Статья:

Школа предпринимательства в теории стратегического управления

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №16(67)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Лебедева И.А., Костромин В.Е. Школа предпринимательства в теории стратегического управления // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 16(67). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/67/51043 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Школа предпринимательства в теории стратегического управления

Лебедева Ирина Александровна
студент, ФГБОУ ВО «ПГТУ», РФ, г. Йошкар-Ола
Костромин Владимир Евгеньевич
канд. экон. наук, доцент ФГБОУ ВО «ПГТУ», РФ, г. Йошкар-Ола

 

Аннотация. В статье рассматривается термин «стратегия» с точки зрения разных авторов и определяется понятие «стратегическое планирование»; показан взгляд ученых на фигуру предпринимателя; обозначены особенности, характеризующие подход предпринимателя к созданию стратегии; определены отрицательные стороны школы предпринимательства.

 

Ключевые слова: стратегия, стратегическое планирование, школа предпринимательства, предприниматель.

 

В современных условиях рыночной экономики, которая характеризуется высокой конкурентностью, наиболее важной составляющей успешного развития предприятия на рынке является применение им стратегического планирования. Прежде чем дать определение «стратегического планирования», рассмотрим различные взгляды ученых на  понятие «стратегия».

В экономической литературе встречается большое количество определений понятия «стратегия», так например, И. Ансофф подразумевает под стратегией совокупность правил для принятия решений; Б. Карлоф называет стратегией действия по координации и распределению ресурсов компании, необходимых для достижения поставленных целей. Г. Минцберг определяет понятие «стратегии» через так называемую комбинацию пяти «П»: стратегия - это план действий; стратегия – это прикрытие, т.е. действия, нацеленные на то, чтобы перехитрить своих противников; стратегия – это порядок действий, т.е. план может быть нереализуемым, но порядок действий должен быть обеспечен в любом случае, стратегия – это позиция в окружающей среде, т.е. связь со своим окружением; стратегия – это перспектива, видение того состояния, к которому надо стремиться.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной целью стратегии является умение приспосабливаться к изменениям внешней конкурентной среды. Важным условием успешного стратегического управления организацией является распределение имеющихся ресурсов между основными стратегическими зонами хозяйствования предприятия.

Следовательно, стратегическое планирование - это предпринятые руководством действия, решения, ведущие к разработке определенных стратегий, с помощью которых могут быть достигнуты желаемые цели.

В процессе развития  стратегического планирования было сформировано несколько направлений, так называемых школ, которые были обобщены Г. Минцбергом в его работе «Школы стратегий». В данной статье мы более подробно остановимся на школе предпринимательства.

Изначально представления о предпринимательстве складывались на основе наблюдений за повседневной хозяйственной деятельностью. Предприниматели считались обычными людьми, и их деятельность не подвергалась специальному анализу.

Первоначально понятие «предпринимательство» ввел Кантильон. Он называл предпринимателем человека, который за определенную цену покупает средства производства, чтобы произвести определенную продукцию и продать ее в целях получения доходов и который, принимая на себя обязательства по издержкам, не знает, по каким ценам может осуществиться реализация.

А. Смит уравнивал владельцев капиталов и бизнесменов. Как и многие другие теоретики, он верил, что при наличии капитала, труда и сырьевых материалов бизнес возникает спонтанно.

В свою очередь Ф. Найт рассматривал предпринимательство как синоним риска, а П. Друкер отождествлял предпринимательство с управлением.

С точки зрения школы предпринимательства стратегическое планирование рассматривается как процесс, осуществляемый одним человеком – руководителем. При этом его мировоззрение, опыт и интуиция являются основополагающими. Предприниматель стремится находить новые идеи и использовать их вопреки неопределенности ситуации и имеющимся рискам.    

В своем научном труде «Деловая стратегия: концепция, содержание, символы» Б. Карлоф отмечает следующие качества, которыми должен быть наделен предприниматель:

1) способность анализировать условия развития компаний, а также создавать новые усовершенствованные структуры путем купли-продажи компаний или производственных подразделений;

2) способность правильно оценить структуру потребительского рынка, чтобы определить именно те потребности, которые могут быть удовлетворены лучше;

3) умение в процессе управления компанией увеличивать не только выгоды потребителя, но и собственные доходы;

4) способность осуществлять руководство, которая включает в себя умение ставить определенные цели и организовывать людей на достижение этих целей, создавая необходимые стимулы [1, с. 8].

Г. Минцберг подразделяет предпринимателей на три категории: основатель организации; руководитель-владелец частного предприятия; руководитель-новатор организации, принадлежащей другим лицам [4, с. 112].

Основные посылки школы предпринимательства заключаются в следующем:

1. стратегия существует в сознании руководителя как предвидение будущего организации;

2. процесс формирования стратегии основан на интуитивном восприятии руководителем окружающей действительности;

3. для предвидения характерна гибкость, поэтому руководитель вносит коррективы в стратегию, рождающуюся по ходу ее выполнения;

4. предпринимательская стратегия нацелена на поиск места организации в рыночной нише [3, с. 59].

Среди положительных моментов в данном подходе можно назвать  опережающий характер  разработки стратегии развития организации и ту роль, которую играет в нем стратегическое видение менеджера. Этот подход особенно эффективен в первые годы существования организации.

Однако необходимо отметить, что школа предпринимательства не идеальна, и в ее стратегическом подходе можно обозначить следующие отрицательные стороны:

  1. формирование стратегии основано на интуитивном видении и сводится к умозаключению руководителя-провидца;
  2. в силу своей занятости текущими делами лидер организации,  может упустить из виду стратегические решения или же, наоборот, мысли о своей концепции могут отвлекать от повседневной работы, что негативно влияет на деятельность организации;
  3. деятельность компании сконцентрирована только в одном направлении развития;
  4. исключается многообразие стратегических решений в виду того, что  в последующих своих решениях  организация должна полагаться на мнение одного или двух талантливых человек [3].

Таким образом, подводя итоги можно сказать, что предпринимательство является одним из основных компонентов экономической системы. А двигателем развития стратегии школы предпринимательства является инициативный лидер-руководитель, который, несмотря ни на что, стремится укрепить позиции своего предприятия на конкурентном рынке с целью достижения наибольшей прибыли и сокращения издержек. Его опыт, интуиция, предвидение будущего организации играют большую роль на начальных этапах становления бизнеса, однако при дальнейшем его развитии необходимы подходы других школ.

 

Список литературы:
1. Карлоф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы: пер. с англ. - М.: Экономика, 1991. - 240 с.
2. Костромин В.Е., Кошелева Л.В. Стратегический анализ и финансовая модель предприятия: учебное пособие. - Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2014. - 164 с.
3. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: учебное пособие. - М.: «Инфра-М», 2014. - 208 с.
4. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий: пер. с англ. - СПб.: Питер, 2000. - 336 с.