональных заболеваний, включающих хроническую усталость, нарушения зрения и патологии опорно-двигательного аппарата [4]. Эти данные подчеркивают необходимость разработки научно обоснованных эргономических решений для образовательной среды. 

ЦЕЛЬ: оценить факторы, которые оказывают влияние на качество образовательной среды студентов

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ. Опрошено 40 студентов, обучающихся в г. Пермь. Анкета состояла из 20 вопросов, направленных на оценку субъективного восприятия учебной среды и выявление жалоб на здоровье. Выборка характеризовалась гендерным дисбалансом (70% девушек, 30% юношей), преобладанием младших курсов (85% опрошенных в возрасте 18-23 года), доминированием медицинских специальностей (50%). Статистическую обработку данных проводили с помощью описательной статистики (поиск средних значений результатов).

РЕЗУЛЬТАТЫ. В ходе анализа полученных данных было выявлено, что среди студентов 40% отмечали недостаточность освещения. Постоянный дискомфорт из-за плохого света испытывали 30%. Жалобы на повышенную температуру воздуха в учебных аудиториях поступали от 50% опрошенных учащихся. Резкие перепады температур отмечали 20% студентов. 60% респондентов испытывали дискомфорт из-за фонового шума на рабочем месте. Неудобную мебель отмечали 45% студентов медицинской специальности. Не следят за осанкой 88% медицинских студентов и 82% остальных респондентов. Боли в спине/шее испытывали 78% учащихся. Регулярную усталость отмечали 80% студентов-медиков. Хронический недосып характерен для 60% опрошенных. Недостаточная физическая активность выявлялась у 5% студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Исследование выявило негативное воздействие условий обучения на здоровье студентов. Основные проблемы связаны с нарушением гигиенических норм: недостаточное освещение, некомфортный температурный режим и повышенный уровень шума. Особенно тревожит высокий процент студентов, испытывающих боли в спине и шее, что обусловлено неэргономичной мебелью и пренебрежением правильной осанкой.

РЕКОМЕНДАЦИИ. Для улучшения условий обучения рекомендуется внедрить комплекс мер:

1. Модернизация мебели и рабочих зон

- Оснастить аудитории регулируемыми столами и креслами с ортопедической поддержкой

- Организовать зоны для работы в положении стоя

2. Оптимизация микроклимата

- Температурный режим: 20-22°C

- Влажность: 40-60%

3. Совершенствование освещения

- Основное LED-освещение (4000К)

- Локальные источники света

4. Оздоровительные мероприятия

- Ежедневная производственная гимнастика

- Регулярные медосмотры

 

Список литературы:
1. Милушкина О.Ю. Чевжик Ю.В. Адаптация студентов медицинских ВУЗов к обучению // Методология и Технология Непрерывного Профессионального Образования. - 2023. - № 4. - С. 5-17. 
2. Оболенская Ю.А. Влияние организации пространства учебных помещений на работоспособность студентов // Экономика и социум. - 2013. - № 6. - С. 625-628. 
3. Тарасова Т.А. Влияние шума на работоспособность студентов // Forcipe. - 2019. - № 2. - С. 357.
4. Global Student Health Report // Ergonomic and Environmental Factors in Higher Education". International Journal of Educational Research - 2023. - C. 102-115.  
5. World Health Organization // Global Report on Educational Environments: Health and Learning Outcomes. – 2022. – С.127.