ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СТУДЕНТОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(326)
Рубрика: Медицина и фармацевтика

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(326)
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СТУДЕНТОВ
В последние годы растёт научный интерес к изучению влияния параметров учебного пространства на эффективность образовательного процесса. Современная образовательная среда представляет собой сложную систему взаимодействия физических, психологических и педагогических факторов, определяющих как академическую успеваемость, так и психофизиологическое состояние студентов. Исследования показывают [5], что эргономика рабочих мест, микроклимат, освещённость и акустический комфорт существенно влияют на когнитивные функции и работоспособность обучающихся, что особенно актуально в условиях роста учебных нагрузок и цифровизации образования. Особую тревогу вызывает систематическое нарушение санитарно-гигиенических норм в образовательных учреждениях:
Исследования выявляют существенные нарушения условий обучения: в 40% помещений освещенность ниже нормы (300 люкс), 65% мебели не соответствует антропометрическим требованиям [2], 30% аудиторий имеют проблемы с температурой и влажностью, а в 25% случаев превышены допустимые уровни шума [3]. Соблюдение регламентированных перерывов (15-20 минут после первого занятия и 30-60 минут после второго) критически важно для предотвращения профессиональных заболеваний, включающих хроническую усталость, нарушения зрения и патологии опорно-двигательного аппарата [4]. Эти данные подчеркивают необходимость разработки научно обоснованных эргономических решений для образовательной среды.
ЦЕЛЬ: оценить факторы, которые оказывают влияние на качество образовательной среды студентов
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ. Опрошено 40 студентов, обучающихся в г. Пермь. Анкета состояла из 20 вопросов, направленных на оценку субъективного восприятия учебной среды и выявление жалоб на здоровье. Выборка характеризовалась гендерным дисбалансом (70% девушек, 30% юношей), преобладанием младших курсов (85% опрошенных в возрасте 18-23 года), доминированием медицинских специальностей (50%). Статистическую обработку данных проводили с помощью описательной статистики (поиск средних значений результатов).
РЕЗУЛЬТАТЫ. В ходе анализа полученных данных было выявлено, что среди студентов 40% отмечали недостаточность освещения. Постоянный дискомфорт из-за плохого света испытывали 30%. Жалобы на повышенную температуру воздуха в учебных аудиториях поступали от 50% опрошенных учащихся. Резкие перепады температур отмечали 20% студентов. 60% респондентов испытывали дискомфорт из-за фонового шума на рабочем месте. Неудобную мебель отмечали 45% студентов медицинской специальности. Не следят за осанкой 88% медицинских студентов и 82% остальных респондентов. Боли в спине/шее испытывали 78% учащихся. Регулярную усталость отмечали 80% студентов-медиков. Хронический недосып характерен для 60% опрошенных. Недостаточная физическая активность выявлялась у 5% студентов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Исследование выявило негативное воздействие условий обучения на здоровье студентов. Основные проблемы связаны с нарушением гигиенических норм: недостаточное освещение, некомфортный температурный режим и повышенный уровень шума. Особенно тревожит высокий процент студентов, испытывающих боли в спине и шее, что обусловлено неэргономичной мебелью и пренебрежением правильной осанкой.
РЕКОМЕНДАЦИИ. Для улучшения условий обучения рекомендуется внедрить комплекс мер:
1. Модернизация мебели и рабочих зон
- Оснастить аудитории регулируемыми столами и креслами с ортопедической поддержкой
- Организовать зоны для работы в положении стоя
2. Оптимизация микроклимата
- Температурный режим: 20-22°C
- Влажность: 40-60%
3. Совершенствование освещения
- Основное LED-освещение (4000К)
- Локальные источники света
4. Оздоровительные мероприятия
- Ежедневная производственная гимнастика
- Регулярные медосмотры
