Анализ эффективности использования земельных ресурсов Верхоянского района в условиях реализации федерального закона РФ №119-ФЗ от 01.05.2016
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(44)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №23(44)
Анализ эффективности использования земельных ресурсов Верхоянского района в условиях реализации федерального закона РФ №119-ФЗ от 01.05.2016
Аннотация. Дана характеристика земельных ресурсов Верхоянского района, проведен анализ эффективности использования земельных ресурсов и нормативно-правовой базы использования земельных ресурсов.
Ключевые слова: земельные ресурсы, использование земли, «дальневосточный гектар»,
С целью освоения земель на Дальнем Востоке 1 мая 2016г был принят Федеральный закон Российской Федерации №119 «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" , и который уже вступил в силу и получил в народе название «дальневосточный гектар». Земля как объект недвижимости имеет особый правовой статус и служит объектом специфических общественно-экономических отношений.
Управление земельными ресурсами основывается на представлении о земле как о природном объекте и важнейшей составляющей части природы. Земля может выступать как природный ресурс( средство производства в с/х и лесном хозяйстве), основа осуществления хозяйственной и иной деятельности в различных сферах. Земля представляет собой недвижимое имущество, является объектом право собственности.
Законодательство по земельным вопросам претерпело значительные изменения в связи с принятием ряда федеральных законов, которые создали основу землевладения.
Эти законы и распоряжения органов исполнительной власти, создали либеральную концептуальную основу для дальнейшего развития землевладения. В период с 1998 по 2010 гг. законодательство по земельным вопросам претерпело значительные изменения в связи с принятием ряда федеральных законов, которые создали основу землевладения.
Эти законы и распоряжения органов исполнительной власти, создали либеральную концептуальную основу для дальнейшего развития землевладения..
В соответствии с законодательством защита земли - первоочередная задача, так как земля есть самая важная составляющая окружающей среды и является средством производства в сельском и лесном хозяйстве.
Целью закона «Дальневосточный гектар» является развитие территорий Дальнего Востока, предоставление местным жителям дополнительных возможностей и стимулов для жизни в регионе, ведения своего дела, а также привлечения новых жителей.
Места, где можно выбрать свой гектар, предостаточно. Сейчас можно выбрать себе участок из 150 с лишним миллионов гектаров.
То есть, при желании, каждый гражданин России, может получить свой гектар. Сюда относятся земли самого разного назначения: сельскохозяйственные угодья, участки под индивидуальное жилищное строительство, земли промышленного назначения и так далее.
Согласно закону Республики Саха (Якутия) «Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутии)» от 29 декабря 2004 года З № 395- III Верхоянский район является единицей административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия).
Площадь земель в границах Верхоянского района– 13742806 га.
По данным статистики, на 1 января 2016 года на территории Верхоянского района проживает 11371 человек, из них в сельской местности 6380 человек.
Проанализировав, можно сказать, что основную часть земельных ресурсов Верхоянского района составляет земли лесного фонда– 13431745 га, что составляет 84%.
Данный факт объясняется особенностями физико-географического расположения района, где преобладают горные-лесные массивы. Территория района расположена за полярным кругом и большую ее часть занимает Верхоянская горная система, которая окружает район с запада, юга и востока.
На сельскохозяйственные угодья приходится 185266 га, соответственно 1,35% от общей площади земель района. На земли населенных пунктов приходится 4989 га земли, то есть 0,03%. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и земли иного специального назначения составляют 965 га, но в связи со вторым этапом промышленного освоения, планируется увеличение площади земель богатых запасами ископаемых материалов.
В случае проведения работ агромелиорации можно увеличить площадь земель под сенокосные угодья.
Развитие сельского хозяйства стоит в приоритете социально - экономического развития района.
Мониторинг использования земель Верхоянского района по категориям показывает, что земли сельскохозяйственного назначения используются на 96% (177606га из 185266га), земли населенных пунктов – 83% (4155га из 4989га), земли промышленности – 97% (932га из 965га), земли лесного фонда – 56% (7482002из 13431745га), и водного фонда -100% (37877га).
Использование земель гражданами для производства сельскохозяйственной продукции
В текущем году в общей площади земель, предоставленных гражданам, произошло увеличение на 1га за счет госсобственности для з.у. под ИЖС и стало на 01.01.2018 г. земель всего 10662га, из них: земли крестьянских хозяйств-6132га; земли для ведения ЛПХ-4052га, в т.ч. приусадебные участки-222га, сенокосы граждан-3828га, огороды-2га; земли под дачные участки-3га; земли под ИЖС-18га; земли под животноводство (сайылычное хозяйство)-94га; земли для выпаса скота-363га.
У граждан в пожизненном наследуемом владении осталось всего 3432га, в том числе на землях СХН-3344га, на землях населенных пунктов-88га и которые предоставлены:
- для ведения крестьянского хозяйства 3266га на 370з.у. с 102 владельцами;
- для ведения ЛПХ-84га, в том числе: приусадебные участки-82га с 626з.у. и владельцами, огороды-2га с 16з.у. и владельцами;
- для ведения дачного хозяйства-2га с 24з.у. и владельцами;
- для ИЖС-2га с 48з.у. и владельцами;
- для животноводства-78га с 370з.у. и владельцами.
В аренду с учетом изменения предоставлено гражданам всего 6066га, в том числе на землях СХН-6049га, на землях населенных пунктов-22га, из них:
- для ведения крестьянского хозяйства 1847га на 123з.у. с 45 арендаторами;
- для ведения ЛПХ-3849га, в том числе: приусадебные участки (с учетом ЛПХ в гор.н.п.)-21га с 244з.у. и арендаторами, сенокосы-3828га на 602з.у. с 664 арендаторами;
- для ИЖС-1га с 13з.у. и арендаторами;
- для животноводства-6га на 33з.у. с 34 арендаторами;
- для выпаса скота-363га с 89з.у. и арендаторами.
В соответствии со сведениями о правах из ГКН, из предоставленных в аренду земель на текущее время 84гражданами- арендаторами зарегистрировано всего 470га на 92з.у., из них: для ведения крестьянского хозяйства - 62га на 10з.у. 5 главами к/х., для сенокошения – 406га на 80з.у. с 78 арендаторами, для выпаса скота – 2га на 2з.у. 1арендатором.
В земельном фонде района наибольший удельный вес составляет категория земель лесного фонда (97.7%). Всего используется 56% земельного фонда района (7702572га из 13742806га).
В основной массе земельного фонда не используются: земли запаса 100% (81964га) и 44% земель лесного фонда, представляющие не покрытые лесом, гари, вырубки и прочие земли, на которых расположены горные хребты, и сенокос площадью 404га (100%).
По состоянию 01.01.2018г в Верхоянском районе подано 112 заявлений на «дальневосточный гектар», из них 80 подписаны договора на безвозмездное пользование, 5 отправлены на кадастровый учет, 9 перенаправлены на департамент по лесным отношениям, 9 отказаны, 9 находятся на рассмотрении. Из 112 заявлений большинство подано на территории Сартанского наслега (28%), Борулахского наслега (20%), Янского наслега (14%), Адычинского наслега (10%) итд.
Также, нужно отметить, что 95% участников программы «Дальневосточный гектар» выбирают занятие сельским хозяйством - растениеводством, сельскохозяйственным использованием, животноводством, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках и другими видами сельскохозяйственной деятельности, планируют построить себе жилье – 5%.
Для улучшения системы использования земельного фонда Верхоянского района необходимы контроль и меры по осуществлению полного, рационального использования земель.