Статья:

ОЦЕНКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У СТУДЕНТОВ ГГМУ

Конференция: LIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»

Секция: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Воробей А.Ю., Прус А.В. ОЦЕНКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У СТУДЕНТОВ ГГМУ // Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(54). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_nature/8(54).pdf (дата обращения: 13.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОЦЕНКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У СТУДЕНТОВ ГГМУ

Воробей Александр Юрьевич
студент, Гомельский государственный медицинский университет, РБ, г. Гомель
Прус Алина Вадимовна
студент, Гомельский государственный медицинский университет, РБ, г. Гомель
Ранкович Елена Вдадимировна
научный руководитель, старший преподаватель, Гомельский государственный медицинский университет, РБ, г. Гомель

 

Введение

В настоящее время в современной литературе широко обсуждается проблема работоспособности и утомления в процессе умственной и физической деятельности. Высказывается мнение о том, что деятельность по повышению работоспособности и росту производительности учебного труда должна быть связана не только с облегчением нагрузки, но и с развитием способности человека преодолевать возникшее утомление [1]. Становится ясным, что одним из факторов, негативно влияющим на качество академической подготовки студентов, является недостаточный уровень умственной и физической работоспособности в процессе обучения в вузе [2]. 

Следовательно, проблема поддержания высокой работоспособности у обучающихся и предупреждения переутомления в режиме дня актуальна и в настоящее время и ее решение позволит минимизировать риски, связанные с влиянием негативных факторов учебного процесса на здоровье студенческой молодежи. Итак, как видно, среди причин, вызывающих серьезные проблемы со здоровьем обучающихся, можно назвать экзогенные и эндогенные факторы, приводящие к нарушению адаптационных возможностей организма в отношении динамичной, а порой и агрессивной окружающей среды.[3]

Цель

Оценить функциональные возможности двигательного анализатора, а так же силу процесса возможности возбуждения и подвижности основных нервный процессов у студентов Гомельского Государственного университета.

Материал и методы исследования

Исследование выполнено методом теппинг-теста, проводится строго индивидуально, методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук.

Порядок выполнения задания – испытуемому кладут бланк теппинг-теста, представленный листом бумаги А4, разделённый на 6 равных квадратов. По сигналу исследуемый должен максимально быстро ставить точки в квадрат бланка, последовательно переходя от 1-го до 6-го. Время работы в каждом квадрате 5 секунд. Точки не должны ставиться на друг друга, так как их все предстоит посчитать.

Опыт проводиться последовательно сначала правой, а затем левой рукой. Полученные в итоге варианты динамики максимального темпа можно условно разделить на пять типов.

В исследовании приняли участие 50 студентов ГомГМУ.

Для обработки данных использовалась программа «Microsoft Excel 2016». Результаты исследования представлены в виде графика работоспособности, и в последующем анализируя результаты, итог выведен в процентном соотношении.

Результаты исследования и их обсуждение

Построив для каждого индивидуальные графики работоспособности, условно разделили все на 5 типов.

Выпуклый тип: для данного типа было заметно нарастание до максимума в первые 10-15 секунд работы; в последующем (к 25-30-й секунде) темп снижается ниже исходного уровня; У данных типов испытуемых свидетельствуем о наличии сильной неравной уровня.  Испытуемые имеющие такую кривую обладают сильной нервной системой. Исследуемых с данным типом графиков работоспособности было определено 6 студентов - 12%.

 

  

Рисунок 1. Графики

 

Ровный тип: у данного типа максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течении всего времени работы; этот тип кривой характеризует у исследуемых нервную систему средней силы. Данный тип был у 8 студентов – 16%.

Промежуточный тип: для этого типа была сразу заметно снижение после первых 10-15 секунд, расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы – среднеслабая нервная система и выявлена она у 19 исследуемых – 38% .

 

   

Рисунок 2. Графики

 

Вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня; вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся группе лиц среднеслабой нервной системой, данного типа испытуемых было 13 – 26%.

Нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остаётся на сниженном уровне в течение всей работы; этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого и в исследовании таких было обнаружено 4 студента – 8%.

Выводы
Полученные результаты анкетирования позволяют утверждать, что у практического большинства, а именно 64% -  функциональные возможности двигательного анализатора, а так же сила процесса возможности возбуждения и подвижности основных нервный процессов находятся в нижних пределах, что может повлиять на учебный процесс студентов

 

Список литературы:
1. Веприцкая Д.А., Лобанова Е.Н. Движение – залог здоровья студентов. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2016; 4 (10): 298-300.  
2. Богданов А.В. Влияние учебной нагрузки на умственное и физическое состояние студентов. Вестник Бурятского государственного университета. 2011; 13: 12-15.  
3.Семенкова Т.Н., Касаткина Н.Э., Казин Э.М. Факторы риска, влияющие на здоровье обучающихся в процессе обучения. Вестник Кемеровского государственного университета. 2011; 2 (46): 98-106.