ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(326)
Рубрика: Юриспруденция

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(326)
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
POWERS OF LOCAL GOVERNMENTS IN THE FIELD OF ENVIRONMENTAL PROTECTION
Darya Bryanskaya
Student, Buryat State University, Russia, Ulan-Ude
Yuliy Khamnuev
Candidate of Law, Associate Professor, Buryat State University, Russia, Ulan-Ude
Аннотация. В статье рассматриваются полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды, установленные законодательством РФ. Раскрываются основные направления деятельности органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды. В качестве примера приводится работа отдела природопользования и охраны окружающей среды Комитета городского хозяйства Администрации Улан-Удэ.
Abstract. The article examines the powers of local governments in the field of environmental protection, established by the legislation of the Russian Federation. The main directions of the activities of local governments in the field of environmental protection are revealed. The work of the Department of Nature Management and Environmental Protection of the Committee of Urban Economy of the Administration of Ulan-Ude is given as an example.
Ключевые слова: полномочия, органы, местное самоуправление, охрана окружающей среды.
Keywords: powers, bodies, local government, environmental protection.
Органы местного самоуправления обладают определёнными Российским законодательством полномочиями в сфере охраны окружающей среды, включающими права и обязанности по обеспечению экологической безопасности, рациональному использованию природных ресурсов и формированию благоприятных условий жизни. Реализация этих полномочий в пределах муниципалитета служит целям устойчивого развития и повышения качества окружающей среды.
Полномочия муниципальных образований в сфере охраны окружающей среды регулируются Конституцией РФ, Федеральным «Об общих принципах организации местного самоуправлeния в Российской Федерaции», Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охрaне окружающей среды», уставами муниципального образования и локальными актами, изданными органами муниципальной власти, которые прежде всего основываются на следующих положениях [3]:
- определение основных направлений охраны окружающей среды города, разработка экологических программ; учет и оценка состояния окружающей среды и природных ресурсов подведомственной территорий, а также объемов отходов объектов производства независимо от форм собственности и подчинения;
- планирование, финансирование, материально-техническое обеспечение природоохранных мероприятий;
- координация деятельности экологических служб предприятий, учреждений и организаций независимо от их форм собственности и подчинения;
- организация экологической экспертизы различных проектов, государственного экологического контроля за состоянием окружающей среды;
- выдача разрешений на отдельные виды природопользования, выбросы и сбросы вредных веществ, захоронение токсичных отходов;
- принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении экологически вредной деятельности;
- разрешение споров в области охраны окружающей среды;
- экологическое воспитание, образование, просвещение;
- обеспечение населения необходимой экологической информацией;
- решение других вопросов охраны окружающей среды, отнесенных к компетенции органов муниципальной власти в соответствии с нормативным регулированием о местном самоуправлении».
При определении компетенции органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды, благоустройства и экологического землепользования необходимо обратиться к статье 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с данной нормой, к вопросам местного значения относятся управление муниципальной собственностью, контроль за использованием земель в пределах муниципалитета, а также участие в охране окружающей среды в рамках своей компетенции.
Кроме того, органы местного самоуправления выполняют иные полномочия, вытекающие из земельного законодательства Российской Федерации, в частности, осуществляют функции земельного контроля на своей территории (статья 72 Земельного кодекса РФ) [5].
Однако положения Земельного кодекса РФ не раскрывают в полной мере вопросы охраны окружающей среды в контексте землепользования. Это вызывает необходимость либо исключить данные нормы из рассмотрения при анализе экологических полномочий органов местного самоуправления, либо внести соответствующие изменения в указанный нормативный правовой акт для более четкого регулирования этой сферы.
При рассмотрении полномочий органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды важно уделить внимание их функциям в области обращения с отходами. Законодательство определяет эти полномочия как организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ (в ред. от 31.12.2017) «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора [4]. В свою очередь, органы местного самоуправления муниципальных районов отвечают за организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Что касается органов местного самоуправления городских округов, их полномочия включают организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки как бытовых, так и промышленных отходов.
Основные полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей среды можно разделить на несколько групп:
1. Полномочия по организации и осуществлению экологических мероприятий
Органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют муниципальные экологические программы, направленные на улучшение экологической ситуации на территории муниципального образования. Эти программы могут включать мероприятия по снижению загрязнения воздуха, воды и почвы, развитию системы обращения с отходами, сохранению биоразнообразия и повышению экологической культуры населения.
2. Полномочия по контролю за соблюдением природоохранного законодательства
Органы местного самоуправления осуществляют контроль за соблюдением экологических норм и правил на подведомственной территории. Это включает проверку соблюдения требований по выбросам загрязняющих веществ, утилизации отходов, использованию природных ресурсов и другим аспектам экологической безопасности.
3. Полномочия по организации экологического просвещения и воспитания населения
Одной из важных задач органов местного самоуправления является повышение экологической культуры населения. Для этого проводятся образовательные программы, экологические акции, конкурсы и другие мероприятия, направленные на формирование ответственного отношения к природе.
4. Полномочия по взаимодействию с общественными организациями и населением
Органы местного самоуправления активно сотрудничают с общественными организациями, занимающимися вопросами охраны окружающей среды, а также привлекают население к участию в экологических мероприятиях. Это позволяет повысить эффективность экологической политики и обеспечить поддержку со стороны местного сообщества.
5. Полномочия по участию в ликвидации последствий экологических чрезвычайных ситуаций
В случае возникновения экологических чрезвычайных ситуаций (например, разливов нефти, лесных пожаров, загрязнения водных объектов) органы местного самоуправления участвуют в их ликвидации, организуя работы по очистке территорий и восстановлению природных ресурсов.
Рассмотрим деятельность отдела природопользования и охраны окружающей среды комитета городского хозяйства Администрации города Улан-Удэ, перед которым стоят следующие основные задачи:
- формирование единой природоохранной политики, направленной на улучшение экологической ситуации и обеспечение экологической безопасности в Улан-Удэ;
- участие в совершенствовании и развитии нормативно-правовой базы для создания эффективных механизмов регулирования в сфере природопользования и охраны окружающей среды на уровне муниципалитета;
- участие в развитии экономических инструментов охраны природы на муниципальном уровне с целью стимулирования реализации природоохранных мероприятий;
- участие в подготовке и реализации республиканских и муниципальных программ, посвящённых вопросам природопользования и охраны окружающей среды;
- участие в проведении комплексной оценки и прогнозировании состояния природных ресурсов и окружающей среды;
- содействие развитию экологического просвещения и воспитания, а также обеспечение органов местного самоуправления и жителей Улан-Удэ достоверной информацией об экологической обстановке.
