ОЦЕНКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У СТУДЕНТОВ ГГМУ
Секция: Медицина и фармацевтика
LIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»
ОЦЕНКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У СТУДЕНТОВ ГГМУ
Введение
В настоящее время в современной литературе широко обсуждается проблема работоспособности и утомления в процессе умственной и физической деятельности. Высказывается мнение о том, что деятельность по повышению работоспособности и росту производительности учебного труда должна быть связана не только с облегчением нагрузки, но и с развитием способности человека преодолевать возникшее утомление [1]. Становится ясным, что одним из факторов, негативно влияющим на качество академической подготовки студентов, является недостаточный уровень умственной и физической работоспособности в процессе обучения в вузе [2].
Следовательно, проблема поддержания высокой работоспособности у обучающихся и предупреждения переутомления в режиме дня актуальна и в настоящее время и ее решение позволит минимизировать риски, связанные с влиянием негативных факторов учебного процесса на здоровье студенческой молодежи. Итак, как видно, среди причин, вызывающих серьезные проблемы со здоровьем обучающихся, можно назвать экзогенные и эндогенные факторы, приводящие к нарушению адаптационных возможностей организма в отношении динамичной, а порой и агрессивной окружающей среды.[3]
Цель
Оценить функциональные возможности двигательного анализатора, а так же силу процесса возможности возбуждения и подвижности основных нервный процессов у студентов Гомельского Государственного университета.
Материал и методы исследования
Исследование выполнено методом теппинг-теста, проводится строго индивидуально, методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук.
Порядок выполнения задания – испытуемому кладут бланк теппинг-теста, представленный листом бумаги А4, разделённый на 6 равных квадратов. По сигналу исследуемый должен максимально быстро ставить точки в квадрат бланка, последовательно переходя от 1-го до 6-го. Время работы в каждом квадрате 5 секунд. Точки не должны ставиться на друг друга, так как их все предстоит посчитать.
Опыт проводиться последовательно сначала правой, а затем левой рукой. Полученные в итоге варианты динамики максимального темпа можно условно разделить на пять типов.
В исследовании приняли участие 50 студентов ГомГМУ.
Для обработки данных использовалась программа «Microsoft Excel 2016». Результаты исследования представлены в виде графика работоспособности, и в последующем анализируя результаты, итог выведен в процентном соотношении.
Результаты исследования и их обсуждение
Построив для каждого индивидуальные графики работоспособности, условно разделили все на 5 типов.
Выпуклый тип: для данного типа было заметно нарастание до максимума в первые 10-15 секунд работы; в последующем (к 25-30-й секунде) темп снижается ниже исходного уровня; У данных типов испытуемых свидетельствуем о наличии сильной неравной уровня. Испытуемые имеющие такую кривую обладают сильной нервной системой. Исследуемых с данным типом графиков работоспособности было определено 6 студентов - 12%.
Рисунок 1. Графики
Ровный тип: у данного типа максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течении всего времени работы; этот тип кривой характеризует у исследуемых нервную систему средней силы. Данный тип был у 8 студентов – 16%.
Промежуточный тип: для этого типа была сразу заметно снижение после первых 10-15 секунд, расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы – среднеслабая нервная система и выявлена она у 19 исследуемых – 38% .
Рисунок 2. Графики
Вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня; вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся группе лиц среднеслабой нервной системой, данного типа испытуемых было 13 – 26%.
Нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остаётся на сниженном уровне в течение всей работы; этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого и в исследовании таких было обнаружено 4 студента – 8%.
Выводы
Полученные результаты анкетирования позволяют утверждать, что у практического большинства, а именно 64% - функциональные возможности двигательного анализатора, а так же сила процесса возможности возбуждения и подвижности основных нервный процессов находятся в нижних пределах, что может повлиять на учебный процесс студентов