Статья:

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(326)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Холодков Д.С. ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 17(326). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/326/172830 (дата обращения: 10.06.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

Холодков Денис Сергеевич
студент Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Сибирский институт управления, РФ, г. Новосибирск

 

Аннотация. В статье исследуются процессы цифровой трансформации в Новосибирской области (НСО) как примере региона, активно внедряющего цифровые технологии для социально-экономического развития. Сформулированы рекомендации по повышению эффективности процессов цифровой трансформации в регионе и максимизации ее положительного влияния на социально-экономическое развитие.

Abstract. The article examines the processes of digital transformation in the Novosibirsk Region (NSO) as an example of a region actively implementing digital technologies for socio-economic development. Recommendations are formulated to increase the effectiveness of digital transformation processes in the region and maximize its positive impact on socio-economic development.

 

Ключевые слова: цифровая трансформация, цифровизация, Новосибирская область, регион, социально-экономическое развитие, цифровая экономика, цифровая политика, цифровые технологии, инновации, риски.

Keywords: digital transformation, digitalization, Novosibirsk region, region, socio-economic development, digital economy, digital policy, digital technologies, innovations, risks.

 

В эпоху глобальной цифровизации ключевым фактором устойчивого развития российских регионов становится внедрение цифровых технологий. Актуальность исследования обусловлена потребностью в научно -  обоснованных подходах к управлению цифровой трансформацией на региональном уровне, учитывающих уникальные особенности и возможности каждого субъекта РФ. Изучение регионального опыта необходимо для выявления общих тенденций и специфики цифровизации, а также для разработки эффективной цифровой политики, адаптированной к местным условиям. Несмотря на преимущества цифровой трансформации, ее внедрение сталкивается с проблемами, такими как нехватка финансирования, дефицит кадров, неравномерное развитие цифровой инфраструктуры и риски информационной безопасности. В связи с этим, данная работа посвящена анализу процессов цифровой трансформации в Новосибирской области (НСО), регионе с высоким научно-техническим потенциалом и амбициозными целями в сфере цифровизации, но испытывающем типичные для регионов России трудности. Исследование направлено на выявление и оценку влияния цифровой трансформации на социально-экономическое развитие НСО, а также на определение ключевых факторов успеха и препятствий для цифровой трансформации региона. Целью работы является комплексный анализ цифровой трансформации в Новосибирской области и разработка научно обоснованных рекомендаций по повышению эффективности региональной цифровой политики. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. анализ теоретических основ и концепций цифровой трансформации;
  2. выявление ключевых направлений и проектов цифровой трансформации в НСО;
  3. оценка рисков реализации стратегии цифровой трансформации;
  4. разработка рекомендаций по совершенствованию цифровой политики НСО.

Цифровая трансформация - это комплексная интеграция цифровых технологий во все сферы деятельности организации или системы, ведущая к кардинальным изменениям в операциях, бизнес - моделях, структуре и ценностных предложениях. В отличие от автоматизации, она подразумевает переосмысление бизнес-процессов и создание новых возможностей для развития.

Ключевым элементом является изменение корпоративной культуры, ориентированной на гибкость и инновации, а не только внедрение технологий. Существуют различные подходы к изучению цифровой трансформации. Модель зрелости цифровой трансформации предполагает последовательное развитие организации по уровням цифровой зрелости. Концепция "Industry 4.0" подразумевает интеграцию различных технологий в производственные процессы для создания "умных" фабрик. Концепция "Умного города" представляет собой применение цифровых технологий для решения городских проблем и повышения качества жизни.

Драйверами цифровой трансформации являются как технологические факторы (развитие ИИ, анализ больших данных, облачные вычисления, IoT, блокчейн, роботизация), так и социально-экономические (изменение потребительских предпочтений, глобализация, конкуренция, необходимость повышения эффективности).

Последствия цифровой трансформации включают повышение производительности, создание новых рабочих мест, улучшение качества жизни, развитие инноваций и повышение конкурентоспособности. Вместе с тем, возникают риски, такие как цифровое неравенство, зависимость от технологий, угрозы информационной безопасности и этические вопросы.

Успешная цифровая трансформация требует комплексного подхода, учитывающего технологические, социальные, экономические и этические аспекты.

Цифровое развитие Новосибирской области – это многогранный процесс, включающий модернизацию государственного управления, развитие цифровой экономики, цифровизацию социальной сферы и создание современной цифровой инфраструктуры.

В рамках региональной стратегии цифровой трансформации НСО целенаправленно повышается цифровая зрелость региона, что отражается в целевых показателях проникновения цифровых технологий в различные сферы.

Ключевые направления цифрового развития НСО: совершенствование электронных госуслуг, развитие инновационного IT-предпринимательства, внедрение цифровых решений в социальную сферу (образование, здравоохранение, культура), обеспечение доступности высокоскоростного интернета и развитие сетей связи нового поколения. Особое внимание уделяется развитию цифровых компетенций населения.

Реализация конкретных проектов (внедрение информационных систем в здравоохранении, создание электронных образовательных платформ, развитие цифровых сервисов для бизнеса, построение элементов "умного города") способствует повышению эффективности организаций, улучшению качества жизни и созданию благоприятной среды для развития цифровой экономики в регионе.

Цифровое развитие НСО сталкивается с вызовами, включая цифровое неравенство между городом и селом, обеспечение информационной безопасности, привлечение и удержание IT-специалистов.

Дальнейшее развитие требует объединения усилий власти, бизнеса, науки и общества, а также разработки комплексных мер для преодоления вызовов и обеспечения устойчивого цифрового развития региона. Эффективное управление рисками необходимо для достижения целей и устойчивого развития региона в условиях цифровой экономики.

Таблица 1.

Оценка рисков реализации стратегии цифровой трансформации

Категория риска

Вероятность

Влияние

Меры снижения

Ответственный

Сроки реагирования

Бюджет на минимизацию

Санкционные ограничения

Высокая

Критическое

Импортозамещение

Минпромтор НСО

2023-2025

 

500 млн

Дефицит кадров

Очень высокая

Высокое

Программы переподготовки

Минобр НСО

2022-2026

200 млн

Кибератаки

Средняя

Критическое

Центр кибербезопасности

МВД НСО

2023-2024

150 млн

Низкий спрос

Высокая

Среднее

Маркетинговые кампании

Корпорация развития

2022-2025

80 млн

Устаревшая инфраструктура

Средняя

Высокое

Модернизация сетей

Ростелеком

2023-2027

1,2 млрд

Законодательные барьеры

Низкая

Среднее Лоббирование изменений

Лоббирование изменений

Правовой департамент

2022-2024

30 млн

Бюджетный дефицит

Средняя

Высокое

ГЧП, краудфандинг

Минфин НСО

2022-2026

-

 

При разработке стратегии цифровой трансформации Новосибирской области важно учитывать потенциальные риски.

Для систематизации и оценки рисков был проведен анализ, представленный в таблице, позволяющей оценить вероятность, степень влияния, ответственных лиц и меры по минимизации последствий. Анализ выявил ключевые риски, представляющие наибольшую угрозу для реализации стратегии.

Высок уровень рисков, связанных с санкциями и дефицитом кадров. Санкционные ограничения требуют мер по импорто - замещению, что предполагает инвестиции и координацию. Дефицит кадров требует программ переподготовки, что также связано с финансовыми затратами. Риски, связанные с кибератаками, устаревшей инфраструктурой и бюджетным дефицитом, также требуют соответствующих мер по минимизации. Снижение рисков кибератак требует создания центров кибербезопасности. Модернизация инфраструктуры требует значительных инвестиций и долгосрочного планирования.

Для решения проблемы бюджетного дефицита необходимо привлекать дополнительные источники финансирования, включая государственно-частное партнерство и краудфандинг. Риск низкого спроса требует маркетинговых кампаний и стимулирования спроса. Риски, связанные с законодательными барьерами, требуют лоббирования изменений в законодательстве.

В заключение, успешная реализация стратегии цифровой трансформации Новосибирской области требует комплексного подхода к управлению рисками, включающего разработку мер по минимизации наиболее значимых рисков и эффективную координацию усилий различных организаций. Эффективное управление рисками необходимо для достижения целей и обеспечения устойчивого развития региона в условиях цифровой экономики.

Для повышения эффективности цифровой трансформации НСО и максимизации положительного влияния цифровых технологий на социально-экономическое развитие региона рекомендуется следующее:

  • Разработка и внедрение комплексной стратегии цифрового развития с четкими целями, показателями и механизмами оценки, учитывающей региональную специфику и национальные приоритеты.
  • Увеличение финансирования цифровых проектов, направленного на развитие инфраструктуры, поддержку стартапов, развитие цифровых компетенций и внедрение цифровых решений. Диверсификация источников финансирования, включая частные инвестиции и государственно-частное партнерство.
  • Развитие цифровой инфраструктуры, особенно в сельской местности, для обеспечения равного доступа к цифровым услугам. Инвестиции в сети связи нового поколения, расширение зоны покрытия высокоскоростного интернета и создание центров доступа к цифровым технологиям
  • Стимулирование инновационного IT-предпринимательства путем финансовой и нефинансовой поддержки стартапов, создания благоприятной нормативно-правовой среды и развития сотрудничества между университетами, наукой и бизнесом.
  • Упрощение регулирования цифровых технологий, устранение административных барьеров и создание условий для развития новых цифровых сервисов. Адаптация законодательства к цифровой экономике и защита прав потребителей.
  • Обеспечение информационной безопасности путем защиты информационных систем и персональных данных от киберугроз, проведения регулярных аудитов безопасности и повышения осведомленности населения о рисках.
  • Развитие сотрудничества между властью, бизнесом и наукой путем создания платформ для обмена опытом, проведения совместных исследований и формирования экспертных советов по цифровой трансформации.

Реализация этих рекомендаций позволит Новосибирской области полностью реализовать свой потенциал в цифровой экономике, повысить конкурентоспособность региона и улучшить качество жизни граждан.

Проведенный анализ выявил значительный потенциал Новосибирской области для дальнейшего развития цифровой экономики и социальной сферы. Реализация этого потенциала требует комплексного подхода, включающего разработку стратегий, преодоление барьеров и эффективное управление рисками. Внедрение предложенных рекомендаций повысит эффективность цифровой политики региона и обеспечит устойчивое развитие НСО в условиях глобальной цифровизации.

 

Список литературы:
1. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2035 года: Закон Новосибирской области от 15 декабря 2020 г. № 38-ОЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. 
2. Александров, Д. А. Цифровая трансформация: вызовы и возможности для регионов России / Д. А. Александров // Региональная экономика: теория и практика. – 2022. – Т. 20, № 4. – С. 636-651.
3. Баранов, И. Н. Цифровая экономика: теоретические основы и перспективы развития в России / И. Н. Баранов, П. С. Смирнов. – Москва: Финансы и статистика, 2020. – 288 с.